Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Анна Цыганова
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Мастер класс для педагогов

«Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Провела: воспитатель

Цыганова Анна Владимировна

Подпорожье

2023

Мастер-класс для педагогов

«Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми“» размещена в разделах

Актуальность: Дошкольный возраст является уникальным по свой значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Цель мастер-класса : практическое освоение технологии ТРИЗ.

Новизна: в основе воспитания дошкольников лежит развитие мышления - в этом и заключается идеал системы образования. Технология ТРИЗ позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

Ход мероприятия:

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд современного человечества в будущее. Мы вступили в стремительно меняющийся мир, в эпоху информационной революции. Знания актуальные сегодня, завтра безнадежно устаревают. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в области образования на всех уровнях. Очевидна новая потребность, как научить детей жить в динамичном, быстро развивающемся мире.

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии.

Технология ТРИЗ - это педагогическое направление, цель которого - сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность, подготовленную к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач, была разработана бакинским учёным, писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем".

Занятия по развитию творческого воображения - это импровизация, игра, мистификация. Здесь учат придумывать свои сказки и не одну, а столько, сколько человек в группе и даже больше. Дети познают и учатся сопоставлять физические и природные явления, но в такой форме, когда они не замечают, что учатся, а делают для себя открытия ежеминутно.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой жизни.

Приемы и методы ТРИЗ используют для развития у дошкольников творческого воображения, мышления, внимания, памяти, логики, для обогащения словаря и развития речи, что очень важно для будущего школьника. Для развития творческого воображения, внимания, сообразительности, поисковой активности, стремления к новизне.

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

Давайте начнем с самых традиционных методов, которые мы систематически используем в своей работе.

1. «Хорошо – плохо». (можно начинать с 5 лет)

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».

В: Съесть конфету — хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Сладкая конфета — это плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

В: Зубы заболят — это хорошо. Почему?

Д: Вовремя обратишься к врачу. В соседнем зубе доктор обнаружит маленькую дырочку и зуб не заболит со временем.

Могут быть различные вопросы: насекомые- хорошо и плохо, солнце, животные и т. д.

2. Игра «Найди своих друзей» - на формирование умения выявлять функции объекта (с 4-5 лет)

У каждой группы свой рисунок: машина, дерево, гриб, гитара, рыба, бабочка, перо, заяц, лодка, зонтик, паутина, часы, крокодил, звезда, шарик, самолет, радио, дом, девочка.

Необходимо объединить всех, кто: 1. живой; 2. издает звуки; 3. выше стола; 4. сам передвигается; 5. неживой; 6. молчит; 7. не двигается сам; 8. ниже стола; 9. живет в воде; 10. живет в воздухе; 11. живет в лесу; 12. живет в городе.

3. «Найди лишнее слово». Системность и системный разбор. (начинать с 4 лет, постепенно усложняя)

1. Найдите лишнее слово в каждой строчке:

Стул, стол, змея, тренога, лошадь (общая подсистема - ноги).

Фляга, пустыня, море, аквариум, бутылка (общая подсистема - вода).

Дождь, снег, град, молния, изморось (общая подсистема-осадки)

2. Предлагаю систему, подберите слова, входящие в эту систему:

Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа.

Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина.

Город - автомобили, здания, улицы, велосипед т. д.

4. Игры с палочками (6-7лет) Развитие творческого воображения.

1. Перед вами дом, выложите его из палочек.

- Переложите 3 палочки так, чтобы домик повернулся в другую сторону.

Стрелками отмечены действия:

- Перекладываем горизонтальную палочку с правой стороны на левую.

- Поворачиваем наклонные палочки в другую сторону.

2. Из девяти палочек выложите фигуру, в которой можно насчитать 4 маленьких и один большой треугольник

Уберите 2 палочки так, чтобы осталось только 2 треугольника.

5. Один из Методов ТРИЗ, является метод - Мозговой штурм. (5-7 лет)

Мозговой штурм предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения.

Изобретательские задачи должны быть доступны детям по возрасту.

Темами мозгового штурма могут быть такие:

-подготовка к празднику, что можем придумать;

-как нарисовать картинку если нет карандаша

-как не намокнуть под дождем;

-как оставить кусочек лета в зиму.

Напомним правила мозгового штурма:

1) исключение всякой критики;

2) поощрение самых невероятных идей;

3) большое количество ответов, предложений;

4) чужие идеи можно улучшать.

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо".

6. Метод аналогий- синтектика. (от 4-5 лет) Развитие воображения, творческих способностей.

Представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню.

1 группа прохрюкайте "В лесу родилась елочка…",

2 группа промяукайте "Солнечный круг»

7. Игра «Да- Нетки» (от 4-5 лет)

Используя дидактическую игру «Данетка», дети учатся задавать вопросы продуктивно-поискового типа. Эта игра достаточно азартна и интересна детям и взрослым. Вся хитрость в выборе действительно интересного объекта для данной категории играющих. При угадывании можно задавать вопросы, но ответом на них могут быть только слова «да» и «нет» (а также «не имеет значения»). Данетки бывают разными. Можно сыграть в игру, несущую в своей основе какой-то загаданный предмет, явление, животное и т. п. Например, задумайте какой-нибудь овощ и спросите у малыша, какой именно. Малыш станет задавать вам уточняющие вопросы и, в конце концов, разгадает загадку.

- Этот овощ растет у нас на даче?

- Его кладут в борщ? - Он красный?.

Аналогично можно задумывать все, что угодно:

- Какую часть одежды я задумал?

- Какой цвет (цветок, насекомое, рыбу, зверя, птицу) я задумал?

Интересная разновидность таких головоломок – числовые данетки. Взрослый загадывает какое-нибудь число, а малыш старается его отгадать. В остальном, все принципы данетки сохраняются. Для того, чтобы ребенок научился рационально задавать вопросы, сначала пусть загадывает число он, а взрослые отгадывают. Кроме всего прочего, такой вариант игры поможет малышу лучше разобраться с числами и понятием “больше- меньше. “Какой день недели я загадал?” Алгоритм их решения такой же, как и в случае с цифрами.

8. Использование метода ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста со сказками.

Дети решают проблемные ситуации в сказках.

Львёнок учится плавать

Как-то раз, когда маленький львёнок и большая черепаха снова пришли на озеро, львё нок спросил: «Скажи, черепаха, как ты научилась так хорошо плавать?». Черепаха подумала и ответила: «А я всегда умела хорошо плавать». «Научи меня, пожалуйста», - попросил маленький львёнок. «Ну хорошо, - согласилась умная черепаха, - но учти, чтобы научиться плавать, ты должен хорошенько грести лапами».

«Понял! Понял!» - закричал львёнок и прыгнул в воду. Он изо всех сил начал бить лапами по воде, но только распугал рыбок. «Вот видишь, - огорчился львёнок, - у меня ничего не получается». «А ты зайди поглубже и попробуй ещё раз», - предложила черепаха. Львёнок зашёл поглубже, но через минуту уже звал на помощь: «Тону! Спасите!».

Когда черепаха вытащила испуганного львёнка, он, фыркая, с обидой сказал: «Никогда я не научусь плавать, меня всё время тянет вниз!». Тут умная черепаха посоветовала львё нку: «Сделай так, чтобы тебя не тянуло вниз». «Ну как же меня не будет тянуть вниз, если я тяжёлый?» - возразил львёнок.

«Значит, найди то, что поможет тебе стать лёгким, а я пока поплаваю», - сказала черепаха и нырнула в воду. Когда львёнок вернулся, черепаха уже лежала на тёплом песке. Увидев львёнка, она похвалила его: «Я всегда знала, что ты очень сообразительный!»

Что же нашёл львёнок для того, чтобы научиться плавать?

9. «Моделирование сказок».

Примечание: Моделирование сказок - это нетрадиционные методы работы с ней, ломающие привычные и уже сложившиеся стереотипы. Эти методы способствуют развитию творческого воображения и логического мышления. Тогда и давно знакомая сказка станет новой и более интересной для дошкольника. Предварительно необходимо освоить составление сказок по предметно-схематичной модели.

«Маша и медведь»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь, навести своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст, он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?

«Красная Шапочка»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей ко дню рождения красивую шапку. Внучка была очень рада. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапку на Новый год, на 8 марта и еще семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?

«Корзинки для козлят»

Цель. Учить разрешать проблемные ситуации, анализировать условия, т. е. понять, что мешает достижения цели, и найти способ ее достижения, преобразовав свой прошлый опыт или открыв для себя нечто новое.

Проблемная ситуация. Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась Коза попросила козлят сплести ей новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделись между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила семь корзин. Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.

10. «Старые» сказки с новыми предметами

Нам нужно рассказать, как изменится сказка, если у главных героев появятся новые предметы

Золушке - пластиковую карту (кредитную).

У Буратино (волшебная палочка).

Карлсону - шапку-невидимку.

Красной Шапочке - мобильный телефон.

11. Игры- фантазии

Что было бы, если перестало светить солнце, если бы пропали насекомые, птицы, если не будет идти дождь и т. д.

В процессе работы вы увидите, что дети стали находить выходы из разных ситуаций, анализировать их, делать самый оптимальный выбор, научились размышлять и передавать свои размышления через рассуждения, речь детей стала более образной, интересной.

В заключение я хочу сказать, что преимущества ТРИЗ заключаются в доступности и посильности, в возможности использования в любой системе обучения. В играх с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от взрослого к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми «Сад-огород» Долгосрочное планирование совместной деятельности педагога с детьми Тема: «Сад – огород» Старшая - подготовительная группы 1. Старшая.

Фотоотчёт о совместной деятельности педагога с детьми по изготовлению открытки «Солнце Победы»Фотоотчёт о совместной деятельности педагога с детьми по изготовлению открытки «Солнце Победы» Скоро наступит очень знаменательный день - 9 мая. Для нас это очень важное событие - Великий День Победы. Очень важно воспитать в наших.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми «Знакомство с народной куклой» Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми «Знакомство с народной куклой» Цель: Пробудить интерес к народным традициям.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Лаборатория педагогического поиска. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного»Лаборатория педагогического поиска. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» Лаборатория педагогического поиска - мастер – класс «Использование здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного» Цель для педагогов: Познакомить.

Обучение детей хакасскому языку в совместной деятельности педагога с детьми Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Рабочая программа по обучению детей хакасскому языку в совместной деятельности.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога с детьми»
Опубликовано: 2 октября 2023 в 21:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД