Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов, чтобы предупредить эмоциональное выгорание «Мандалы»

Буковская Алёна Геннадьевна
Мастер-класс для педагогов, чтобы предупредить эмоциональное выгорание «Мандалы»

Участники: педагоги.

Цель: провести профилактику эмоционального выгорания педагогов с помощью метода арт-терапии.

Задачи:

- познакомить педагогов с новым методом арт-терапии;

- создать благоприятный климат в коллективе;

- создать атмосферу, способствующую расслаблению, гармонизации душевного состояния;

- создать условия для развития личностных ресурсов.

Публикация «Мастер-класс для педагогов, чтобы предупредить эмоциональное выгорание „Мандалы“» размещена в разделах

Оборудование: проектор, ноутбук, заготовки шаблонов мандал, цветные карандаши, цветной песок, стол для рисования песком с подсветкой, пластилин, пластиковые тарелочки, декоративные камни и фигуры, поэтки, бусинки, бисер, подносы с кинетическим песком, крупы (фасоль белая и темная, природный материал (каштан).

Время проведения: 40 минут.

Теоретическая часть

Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с мандалой. Этот метод, который поможет вам расслабиться, погрузиться в себя и раскрыть свой внутренний потенциал. Главное в работе с мандалой – раскрыть свои творческие возможности и получить удовольствие от процесса. Созерцание мандал приносит пользу. Пока вы созерцаете их, учитесь слушать свои собственные чувства, внутренние ресурсы.

Предлагаю вам познакомиться с мандалой, посмотрев презентацию.

Все в мире имеет форму круга — наша галактика, планета, солнце, луна, даже времена года образуют жизненный цикл — круг. Птицы вьют гнезда по кругу, пауки плетут паутины.

Мандала - в переводе с санскрита «магический круг». В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, которая все объединяет (рисунок в круге).

Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в кругах были обнаружены еще в древних цивилизациях.

Тибетские монахи долгими часами кропотливо создают круг из цветных песчинок, восхитительные красочные узоры и орнаменты.

Мандалы встречаются и в православной культуре. Например, иконы «Спас нерукотворный», Всевидящее Око, образ Богородицы «Неопалимая Купина». Роспись на пасхальных яйцах - тоже своего рода медитация, а сами яйца, как и любая круглая поверхность, - идеальный объект для создания мандалы.

Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал К. Г. Юнг. Юнг использовал рисунки для анализа внутренних состояний, а также для оценки душевных изменений по мере того, как изменяется вид создаваемой человеком мандалы со временем.

Он пришел к выводу, что мандала - проекция комплексов человека,

инструмент, который помогает:

найти свою сущность;

освободить заблокированную энергию;

очиститься от чувства вины, страха, депрессии, физической боли.

МАНДАЛАТЕРАПИЯ - это инструмент арт-терапии, в основе которой лежит

психологический механизм защиты — сублимация. Он заключается в том,

что если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое

напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать

облегчение.

Пока человек рисует, выкладывает или раскрашивает мандалу, концентрируясь на процессе, все лишние мысли улетучиваются, он находится в самом центре осознанности, и приводит все свои мысли и чувства в баланс.

Если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.

Какими же бывают мандалы?

- двухмерные – нарисованные на бумаге;

- объемные (рельефные) мандалы;

- из лепестков цветов и разных цветных зерен;

- из песка и цветного порошка;

- из металла;

- из дерева;

- высеченные на камне;

- из камней и минераллов;

- сделанные с помощью компьютерных программ;

- выполненные на тарелках;

- украшения и амулеты в виде мандал.

Мандалу можно использовать как средство диагностики психического состояния.

Мандала выражает сиюминутное психическое состояние человека, и другая мандала, выполненная через какое-то время, будет совершенно иной.

Прежде всего стоит обратить внимание на размер центра мандалы. Небольшой размер центра – сниженная самооценка, отсутствие центра – вся мандала характеризует Эго (собственное «Я») автора.

Треугольник в центре мандалы – движение; если его вершина направлена вверх – созидательное начало, вершина вниз - стремление к разрушению.

Пятиконечная звезда – признак уверенности в себе.

Крест – состояние нерешительности.

Квадрат – соответствует образу сада или двора. Если «вход» в сад (двор) открыт, то это означает движение энергии. Если вход закрыт, возможно, вы переживаете состояние стресса.

Круг – высшее «Я», внутренняя защищённость и целостность.

ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА В МАНДАЛЕ

Использование того или иного цвета в изображении мандалы также имеет диагностическое значение и отражает состояние автора.

Желтый — цвет изобилия, благополучия.

Красный — уверенность, свобода и власть, сильное желание, боль, гнев, агрессия. Отсутствие красного цвета в рисунке — упадок жизненных сил, пассивность, неумение настоять на своем.

Оранжевый — самоутверждение, упорство, завышенная самооценка, эгоцентризм, амбиции, взаимоотношения с мужским началом.

Зеленый — исцеление, цвет духовной и моральной зрелости.

Фуксия — эмансипация, индивидуализация, творческий потенциал.

Синий — исцеляет гнев, спокойствие, холодный ум.

Лиловый — развитие, идентификация, центрированность на себя, жизнь для себя.

Бирюзовый — исцеление, забота о себе и других.

Таким образом, процесс создания мандалы - это увлекательная игра, которая поможет снять стресс и расслабиться, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Поэтому совершенно неважно, умеете ли вы рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашами, красками, пластилином, глиной, ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе освободиться от ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.

Педагог-психолог: Когда вы последний раз рисовали «для себя» и ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? Сегодня я предлагаю вам расслабиться, отвлечься, отдаться творчеству и окунуться в мир мандал.

Практическая часть

Разделите участников на 2 подгруппы, каждая подгруппа получит свое задание и самостоятельно выберет метод работы в зависимости от индивидуальных предпочтений.

Методы работы:

1. Создать мандалу на пластилиновой заготовке из бисера, поэток.

2. Создать мандалу на пластилиновой заготовке из круп и каштана.

3. Создать мандалу на столе для рисования песком из декоративных камней и фигур.

4. Создать мандалу на подносах с кинетическим песком, используя бусины.

5. Раскрасить классическую мандалу.

Педагог-психолог: Я приглашаю вас отправиться в небольшое путешествие. В этом приключении есть свои тонкости, и важно во время работы соблюдать рекомендации, которые я озвучу.

Раздайте каждой рабочей группе участников задания для дальнейшей работы и озвучьте их, для этого воспользуйтесь карточками для педагогов «Как создать мандалу»

Педагог-психолог: Главное условие, которое нужно соблюдать, - не торопиться. Погружайтесь в то, что вы делаете. Прислушивайтесь к собственным ощущениям. Во время работы не разговаривайте друг с другом. Для лучшего эффекта важно создать тишину. Постарайтесь максимально расслабиться. Дайте возможность руке самой двигаться по кругу и выбирать цвета. Не стремитесь создать искусственный шедевр. Стремитесь сделать искренний рисунок, который отражает ваш внутренний мир.

Релаксация «Волшебное место»

Педагог-психолог: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видео «Танцующих мандал».

Заключительная часть.

Рефлексия

Упражнение «Свеча»

Педагог-психолог: Для того чтобы нам вернуться из нашего путешествия, я предлагаю встать в круг и поделиться частичкой своего тепла со всеми присутствующими.

Включите расслабляющую музыку, зажгите маленькую свечу и передайте в руки участнику, находящемуся справа от вас. При этом скажите добрые слова и поделитесь мыслями от мастер-класса. Упражнение продолжается по кругу.

Педагог-психолог: Надеюсь, наш мастер-класс подарил вам приятные впечатления. Помните: забота о себе – это главная защита от негативных эмоций. Живите в гармонии с собой, и ваш организм скажет вам спасибо. Благодарю вас за встречу.

Публикации по теме:

Деловая игра по физическому развитию «Чтобы быть здоровым» для родителей и педагоговДеловая игра по физическому развитию «Чтобы быть здоровым» для родителей и педагогов Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО, просвещение родителей по физическому развитию. Задачи: - стимулировать желание.

Детский мастер-класс по созданию плаката «Чтобы знали и помнили»Детский мастер-класс по созданию плаката «Чтобы знали и помнили» Этот плакат мы подготовили с ребятами группы к 75 – летию Великой Победы в Великой Отечественной войне в рамках реализации целей и задач.

Из опыта работы «Болезнь легче предупредить, чем лечить»Из опыта работы «Болезнь легче предупредить, чем лечить» Из опыта работы «Болезнь легче предупредить, чем лечить» Учебный год только начался, и осень нас радует своей роскошной погодой, но по утрам.

Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.

Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика" Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.

Мастер-класс для воспитателей «Чтобы шея не болела»Мастер-класс для воспитателей «Чтобы шея не болела» Часто бывает, что к вечеру устает и болит шея. Предлагаемый комплекс упражнений не требует специального помещения, спортивной одежды и.

Мастер-класс «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика» Мастер-класс: «Профессиональное выгорание педагогов в ДОУ и его профилактика». В течение последних десятилетий проблема сохранения психического.

Консультация для педагогов «Эмоциональное состояние дошкольников в подвижной игре»Консультация для педагогов «Эмоциональное состояние дошкольников в подвижной игре» Подвижная игра – один из наиболее эмоциональных видов детской деятельности, обусловленный правилами. Она позволяет педагогу стимулировать.

Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.

Рекомендации для родителей и педагогов «Как вести себя в 2020 году, чтобы всё удавалось?»Рекомендации для родителей и педагогов «Как вести себя в 2020 году, чтобы всё удавалось?» По восточному календарю Белая Металлическая Крыса будет покровительствовать в первую очередь смелым и честным людям. Не стоит пытаться никого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов, чтобы предупредить эмоциональное выгорание «Мандалы»
Опубликовано: 20 января 2023 в 16:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД