Папки-передвижки

Мастер-класс для дошкольных работников. «Путешествие по карте»

ТАТЬЯНА ФООС
Мастер-класс для дошкольных работников. «Путешествие по карте»

План проведения мастер – класса воспитателя МДОУ «Детский сад №3» Фоос Т. С.

«Использование «Путешествие по карте» в познавательном развитии старших дошкольников»

Дата проведения

1. Регистрация участников мастер-класса

2. Вступительное слово

3. Актуализация знаний участников о формах работы в познавательном развитии старших дошкольников.

Публикация «Мастер-класс для дошкольных работников, „Путешествие по карте“» размещена в разделах

4. Краткое представление опыта «Использование «Путешествие по карте» в познавательном развитии старших дошкольников» с демонстрацией мультимедийной презентации.

5. Просмотр записи совместной деятельности «Путешествие в земли крайнего севера»

6. Анализ с участниками мастер-класса просмотренного фрагмента.

7. Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте».

8. Творческое задание участникам «Планируем путешествие в … (вместе формулируются задачи, которые будут решаться в процессе работы с детьми; по группам: составить план предшествующей работы, план-проект развивающей среды, мероприятия с детьми после путешествия)

9. Выступление групп с презентацией результатов работы.

10. Рефлексия в форме составления синквейнов.

Мастер – класс для дошкольных работников

«Путешествие по карте».

Давно занимаюсь вопросом познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. В программе «Радуга» познавательное развитие выделено в самостоятельный раздел. Авторы программы «Радуга» исходят из того, что познавательное развитие ребенка осуществляется через деятельность. Какие виды деятельности способствуют познавательному развитию ребенка? (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение) Все виды деятельности способствуют познавательное развитие ребенка, формированию его познавательной сферы. ( компоненты: познавательные процессы, информация, отношение к информации).

Я в своем опыте наиболее глубоко занимаюсь использованием познавательно-исследовательской деятельности для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира. Такое современное определение дается в ФГТ.

Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя различные типы исследований, доступных дошкольникам и позволяющие занять им активную исследовательскую позицию. Какие типы исследований используете вы в своей работе?

Опыты и эксперименты, коллекционирование и классификация, путешествие по карте, путешествие по реке времени.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими – познавательными – мотивами, намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире. Чем старше ребенок, тем в большей степени познавательно-исследовательская активность смещается с окружающих его вещей к более отвлеченным предметам, не входящих в его непосредственный опыт и окружение. Здесь перед педагогом встает задача создать условия, при которых эти потребности будут удовлетворены.

Познавательно-исследовательская деятельность «Путешествие по карте» соответствует потребностям познавательного развития старших дошкольников.

Организуя познавательно-исследовательскую деятельность «Путешествие по карте», за основу взяли методику Н. А. Коротковой из книги «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». Этот тип исследований очень хорошо вписывается в содержание программы «Радуга» по познавательному развитию детей, при ознакомлении с картой.

«Путешествие по карте» - это освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света и родной страны).

Цель познавательно-исследовательской деятельности «Путешествии по карте» : обеспечить условия для развития у детей старшего дошкольного возраста естественно - научных представлений об окружающем мире, формирование целостной картины мира.

Задачи, решаемые при «Путешествии по карте» :

С чем можно познакомить детей, используя «Путешествие по карте»?

Мы с вами фактически определили содержание данного типа исследования.

Это содержание помогает решить задачи

1. Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.).

2. Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.

4. Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.

5. Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.

Вопрос к слушателям: что означает данная задача, что значить «творческий исследовательский характер»?

Ответ: зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания (опыты, эксперименты, книги, беседы, споры) и воплотить это в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком (альбом, панно, открытка, макет и т. д.) т. е. развивать познавательную активность.

Таким образом, мы определили цель, задачи и содержание данной деятельности.

«Путешествие по карте» проводили с детьми подготовительной к школе группе 1 раз в месяц во второй половине дня. Длительность деятельности 30-40 минут. Придерживаясь тем предложенных Коротковой Н. А. при знакомстве с картой, мы расширили и частично изменили само содержание деятельности, учитывая интересы детей, содержание занятий по познавательному развитию в программе «Радуга» и возможности материальной и технической базы группы и детского сада.

Материалы для «Путешествия по карте» :

1. Глобус, физическая карта мира, контурные карты на каждого ребенка.

2. Иллюстрации видов транспорта.

3. Карточки или фотоиллюстрации с изображением природных и культурных ландшафтов разных частей света; жизненной среды и типичных занятий населения (демонстрационный материал, А-4).

4. Карточки с изображением типичных представителей флоры и фауны разных частей света (демонстрационный материал).

5. Мелкие карточки-метки для наклеивания на карту по маршруту (размер метки 2на 3). Метки отображают характерных представителей флоры и фауны данной местности, достопримечательности, особенности проживания людей и т. д.

6. Художественная литература (произведения могут быть использованы как для предварительной работы, так и в ходе самого путешествия или в последующей работе).

7. материалы для исследований детей (опыты, экспериментирование).

Для «Путешествий по карте» в качестве постоянного материала нужны глобус и большая физическая карта мира, которая служит наглядностью целостного «пространства мира».

Карта и глобус постоянно находятся в развивающей среде группы в свободном доступе для ребенка, чтобы дети могли самостоятельно продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.

Хочу предложить вам, разработанный нами алгоритм проведения «Путешествия по карте»

Алгоритм «Путешествия по карте» :

1. Выбор пункта назначения.

2. Выбор транспортного средства передвижения.

3. Определение маршрута по глобусу и карте (или возможные разные пути) и прокладывание его цветными маркерами на карте.

4. Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

5. Само путешествие. Познавательно-исследовательская деятельность.

6. Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Работа со слушателями

ВОПРОС: По вашему мнению «Путешествие по карте» и сюжетная игра – путешествие- одно и тоже?

ОТВЕТ: Не следует смешивать познавательно-исследовательскую деятельность, каковой является «Путешествие по карте», и сюжетную игру. Хотя «исследования-путешествия» протекают в условном плане, их основной девиз: узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в пространстве и времени.

В сюжетной игре ребенок «проживает» и осваивает целостные модели человеческих действий и отношений. Главное для него в игре – не анализировать мир, а быть в нем, пусть даже условно, кем-то значительным. Управлять событиями.

ПРИМЕР: на основе «путешествий по карте» можно организовать сюжетную игру. В кого можно поиграть после знакомства с Антарктидой? В полярную экспедицию, поплавать на корабле-ледоколе.

Еще я хотела бы обратить ваше внимание на то, что не следует смешивать путешествие по карте с продуктивной деятельностью. Если на занятиях познавательного цикла, а к таким и относится «Путешествие по карте», воспитатель фиксирует с детьми какие-то знания схемами, картинками, то это должна быть очень быстрая работа, не требующая значительных усилий (Пример. Стоит приклеить вырезки клеящим карандашом, а не возиться с кисточками и клеем).

В отличии от продуктивной деятельности, смысл которой – достижение вещевого результата с хорошим качеством, в познавательно-исследовательской деятельности главное – нахождение связей между вещами и явлениями. Результат, хотя и выраженный предметно – всего лишь систематизация, символизация представлений в схемах, значках-символах.

Поэтому все макеты, альбомы, панно создавались нами в совместной с детьми деятельности после путешествия по карте.

Работы на месяц (изготовление панно, макетов, альбомов).

планируется совместно с детьми или в течении месяца проходит по плану воспитателя. ( пример: Есть панно «Животные жарких стран» пополняется после путешествия в Индию – планируем с детьми, а оформление макета «Египетские пирамиды» в совместной деятельности, организованной воспитателем)

Развивающая среда:

1. Глобус

2. Физическая карта мира, атласы, контурные карты.

3. энциклопедии, художественная литература (подбор книг).

4. Фотографии, открытки, иллюстрации по теме.

5. Макеты ландшафтов.

6. Панно растительного и животного мира.

7. Альбомы по теме «Заметки путешественника»

8. Дидактические игры («Чернильное пятно», «Путешествие вокруг света», «Кто, где живет»).

9. Видеотека (диски, кассеты, видеозаписи).

10. Лаборатория с материалом для опытов, исследований (опыт со льдом – айсберги; исследование чая; почему пингвин не тонет и не мокнет; день и ночь).

11. Грамзаписи природных явлений, произведений композиторов.

Весь материал вносится в развивающую среду группы после «Путешествия», пополняется в течение всего месяца детьми и взрослыми.

Работа по знакомству детей с картой и глобусом начинается еще в старшей группе. У них имеются представления, что это модель Земли. Частично знают обозначение цветом природных зон.

На первом занятии, при рассматривании глобуса и карты, более подробно рассказали детям о материках, океанах. Рассмотрели и определили, каким цветом обозначено на карте : горы – коричневые, вода - голубая, зеленый – лес, желтый – песок. Уточнили, что вода занимает большую часть земной поверхности, познакомились с компасом. В конце занятия детям были розданы контурные карты, с предложением закрасить голубым цветом водные пространства и с помощью взрослого надписать часть света.

Дальнейшее путешествие шло в соответствии составленного плана воспитателя.

Итоговое занятие.

Рассмотрели карту, какие метки самые интересные. Дети вспомнили, чем особенно им запомнилась та или иная страна. Сравнили ландшафт, растительный и животный мир в похожих климатических условиях. Пример Северные земли и Антарктиду, Африку и Индию.

Демонстрировали свои контурные карты.

В конце разговора подвела детей к тому, что есть еще много мест, где мы не были, и что каждый может сам узнать об интересующей его стране, материке через различные источники информации: интернет, книги, телепередачи, поездки с родителями.

Можно составить с детьми календарь путешествия на год, где будет распределена последовательность посещения материков и стран. Данный прием способствует поддержанию интереса детей к путешествию по карте, они смогут ощутить свою полноправную роль в данной деятельности и смогут отследить и спланировать дальнейшие свои действия по сбору информации об определенном пункте назначения. Окончание каждого путешествия должно отмечаться в плане-схеме флажком.

Просмотр записи совместной деятельности «Северные земли и их обитатели»

Предлагаю вам посмотреть совместную познавательно-исследовательскую деятельность «Путешествие по карте» «Северные земли и их обитатели». Определить, какая предварительная работа проведена с детьми. Выдержаны ли пункты алгоритма «Путешествия».

Проанализируем просмотренную запись,

ВОПРОС: Какая предварительная работа была проведена?

ОТВЕТ: работа с картой и глобусом, знакомство с океанами их месторасположением, знакомство со средствами передвижения ледокол, собачьи и оленьи упряжки, животные севера,

ВОПРОС: соответствует ли ход занятия алгоритму «Путешествие по карте».

Вопрос: получилась ли у нас исследовательская, а не продуктивная деятельность.

Ответ: дети получали новые знания разными способами. Исследовали ткани. Работали с картинками и книгами. Размышляли, высказывали предположения и находили доказательства. Фиксация карточек-меток была быстрая, готовились заранее.

Вопрос: почему это путешествие нельзя назвать игрой-путешествием.

Ответ: дети узнавали. Находили. Получали готовые знания, а не брали на себя роли и не выполняли ролевые действия.

Это путешествие послужило толчком к последующей деятельности в течении месяца. Мы изготовили макет «Север», панно «Животные севера», чтение литературы (нанайская сказка «Айога», ненецкая сказка «Кукушка»).

Демонстрация продуктов совместной с детьми деятельности «Путешествие по карте»

1. дети рассматривают карту, компас, глобус.

2. дети отмечают маршрут путешествия по карте.

3. рассматривание энциклопедий.

4. опыт «Айсберги».

5. опыт с песком.

6. вырезание карточек-меток и наклеивание их на карту.

7. вырезание картинок и создание панно «Животные Севера».

8. рассматривание макета «Морское дно», «Жизнь на севере».

9. Чтение художественной литературы с детьми.

10. Дидактические игры.

Задание участникам

Я предлагаю вам составит план –схему «Путешествия по карте» на тему «Путешествие в Африку»

Сформулируем задачи, которые мы хотим решить в ходе путешествия по Африке.

(демонстрация задач на экране).

Работа по подгруппам :

Составить план предварительной работы.

Составить план-проект развивающей среды.

План мероприятий с детьми после путешествия.

Представление группами результатов своей творческой деятельности.

Группа представляет материал, а остальные участники анализируют, какие задачи он решает.

Итак, мы составили план «Путешествие в Африку», которым можно использовать в работе.

Рефлексия.

Составление синквейнов.

Чтобы обобщить материал нашего мастер –класса я предлагаю вам составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорил 1.5 часа нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна

1 строка –существительное –ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна;

2 строка-два прилагательных –описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка –три глагола-описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка –ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации. Связанные с данным понятие.

Пример:

Книга

Мудрая, вечная

Учит. Лечит. Ведет

Всю жизнь сопровождает

Радость.

А мы составили такой синквейн.

Путешествие по карте

Развивающее, познавательное

Исследуем, узнаем, действуем

Знакомится с миром интересно

Исследование

Литература

1. Н. А. Короткова «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста».

2. «Ребенок в детском саду» №1 2002 год, стр. 42 статья Н. А. Коротковой «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».

3. Л. В. Булышева «Коллекция синквейнов».

Работа нашего мастер-класса заканчивается и я предлагаю пополнить педагогическую копилку нашего детского сада вашими отзывами, пожеланиями, предложениями, высказываниями о том, нашли ли вы сегодня для себя что-то новое, интересное.

Публикации по теме:

Мастер-классы для детей и подростков Мультимедиа Арт Музей в Москве проводит бесплатные мастер-классы для детей в возрасте от 7 лет. В ближайшее время приглашаем посетить мастер-классы.

Сказочный уголок на нашем участкеСказочный уголок на нашем участке Все дети любят сказки! Но к сожалению малыши в наше время стали забывать о героях русских народных сказок. Для возрождения сказочных традиций.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс для дошкольных работников. «Путешествие по карте»
Опубликовано: 20 сентября 2012 в 18:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД