Мастер-класс для педагогов «Я сам мастер декоративно-прикладного творчества»

Евгения Александровна Сайкевич
Мастер-класс для педагогов «Я сам мастер декоративно-прикладного творчества»

«Если вы сумеете научить ребёнка в детские годы ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красотой природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств»

Василий Александрович Сухомлинский.

Культуру любой нации невозможно представить без народного искусства, народно – прикладного творчества, которые хранят в себе и передают жизненный опыт многих поколений; раскрывают духовность жизни народа.

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть её культуры. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю.

К сожалению, в настоящее время наблюдается потеря интереса общества к своей народной культуре в силу элементарного отсутствия знаний и представлений. Мы живём там, где нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством, увидеть непосредственный процесс изготовления декоративной посуды, предметов быта и игрушек.

Не может взрослый человек вдруг стать патриотом. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, необходимо уже в дошкольном возрасте знакомить детей с промыслами народных мастеров.

В одной легенде говорится, о том, что жила на земле русской Марья – искусница, которая радовала народ рукотворной красотой. Когда Кощей Бессмертный схватил Марьюшку, она обернулась Жар – птицей. Стала она прощаться с землей родной. Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе. И там, куда попали перья волшебные стали появляться промыслы народные. Так появились Хохлома и Гжель, Палех и Дымка, Жостово. И много других мест, где живут настоящие волшебники, красоту созидающие собственными руками.

Упало перо и в наши края. Вот так и у нас на Дону появился свой народный промысел. Все краски родного края, весь цвет донской земли впитал в себя Семикаракорский фаянс.

Я предлагаю вам составить узор на подносе по мотивам Семикаракорской росписи техникой батик.

Приглашаю вас в нашу мастерскую

(достать поднос, ткань, заготовки)

Так как ткань долго сохнет, я предлагаю работать уже на заготовленных отрезах. Определите для себя, какой фрагмент узора вы будете выполнять. Вы можете воспользоваться шаблоном, а можете создать свой собственный узор.

Да, у нас на Дону, как говорят художники, особый колорит - неяркий, степной. И только синее небо отражается в водах Дона. Да слепящее солнце в вышине.

В орнамент включается стилизованные изображения флоры и фауны Дона, лаконичные сюжетные композиции, идущие от казачьего фольклора, современные мотивы. Разнообразные краски южной природы нашли выражение в красочном многоцветье письма.

Релаксация со зрителями:

Упражнение «Птица, расправляющая крылья»

Представьте, что вы – птица, крылья которой крепко сжаты. Соедините лопатки, напрягите спину так сильно, как только можете. Вы ощущаете напряжение. А теперь медленно, не торопясь, освобождайте свои мышцы. Ваши крылья расправляются. Становятся сильными и легкими, невесомыми. Вы ощущаете расслабление.

Вернемся в мастерскую

Посмотрели на работу

Игра (4 человека)

Встаньте в круг и возьмитесь за ленту двумя руками. В центр круга встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети (или взрослый руководитель игры) говорят такие слова:

«Ты катись, катись, колечко,

К нам на красное крылечко!

Раз! Два! Три! Четыре! Пять!

Я иду кольцо искать!

Пока звучит стихотворение, вы быстро передвигаете кольцо по ленте. Когда звучит фраза «Я иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Теперь водящий может открыть глаза и начать поиск «хранителя» кольца. Можно разрешить водящему угадывать до трех раз, а можно дать только один шанс. Тот человек, чье имя назовет вода, должен сразу снять обе руки с ленты. Если водящий отгадал, то тот, у кого нашли кольцо будет водить следующий кон.

Теперь я предлагаю вам вспомнить известные виды росписи и расписать ими данные заготовки

(Приглашаются участники)

Со зрителями мы отгадаем загадки

Посуда не простая,

А точно золотая!

С яркими узорчиками,

Ягодками и листочками.

Называется она –

Золотая… (хохлома)

Снежно-белая посуда

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела.

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми (гжель)

Девицы – красавицы

Взяли поглядели,

Как переплетаются

Звонкие метели.

И рисуют девицы

Белые картинки,

Кружево стелется

Тоньше паутины…

(Кружево) Вологда на севере

Веселая белая глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну, назовите меня (Дымково)

По розанам и купавкам

Скачет конь вороной

И серебряною сбруей

Он звенит над землей.

Вот так удаль молодецкая

Это роспись…. (Городецкая)

Чёрный фон сияет лаком,

А на нём цветов краса.

Алых, жёлтых, с красным маком –

Это просто чудеса!

(жостово)

Есть еще для вас игрушка

Не лошадка, не Петрушка,

Красавица девица

У нее сестрицы.

Каждая сестрица -

Для маленькой темница…. (матрешка)

Россия большая страна и в каждом местечке живут мастера, которые творят поистине произведения искусства!

А вы заметили, что в каждом промысле есть птицы?

И народные умельцы изображают образ птиц по-разному. Все они не похожи друг на друга, но в каждой есть своя прелесть.

Давайте вернёмся к нашим мастерицам, и посмотрим, что у них получилось.

У нас получилась наша народно – прикладная птица.

Птица – один из самых распространенных образов русского народного искусства

Образ птицы в народном искусстве несет в себе функцию оберега – символа добра, счастья, благополучия. Думаю, что наша птица тоже принесёт нам удачу. Со своими воспитанниками мы изготовили обереги и хотим вам их подарить на память.

В заключении я хочу сказать одно, что народное творчество не уходит в прошлое, что каждому поколению чем-то оно нравится. А значит, что народное искусство будет жить ещё много лет, а народные умельцы прославлять свою страну.

Публикации по теме:

Развитие нравственно-эстетических чувств дошкольников посредством поэтического слова МБДОУ «Атемарский детский сад «Теремок» Тема: «Развитие нравственно-эстетических чувств посредством поэтического слова» статья (из опыта.

Педагогическое эссе «Давайте любить детей!» Родом из детства. Ничто не ценится так дорого и обходится так дешево, как вежливость. Все мы родом из детства, в глубине души мы еще дети.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Деревья и листья
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Я сам мастер декоративно-прикладного творчества»
Опубликовано: 21 февраля 2015 в 15:17
+47Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Макет дорожного движения
Актуальность: Детский дорожно - транспортный травматизм является одной из самых важных проблем современного общества. Знание и соблюдение правил дорожного...
Ковробук «Кто в книжке живет?»
Наглядно-дидактическое игровое пособие ковробук "Кто в книжке живет? " - это продукт интеграции технологий "Сказочные лабиринты игры" Воскобовича В. В. и...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Осенние приметы» во...
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «Осенние приметы». Цели: формирование представления о признаках осени, изменениях в природе,...