Буковская Алёна Геннадьевна
Мастер-класс для педагогов, чтобы предупредить эмоциональное выгорание «Мандалы»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: педагоги.
Цель: провести профилактику эмоционального выгорания педагогов с помощью метода арт-терапии.
Задачи:
- познакомить педагогов с новым методом арт-терапии;
- создать благоприятный климат в коллективе;
- создать атмосферу, способствующую расслаблению, гармонизации душевного состояния;
- создать условия для развития личностных ресурсов.
Публикация «Мастер-класс для педагогов, чтобы предупредить эмоциональное выгорание „Мандалы“» размещена в разделах
- Мандала, мандалатерапия
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Оборудование: проектор, ноутбук, заготовки шаблонов мандал, цветные карандаши, цветной песок, стол для рисования песком с подсветкой, пластилин, пластиковые тарелочки, декоративные камни и фигуры, поэтки, бусинки, бисер, подносы с кинетическим песком, крупы (фасоль белая и темная, природный материал (каштан).
Время проведения: 40 минут.
Теоретическая часть
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с мандалой. Этот метод, который поможет вам расслабиться, погрузиться в себя и раскрыть свой внутренний потенциал. Главное в работе с мандалой – раскрыть свои творческие возможности и получить удовольствие от процесса. Созерцание мандал приносит пользу. Пока вы созерцаете их, учитесь слушать свои собственные чувства, внутренние ресурсы.
Предлагаю вам познакомиться с мандалой, посмотрев презентацию.
Все в мире имеет форму круга — наша галактика, планета, солнце, луна, даже времена года образуют жизненный цикл — круг. Птицы вьют гнезда по кругу, пауки плетут паутины.
Мандала - в переводе с санскрита «магический круг». В широком смысле слова, мандала означает закономерность или симметричную структуру, расположенную вокруг центра, которая все объединяет (рисунок в круге).
Мандалы могут быть как произведениями искусства, так и формами, созданными самой природой. Рисунки в кругах были обнаружены еще в древних цивилизациях.
Тибетские монахи долгими часами кропотливо создают круг из цветных песчинок, восхитительные красочные узоры и орнаменты.
Мандалы встречаются и в православной культуре. Например, иконы «Спас нерукотворный», Всевидящее Око, образ Богородицы «Неопалимая Купина». Роспись на пасхальных яйцах - тоже своего рода медитация, а сами яйца, как и любая круглая поверхность, - идеальный объект для создания мандалы.
Психотерапевтический эффект мандалы открыл и доказал К. Г. Юнг. Юнг использовал рисунки для анализа внутренних состояний, а также для оценки душевных изменений по мере того, как изменяется вид создаваемой человеком мандалы со временем.
Он пришел к выводу, что мандала - проекция комплексов человека,
инструмент, который помогает:
найти свою сущность;
освободить заблокированную энергию;
очиститься от чувства вины, страха, депрессии, физической боли.
МАНДАЛАТЕРАПИЯ - это инструмент арт-терапии, в основе которой лежит
психологический механизм защиты — сублимация. Он заключается в том,
что если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое
напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать
облегчение.
Пока человек рисует, выкладывает или раскрашивает мандалу, концентрируясь на процессе, все лишние мысли улетучиваются, он находится в самом центре осознанности, и приводит все свои мысли и чувства в баланс.
Если у человека накопились эмоциональные переживания и психическое напряжение, он может выразить их через творчество и почувствовать облегчение.
Какими же бывают мандалы?
- двухмерные – нарисованные на бумаге;
- объемные (рельефные) мандалы;
- из лепестков цветов и разных цветных зерен;
- из песка и цветного порошка;
- из металла;
- из дерева;
- высеченные на камне;
- из камней и минераллов;
- сделанные с помощью компьютерных программ;
- выполненные на тарелках;
- украшения и амулеты в виде мандал.
Мандалу можно использовать как средство диагностики психического состояния.
Мандала выражает сиюминутное психическое состояние человека, и другая мандала, выполненная через какое-то время, будет совершенно иной.
Прежде всего стоит обратить внимание на размер центра мандалы. Небольшой размер центра – сниженная самооценка, отсутствие центра – вся мандала характеризует Эго (собственное «Я») автора.
Треугольник в центре мандалы – движение; если его вершина направлена вверх – созидательное начало, вершина вниз - стремление к разрушению.
Пятиконечная звезда – признак уверенности в себе.
Крест – состояние нерешительности.
Квадрат – соответствует образу сада или двора. Если «вход» в сад (двор) открыт, то это означает движение энергии. Если вход закрыт, возможно, вы переживаете состояние стресса.
Круг – высшее «Я», внутренняя защищённость и целостность.
ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА В МАНДАЛЕ
Использование того или иного цвета в изображении мандалы также имеет диагностическое значение и отражает состояние автора.
Желтый — цвет изобилия, благополучия.
Красный — уверенность, свобода и власть, сильное желание, боль, гнев, агрессия. Отсутствие красного цвета в рисунке — упадок жизненных сил, пассивность, неумение настоять на своем.
Оранжевый — самоутверждение, упорство, завышенная самооценка, эгоцентризм, амбиции, взаимоотношения с мужским началом.
Зеленый — исцеление, цвет духовной и моральной зрелости.
Фуксия — эмансипация, индивидуализация, творческий потенциал.
Синий — исцеляет гнев, спокойствие, холодный ум.
Лиловый — развитие, идентификация, центрированность на себя, жизнь для себя.
Бирюзовый — исцеление, забота о себе и других.
Таким образом, процесс создания мандалы - это увлекательная игра, которая поможет снять стресс и расслабиться, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями. Поэтому совершенно неважно, умеете ли вы рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашами, красками, пластилином, глиной, ведь целью не будет создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе освободиться от ограничений, критики, запретов, шрамов, увидеть себя и мир заново.
Педагог-психолог: Когда вы последний раз рисовали «для себя» и ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? Сегодня я предлагаю вам расслабиться, отвлечься, отдаться творчеству и окунуться в мир мандал.
Практическая часть
Разделите участников на 2 подгруппы, каждая подгруппа получит свое задание и самостоятельно выберет метод работы в зависимости от индивидуальных предпочтений.
Методы работы:
1. Создать мандалу на пластилиновой заготовке из бисера, поэток.
2. Создать мандалу на пластилиновой заготовке из круп и каштана.
3. Создать мандалу на столе для рисования песком из декоративных камней и фигур.
4. Создать мандалу на подносах с кинетическим песком, используя бусины.
5. Раскрасить классическую мандалу.
Педагог-психолог: Я приглашаю вас отправиться в небольшое путешествие. В этом приключении есть свои тонкости, и важно во время работы соблюдать рекомендации, которые я озвучу.
Раздайте каждой рабочей группе участников задания для дальнейшей работы и озвучьте их, для этого воспользуйтесь карточками для педагогов «Как создать мандалу»
Педагог-психолог: Главное условие, которое нужно соблюдать, - не торопиться. Погружайтесь в то, что вы делаете. Прислушивайтесь к собственным ощущениям. Во время работы не разговаривайте друг с другом. Для лучшего эффекта важно создать тишину. Постарайтесь максимально расслабиться. Дайте возможность руке самой двигаться по кругу и выбирать цвета. Не стремитесь создать искусственный шедевр. Стремитесь сделать искренний рисунок, который отражает ваш внутренний мир.
Релаксация «Волшебное место»
Педагог-психолог: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видео «Танцующих мандал».
Заключительная часть.
Рефлексия
Упражнение «Свеча»
Педагог-психолог: Для того чтобы нам вернуться из нашего путешествия, я предлагаю встать в круг и поделиться частичкой своего тепла со всеми присутствующими.
Включите расслабляющую музыку, зажгите маленькую свечу и передайте в руки участнику, находящемуся справа от вас. При этом скажите добрые слова и поделитесь мыслями от мастер-класса. Упражнение продолжается по кругу.
Педагог-психолог: Надеюсь, наш мастер-класс подарил вам приятные впечатления. Помните: забота о себе – это главная защита от негативных эмоций. Живите в гармонии с собой, и ваш организм скажет вам спасибо. Благодарю вас за встречу.