Папки-передвижки

Малые формы фольклора — источник всестороннего развития ребенка-дошкольника.

Любовь Николаева
Малые формы фольклора — источник всестороннего развития ребенка-дошкольника.

Малый фольклорный жанр – это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклорные жанры : песенки, потешки, прибаутки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, заклички, пестушки.

Публикация «Малые формы фольклора — источник всестороннего развития ребенка-дошкольника,» размещена в разделах

К педагогу, хорошо владеющему образным народным фольклором, тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете, ведь на глазах у малышей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают «человеческими» голосами, поют, пляшут и т. д. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче и интереснее.

События последних десятилетий в жизни нашей страны отразились на отношении подрастающего поколения к прошлому России. К сожалению, представления детей о старинных праздниках, традициях, фольклора, художественных промыслах, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений становятся поверхностными. Лавина рекламных роликов, множество заимствованных терминов из иностранных языков – все это угрожает языку, а значит нашей культуре. Объяснить детям современную жизнь невозможно без прошлого. Со старинных слов, потешек, сказок и колыбельных начинается сегодняшнее познание мира ребенком. И кто, как не мы, взрослые, должны помочь детям понять, что происходит на свете, обращаясь к русскому народному творчеству.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, обогащает чувства и речь ребенка, формирует отношение к окружающему миру, т. е. играет полноценную роль во всестороннем развитии. Создавая сказки, былины, пословицы, частушки, люди пытались выразить свои мысли, свои представления о счастье, добре, справедливости. Это творчество живет и сейчас – постоянно рождаются новые пословицы, поговорки, загадки, анекдоты, песни и частушки. Но чаще всего мы говорим о фольклоре тех далеких времен, когда не имея письменности народ передавал свои творения из уст в уста, из поколения в поколение.

Человек встречается с устным народным творчеством с первых дней своей жизни. Колыбельные песни, потешки, прибаутки ежедневно звучат в доме малыша. Ласковый говорок прибауток, потешек, песенок вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка. Подрастая, ребенок сам начинает пользоваться детским фольклором : считалками, дразнилками, скороговорками, загадками. И конечно, огромную роль в жизни детей занимают сказки. Сказка – это своего рода нравственный кодекс, пример истинного поведения человека. Цель сказки заключается в словах: «в сказке – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок» - урок быть добрым не сдающимся, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку ребята получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости. Узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и все закончится хорошо.

Сказка помогает детям в развитии связной речи, формируется способность пересказывать сказку, составлять рассказ, почувствовать себя героем этой сказки.

Значимость народного фольклора очень велика в адаптационный период, хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает установить контакт, вызвать положительные эмоции.

Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Использование малых форм фольклора вносят ощущение «живинки» в занятие, они заставляют взглянуть на те или иные предметы по новому, увидеть необычное, интересное. Пестушки, песенки – это игры с пальцами, ручками, ножками – развивается не только речь, но и мелкая моторика.

Заклички, приговорки – дают возможность узнать о явлениях природы, через них народ обращался к явлениям природы: «Дождик лей, лей, лей». Во многих русских пословицах отражены тонкие наблюдения над природой, понимание того, что природа – это сила, с которой надо считаться.

Хоровод – одно из народных праздничных действ, которое целиком связано с природой, т. к. проходило это действие всегда на природе.

Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты…». Считалки действуют на поведение ребенка, воспитывают его выдержку, развивают его речь, вызывают интерес к словам. Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь. Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувства ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность речи.

Использование колыбельных песенок во время сна создает комфорт нахождения в детском саду, ласковые, нежные слова успокаивают, настраивают ребенка на отдых.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывают влияние на разностороннее развитие детей. Загадки обогащают словарь детей, в которой в образной форме даются характерные признаки предметов и явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключение, умение ярко и лаконично передавать образы предметов и явлений.

Игра является национальным богатством, содержащим фольклорный материал. Русские народные игры имеют многовековую историю, они передавались из поколения в поколение так же, как сказки, былины, песни. В них ярко отображается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, находчивость, волю и стремление к победе. Многие передовые представители культуры К. Д. Ушинский, Г. А. Виноградов, Е. А. Покровский призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка.

Таким образом, народное творчество – это неисчерпаемый источник для всестороннего развития ребенка-дошкольника.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Использование фольклора в развитии дошкольников» МБДОУ детский сад № 6 Воспитатель Бочанская Н. В. Краснодарский.

Творческая сторона профессии…Творческая сторона профессии… Что такое "педагог"? Под этим словом подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. Профессия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые формы фольклора — источник всестороннего развития ребенка-дошкольника.
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 17:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД