Мастер-класс для педагогов «Я сам мастер декоративно-прикладного творчества»

Евгения Александровна Сайкевич
Мастер-класс для педагогов «Я сам мастер декоративно-прикладного творчества»

«Если вы сумеете научить ребёнка в детские годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красотой природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств»

Василий Александрович Сухомлинский.

Культуру любой нации невозможно представить без народного искусства, народно – прикладного творчества, которые хранят в себе и передают жизненный опыт многих поколений; раскрывают духовность жизни народа.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть её культуры. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю.

К сожалению, в настоящее время наблюдается потеря интереса общества к своей народной культуре в силу элементарного отсутствия знаний и представлений. Мы живём там, где нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, увидеть непосредственный процесс изготовления декоративной посуды, предметов быта и игрушек.

Не может взрослый человек вдруг стать патриотом. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, необходимо уже в дошкольном возрасте знакомить детей с промыслами народных мастеров.

В одной легенде говорится, о том, что жила на земле русской Марья – искусница, которая радовала народ рукотворной красотой. Когда Кощей Бессмертный схватил Марьюшку, она обернулась Жар – птицей. Стала она прощаться с землей родной. Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе. И там, куда попали перья волшебные стали появляться промыслы народные. Так появились Хохлома и Гжель, Палех и Дымка, Жостово. И много других мест, где живут настоящие волшебники, красоту созидающие собственными руками.

Упало перо и в наши края. Вот так и у нас на Дону появился свой народный промысел. Все краски родного края, весь цвет донской земли впитал в себя Семикаракорский фаянс.

Я предлагаю вам составить узор на подносе по мотивам Семикаракорской росписи техникой батик.

Приглашаю вас в нашу мастерскую

(достать поднос, ткань, заготовки)

Так как ткань долго сохнет, я предлагаю работать уже на заготовленных отрезах. Определите для себя, какой фрагмент узора вы будете выполнять. Вы можете воспользоваться шаблоном, а можете создать свой собственный узор.

Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый колорит - неяркий, степной. И только синее небо отражается в водах Дона. Да слепящее солнце в вышине.

В орнамент включается стилизованные изображения флоры и фауны Дона, лаконичные сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора, современные мотивы. Разнообразные краски южной природы нашли выражение в красочном многоцветье письма.

Релаксация со зрителями:

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Вернемся в мастерскую

Посмотрели на работу

Игра (4 человека)

Встаньте в круг и возьмитесь за ленту двумя руками. В центр круга встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети (или взрослый руководитель игры)говорят такие слова:

«Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Я иду кольцо искать!

Пока звучит стихотворение, вы быстро передвигаете кольцо по ленте. Когда звучит фраза «Я иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Теперь водящий может открыть глаза и начать поиск «хранителя» кольца. Можно разрешить водящему угадывать до трех раз, а можно дать только один шанс. Тот человек, чье имя назовет вода, должен сразу снять обе руки с ленты. Если водящий отгадал, то тот, у кого нашли кольцо будет водить следующий кон.

Теперь я предлагаю вам вспомнить известные виды росписи и расписать ими данные заготовки

(Приглашаются участники)

Со зрителями мы отгадаем загадки

Посуда не простая,

А точно золотая!

С яркими узорчиками,

Ягодками и листочками.

Называется она –

Золотая… (хохлома)

Снежно-белая посуда

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела.

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми (гжель)

Девицы – красавицы

Взяли поглядели,

Как переплетаются

Звонкие метели.

И рисуют девицы

Белые картинки,

Кружево стелется

Тоньше паутины…

(Кружево) Вологда на севере

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну, назовите меня (Дымково)

По розанам и купавкам

Скачет конь вороной

И серебряною сбруей

Он звенит над землей.

Вот так удаль молодецкая

Это роспись…. (Городецкая)

Чёрный фон сияет лаком,

А на нём цветов краса.

Алых, жёлтых, с красным маком –

Это просто чудеса!

(жостово)

Есть еще для вас игрушка

Не лошадка, не Петрушка,

Красавица девица

У нее сестрицы.

Каждая сестрица -

Для маленькой темница…. (матрешка)

Россия большая страна и в каждом местечке живут мастера, которые творят поистине произведения искусства!

А вы заметили, что в каждом промысле есть птицы?

И народные умельцы изображают образ птиц по-разному. Все они не похожи друг на друга, но в каждой есть своя прелесть.

Давайте вернёмся к нашим мастерицам, и посмотрим, что у них получилось.

У нас получилась наша народно – прикладная птица.

Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства

Образ птицы в народном искусстве несет в себе функцию оберега – символа добра, счастья, благополучия. Думаю, что наша птица тоже принесёт нам удачу. Со своими воспитанниками мы изготовили обереги и хотим вам их подарить на память.

В заключении я хочу сказать одно, что народное творчество не уходит в прошлое, что каждому поколению чем-то оно нравится. А значит, что народное искусство будет жить ещё много лет, а народные умельцы прославлять свою страну.

Публикации по теме:

Развитие нравственно-эстетических чувств дошкольников посредством поэтического слова МБДОУ «Атемарский детский сад «Теремок» Тема: «Развитие нравственно-эстетических чувств посредством поэтического слова» статья (из опыта.

Педагогическое эссе «Давайте любить детей!» Родом из детства. Ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость. Все мы родом из детства, в глубине души мы еще дети.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Деревья и листья
  • Наша армия
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Я сам мастер декоративно-прикладного творчества»
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 15:17
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 декабря. День арт-терапии на МААМ

Арт-терапия или лечение искусством — тема сегодняшнего дня. Психологи утверждают, что занятия творчеством помогают решить психоэмонациональные проблемы и стать более гармоничной личностью.

5 декабря. Ёлочный день на МААМ

До Нового года и Рождества ещё довольно далеко. Но уже сейчас там и сям появляются и наряжаются новогодние ёлки. Мы тоже скоро займёмся этими приятными хлопотами, и очередной тематический день с...


Горячие темочки