Константинова Ирина
Мастер-класс для педагогов «Чудо-ложки»
Мастер-класс для педагогов
Цель: формирование умения играть на деревянных ложках и его практическое применение.
Задачи:
- познакомить участников с некоторыми методами и приёмами игры на ложках;
- развивать чувство ритма,музыкальную память и внимание;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Оборудование:музыкальный центр,деревянные расписные ложки.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Чудо-ложки“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложки и вилки. ИЗО, поделки
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Посуда. Все о посуде для детей
- Темочки
Применение музыкальных инструментов в образовательной деятельности и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Самый простой и распространённый инструмент русского народа – деревянные ложки.
В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, придавая музыке особый задор и веселье. По сей день ложки остаются очень популярными. Ансамбль ложкарей – это украшение любого праздника.
Известно множество приёмов игры на ложках. Но я стараюсь каждый прием, который мы изучаем с детьми, с чем-то ассоциировать, дать ему название. Так детям гораздо легче запомнить и воспроизвести их. Заинтересовавшись этим, дети стали сами придумывать приёмы и ассоциации к ним, самостоятельно изображая эти картинки. Сегодня я покажу вам несколько приёмов, которые являются отличным материалом для музицирования и развития детей. Но, вначале, предлагаю рассмотреть ложки. Они состоят из черенка и черпака (от слова черпать).Для того, чтобы играть на ложках, необходимо принять правильное положение тела: спина ровная, ноги прямо перед собой. Держим ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Стучать сильно не нужно, звук достаточно звонкий, бережем ложки,чтобы не поломать. Попробуйте слегка постучать ими. Молодцы!
1- й приём «Часики».Стучим около правого, затемлевого уха и 3 раза перед собой, произнося слова в следующей ритмической последовательности: «ЧА-СИ-ки мо-И»
2-й приём «Тарелочки».Выполняем скользящие движения правой и левой ложкой перед собой со словами «ТА-РЕ-ЛОЧ-КИ»
3- й приём «Блинчики». Ложка находится в левой руке в горизонтальном положении и направлена «щечкой» вверх. Второй ложкой стучим по ней со словами: «блин-чи-ки мо-И». Выполняем тоже самое с другой стороны.
4- й приём «Солнышко». Ложки держим в вытянутых руках внизу слева, стучим друг о друга, постепенно поднимая, изображая полукруг вправо со словами:
«Светит солнышко с утра,
Просыпаться намп пора!»(выполняем полукруг влево)
А теперь предлагаю закрепить эти приёмы в оркестре под музыку.
Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».
Молодцы! Дальше приёмы усложняем. Если вы не левша, возьмите обе ложки в правую руку. Одна ложка находится между 1 и 2 пальцем, а вторая – между 2 и 3. Ложки сильно не сжимайте,локоть слегка отведите в сторону, не прижимайте к телу. Попробуйте постучать двумя ложками по ладони другой руки. Молодцы! Переходим к приемам.
«Колобок». Левая рука согнута в локте, локоть немного отведен в сторону, ладонь «смотрит»вверх, пальцы плотно прижаты друг кдругу. Правая рука с ложками лежит на ладони. Представим, что это колобок. Вы все знаете эту сказку. Спекла бабка колобка и положила его остывать на окошко. Надоело ему там сидеть (стукнуть полевой ладони,спрыгнул он на лавочку (по левому колену, на дорожку (по правому колену, да и в лес укатился (по внешней стороне бедра правой ноги).Попробуем этот приём повторить несколько раз. Окошко – лавочка – дорожка – лес.
«Трям!». Левая рука согнута в локте, ладонь «смотрит» вверх. Рука с ложками как бы соскальзывает с ладони левой руки и проходит по одной и другой ноге, создавая «квакающий» звук. В завершении движения рука полностью выпрямляется и отводится в сторону.
Выполним оба приёма под музыку.
«Козлик». В освоении этого приёма нам поможет детская песня «Жил-был у бабушки серенький козлик».Исходное положение рук такое же,как у
«Колобка» и «Трям», только ладонь «смотрит» вниз, находясь на небольшом расстоянии напротив левой ноги («потолок»). Правая рука с ложками готова к исполнению движения, лежит на левой ноге, под «потолком».
Жил-был (стучим два раза по ноге) у (один раз «в потолок») бабу - (дважды по ноге) -шки (один раз «в потолок») серень - (два раза по ноге) - кий (один стук «в потолок») коз- (один раз по ноге) -лик! (один раз «в потолок»). То же самое выполняем по другой ноге.
А сейчас эти три приема исполним под музыку.
Звучит минусовка песни «Жил-был у бабушки серенький козлик».
1 куплет. Выполняем движение «Козлик». Припев. Движение «Трям».
2 куплет. Приём «Колобок». Припев. Движение «Трям».
Молодцы! Мы разобрали некоторые приёмы игры на ложках, которых существует большое количество. При обучении необходимо пользоваться правилом: «Плавно переходить от простого к сложному». Темп музыки подбирать в соответствии с уровнем подготовки, темперамента и развития детей. Конечно, все эти приемы мы даем детям не сразу. Запоминаем, например, два из них. И только тогда, когда дети хорошо запомнят их, подключаем следующие. Можно своим воспитанникам дать задание – придумать свой приём игры,возможно,удивитесь их креативу!Вы можете
взять за образец то,чем я делюсь сегодня с вами и составить свои ассоциации и приемы. Надеюсь, освоенные вами приёмы вдохновят вас и помогут в дальнейшей работе с детьми.
.Всего вам доброго!