ТАТЬЯНА ФООС
Мастер-класс для дошкольных работников. «Путешествие по карте»
▼ Скачать + Заказать документы
План проведения мастер – класса воспитателя МДОУ «Детский сад №3» Фоос Т. С.
«Использование «Путешествие по карте» в познавательном развитии старших дошкольников»
Дата проведения
1. Регистрация участников мастер-класса
2. Вступительное слово
3. Актуализация знаний участников о формах работы в познавательном развитии старших дошкольников.
Публикация «Мастер-класс для дошкольных работников, „Путешествие по карте“» размещена в разделах
4. Краткое представление опыта «Использование «Путешествие по карте» в познавательном развитии старших дошкольников» с демонстрацией мультимедийной презентации.
5. Просмотр записи совместной деятельности «Путешествие в земли крайнего севера»
6. Анализ с участниками мастер-класса просмотренного фрагмента.
7. Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте».
8. Творческое задание участникам «Планируем путешествие в ….» (вместе формулируются задачи, которые будут решаться в процессе работы с детьми; по группам: составить план предшествующей работы, план-проект развивающей среды, мероприятия с детьми после путешествия)
9. Выступление групп с презентацией результатов работы.
10. Рефлексия в форме составления синквейнов.
Мастер – класс для дошкольных работников
«Путешествие по карте».
Давно занимаюсь вопросом познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. В программе «Радуга» познавательное развитие выделено в самостоятельный раздел. Авторы программы «Радуга» исходят из того, что познавательное развитие ребенка осуществляется через деятельность. Какие виды деятельности способствуют познавательному развитию ребенка? (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение) Все виды деятельности способствуют познавательное развитие ребенка, формированию его познавательной сферы. ( компоненты: познавательные процессы, информация, отношение к информации).
Я в своем опыте наиболее глубоко занимаюсь использованием познавательно-исследовательской деятельности для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира. Такое современное определение дается в ФГТ.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию. Какие типы исследований используете вы в своей работе?
Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация, путешествие по карте, путешествие по реке времени.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими – познавательными – мотивами, намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире. Чем старше ребенок, тем в большей степени познавательно-исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам, не входящих в его непосредственный опыт и окружение. Здесь перед педагогом встает задача создать условия, при которых эти потребности будут удовлетворены.
Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте» соответствует потребностям познавательного развития старших дошкольников.
Организуя познавательно-исследовательскую деятельность «Путешествие по карте», за основу взяли методику Н. А. Коротковой из книги «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». Этот тип исследований очень хорошо вписывается в содержание программы «Радуга» по познавательному развитию детей, при ознакомлении с картой.
«Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).
Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествии по карте» : обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.
Задачи, решаемые при «Путешествии по карте» :
С чем можно познакомить детей, используя «Путешествие по карте»?
Мы с вами фактически определили содержание данного типа исследования.
Это содержание помогает решить задачи
1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.).
2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.
4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
Вопрос к слушателям: что означает данная задача, что значить «творческий исследовательский характер»?
Ответ: зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательную активность.
Таким образом, мы определили цель, задачи и содержание данной деятельности.
«Путешествие по карте» проводили с детьми подготовительной к школе группе 1 раз в месяц во второй половине дня. Длительность деятельности 30-40 минут. Придерживаясь тем предложенных Коротковой Н. А. при знакомстве с картой, мы расширили и частично изменили само содержание деятельности, учитывая интересы детей, содержание занятий по познавательному развитию в программе «Радуга» и возможности материальной и технической базы группы и детского сада.
Материалы для «Путешествия по карте» :
1. Глобус, физическая карта мира, контурные карты на каждого ребенка.
2. Иллюстрации видов транспорта.
3. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения (демонстрационный материал, А-4).
4. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал).
5. Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту (размер метки 2на 3). Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.
6. Художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).
7. материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).
Для «Путешествий по карте» в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта мира, которая служит наглядностью целостного «пространства мира».
Карта и глобус постоянно находятся в развивающей среде группы в свободном доступе для ребенка, чтобы дети могли самостоятельно продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.
Хочу предложить вам, разработанный нами алгоритм проведения «Путешествия по карте»
Алгоритм «Путешествия по карте» :
1. Выбор пункта назначения.
2. Выбор транспортного средства передвижения.
3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.
4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
5. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.
6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.
Работа со слушателями
ВОПРОС: По вашему мнению «Путешествие по карте» и сюжетная игра – путешествие- одно и тоже?
ОТВЕТ: Не следует смешивать познавательно-исследовательскую деятельность, каковой является «Путешествие по карте», и сюжетную игру. Хотя «исследования-путешествия» протекают в условном плане, их основной девиз: узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве и времени.
В сюжетной игре ребенок «проживает» и осваивает целостные модели человеческих действий и отношений. Главное для него в игре – не анализировать мир, а быть в нем, пусть даже условно, кем-то значительным. Управлять событиями.
ПРИМЕР: на основе «путешествий по карте» можно организовать сюжетную игру. В кого можно поиграть после знакомства с Антарктидой? В полярную экспедицию, поплавать на корабле-ледоколе.
Еще я хотела бы обратить ваше внимание на то, что не следует смешивать путешествие по карте с продуктивной деятельностью. Если на занятиях познавательного цикла, а к таким и относится «Путешествие по карте», воспитатель фиксирует с детьми какие-то знания схемами, картинками, то это должна быть очень быстрая работа, не требующая значительных усилий (Пример. Стоит приклеить вырезки клеящим карандашом, а не возиться с кисточками и клеем).
В отличии от продуктивной деятельности, смысл которой – достижение вещевого результата с хорошим качеством, в познавательно-исследовательской деятельности главное – нахождение связей между вещами и явлениями. Результат, хотя и выраженный предметно – всего лишь систематизация, символизация представлений в схемах, значках-символах.
Поэтому все макеты, альбомы, панно создавались нами в совместной с детьми деятельности после путешествия по карте.
Работы на месяц (изготовление панно, макетов, альбомов).
планируется совместно с детьми или в течении месяца проходит по плану воспитателя. ( пример: Есть панно «Животные жарких стран» пополняется после путешествия в Индию – планируем с детьми, а оформление макета «Египетские пирамиды» в совместной деятельности, организованной воспитателем)
Развивающая среда:
1. Глобус
2. Физическая карта мира, атласы, контурные карты.
3. энциклопедии, художественная литература (подбор книг).
4. Фотографии, открытки, иллюстрации по теме.
5. Макеты ландшафтов.
6. Панно растительного и животного мира.
7. Альбомы по теме «Заметки путешественника»
8. Дидактические игры («Чернильное пятно», «Путешествие вокруг света», «Кто, где живет»).
9. Видеотека (диски, кассеты, видеозаписи).
10. Лаборатория с материалом для опытов, исследований (опыт со льдом – айсберги; исследование чая; почему пингвин не тонет и не мокнет; день и ночь).
11. Грамзаписи природных явлений, произведений композиторов.
Весь материал вносится в развивающую среду группы после «Путешествия», пополняется в течение всего месяца детьми и взрослыми.
Работа по знакомству детей с картой и глобусом начинается еще в старшей группе. У них имеются представления, что это модель Земли. Частично знают обозначение цветом природных зон.
На первом занятии, при рассматривании глобуса и карты, более подробно рассказали детям о материках, океанах. Рассмотрели и определили, каким цветом обозначено на карте : горы – коричневые, вода - голубая, зеленый – лес, желтый – песок. Уточнили, что вода занимает большую часть земной поверхности, познакомились с компасом. В конце занятия детям были розданы контурные карты, с предложением закрасить голубым цветом водные пространства и с помощью взрослого надписать часть света.
Дальнейшее путешествие шло в соответствии составленного плана воспитателя.
Итоговое занятие.
Рассмотрели карту, какие метки самые интересные. Дети вспомнили, чем особенно им запомнилась та или иная страна. Сравнили ландшафт, растительный и животный мир в похожих климатических условиях. Пример Северные земли и Антарктиду, Африку и Индию.
Демонстрировали свои контурные карты.
В конце разговора подвела детей к тому, что есть еще много мест, где мы не были, и что каждый может сам узнать об интересующей его стране, материке через различные источники информации: интернет, книги, телепередачи, поездки с родителями.
Можно составить с детьми календарь путешествия на год, где будет распределена последовательность посещения материков и стран. Данный прием способствует поддержанию интереса детей к путешествию по карте, они смогут ощутить свою полноправную роль в данной деятельности и смогут отследить и спланировать дальнейшие свои действия по сбору информации об определенном пункте назначения. Окончание каждого путешествия должно отмечаться в плане-схеме флажком.
Просмотр записи совместной деятельности «Северные земли и их обитатели»
Предлагаю вам посмотреть совместную познавательно-исследовательскую деятельность «Путешествие по карте» «Северные земли и их обитатели». Определить, какая предварительная работа проведена с детьми. Выдержаны ли пункты алгоритма «Путешествия».
Проанализируем просмотренную запись,
ВОПРОС: Какая предварительная работа была проведена?
ОТВЕТ: работа с картой и глобусом, знакомство с океанами их месторасположением, знакомство со средствами передвижения ледокол, собачьи и оленьи упряжки, животные севера,
ВОПРОС: соответствует ли ход занятия алгоритму «Путешествие по карте».
Вопрос: получилась ли у нас исследовательская, а не продуктивная деятельность.
Ответ: дети получали новые знания разными способами. Исследовали ткани. Работали с картинками и книгами. Размышляли, высказывали предположения и находили доказательства. Фиксация карточек-меток была быстрая, готовились заранее.
Вопрос: почему это путешествие нельзя назвать игрой-путешествием.
Ответ: дети узнавали. Находили. Получали готовые знания, а не брали на себя роли и не выполняли ролевые действия.
Это путешествие послужило толчком к последующей деятельности в течении месяца. Мы изготовили макет «Север», панно «Животные севера», чтение литературы (нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка»).
Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте»
1. дети рассматривают карту, компас, глобус.
2. дети отмечают маршрут путешествия по карте.
3. рассматривание энциклопедий.
4. опыт «Айсберги».
5. опыт с песком.
6. вырезание карточек-меток и наклеивание их на карту.
7. вырезание картинок и создание панно «Животные Севера».
8. рассматривание макета «Морское дно», «Жизнь на севере».
9. Чтение художественной литературы с детьми.
10. Дидактические игры.
Задание участникам
Я предлагаю вам составит план –схему «Путешествия по карте» на тему «Путешествие в Африку»
Сформулируем задачи, которые мы хотим решить в ходе путешествия по Африке.
(демонстрация задач на экране).
Работа по подгруппам :
Составить план предварительной работы.
Составить план-проект развивающей среды.
План мероприятий с детьми после путешествия.
Представление группами результатов своей творческой деятельности.
Группа представляет материал, а остальные участники анализируют, какие задачи он решает.
Итак, мы составили план «Путешествие в Африку», которым можно использовать в работе.
Рефлексия.
Составление синквейнов.
Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорил 1.5 часа нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна
1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;
2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;
3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;
4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.
Пример:
Книга
Мудрая, вечная
Учит. Лечит. Ведет
Всю жизнь сопровождает
Радость.
А мы составили такой синквейн.
Путешествие по карте
Развивающее, познавательное
Исследуем, узнаем, действуем
Знакомится с миром интересно
Исследование
Литература
1. Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».
2. «Ребенок в детском саду» №1 2002 год, стр. 42 статья Н. А. Коротковой «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».
3. Л. В. Булышева «Коллекция синквейнов».
Работа нашего мастер-класса заканчивается и я предлагаю пополнить педагогическую копилку нашего детского сада вашими отзывами, пожеланиями, предложениями, высказываниями о том, нашли ли вы сегодня для себя что-то новое, интересное.