Лариса Храмова
Мастер-класс для педагогов «Платковая кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Храмова Лариса Александровна Детский сад 78 Самара
Мастер-класс для педагогов на тему «Платковая кукла»
В настоящее время в теории и практике все чаще отмечается необходимость развития социально-личностных качеств ребенка, в том числе речевой активности, инициативности, эмоциональности, способности к творчеству. Огромный потенциал, который признан педагогической наукой, в данном направлении заложен в театрализованной деятельности. В детском саду педагоги используют разнообразные виды кукол: перчаточные, марионетки, куклы из ложек, а также платковые куклы.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Платковая кукла“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Платковые куклы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Платковые куклы являются эмоционально-практическим источником радости открытия, познания, созидания. Общение с ребенком посредством платковой куклы строится на принципах сотрудничества и диалога, в результате которого создается полноценное детско-взрослое сообщество. При этом педагог выступает носителем игровой культуры, посредником между платковыми куклами и ребенком. Платковая кукла в руках педагога способна увлечь особенного ребенка в удивительный мир сказок, танцев, природы, искусства, театра.
У платковой куклы вместо рук работают руки кукловода (ребенка) на специальных резинках, пришитых к платью-костюму куклы. Основа имитации платья куклы - треугольник или квадрат из ткани, готовый взрослый платок или косынка. Голова куклы крепится к платью в районе шеи и вешается на пришитых верёвочках на шею кукловода.
Такая кукла позволяет выделить самые тонкие нюансы чувств и настроения героя, она обладает выразительной жестикуляцией и может исполнять сложные движения, действия, недоступные другим куклам (ходить, танцевать, сидеть, указывать, писать, брать за руку, гладить по голове ребёнка и т. д.).
Процесс изготовления куклы.
Тряпье, да иголка, да ниток катушка.
В умелых руках оживает игрушка.
Влагает в нее непонятною властью
Частицу души своей кукольный мастер.
Наверное, так же ночными часами,
Трудился, когда-то, Создатель над нами.
Рождение куклы из разного хлама
Подобно явлению миру Адама.
Бывает довольно кусочка рогожки,
Чтоб вылепить тело, и ручки, и ножки.
Вот труд завершен, старых ножниц щелчок -
И мир изучает пытливый зрачок.
Живёт человечек! И сквозь бесконечность
Глядит на него прекрасная Вечность
Алёна Рычкова «Рождение куклы»
Чтобы изготовить платковую куклу не требуется много времени и больших материальных затрат, её можно сделать из подручного материала.
1 этап - изготовление головы куклы
1. Из поролона вырезаем круг с помощью канцелярского ножа (голова).
2. Обшиваем голову капроном (делаем лицо).
3. Из маленького кусочка поролона делаем нос и обшиваем его капроном.
4. Пришиваем нос к готовому лицу будущей куклы.
5. На картоне рисуем и вырезаем контуры глаз, декорируем глаза ресничками и декоративными глазками.
6. Приклеиваем глаза и реснички с помощью клея к лицу куклы.
7. Из кусочка поролона вырезаем с помощью ножниц губы и красим их гуашью красного цвета, даём высохнуть краске, далее губы приклеиваем с помощью клея к лицу куклы.
8. С обратной стороны головы куклы приклеиваем с помощью клея кусок картона, чтобы скрыть изъяны работы.
9. Из пряжи делаем волосы. Для этого мы нарезаем определённое количество нитей (лучше побольше, чтобы волосы получились густыми). Перевязываем готовое количество нитей ровно по середине, таким же способом делаем «чёлку».
10. Заплетаем косички с двух сторон, завязываем банты (ленты).
11. Приклеиваем с помощью клея «чёлку» и косички к голове куклы.
Для упрощения изготовления платковых кукол, можно использовать вместо объёмной головы, нарисованные на картоне или отксерокопированные на принтере маски героев любимых сказок. Можно также использовать голову, выполненную из папье-маше.
2 этап – изготовление туловища (платья) куклы.
1. Сначала мы сшиваем иголкой и ниткой два платка вместе, чтобы получился большой прямоугольник.
2. Верхнюю часть платка «собираем» с помощью иголки и нитки в один пучок (получаем большие волны на платке).
3. К нижним концам платка пришиваем петли из резинки.
4. Набранную часть платка приклеиваем с помощью клея к обратной стороне готовой головы куклы, приклеиваем тесьму (50 см в длину) в виде петли, для крепления к шее кукловода; приклеиваем ещё один кусок картона с задней части головы для эстетического вида
Для туловища (платья) можно использовать один платок уголками вверх и вниз, а к боковым уголкам пришиваем петли из резинки.
Освоение платковых кукол
На первом этапе дети знакомятся с куклой – бабочкой, одетой на руки педагога.
На втором этапе дети выполняют упражнение «бабочка» : запястье одной руки накладывается на запястье другой руки под углом ладони вниз. Пальцы плотно прижаты друг к другу и двигаются вверх – вниз, как крылья бабочки.
На третьем этапе проводится театрализованная игра «летел мотылёк».
Использование платковых кукол
Платковые куклы могут быть использованы в непосредственно – образовательной деятельности:
- как сюрпризный момент ;
- кукла помогает выполнять задания;
- кукла может рассказать сказку.
В повседневной жизни платковые куклы могут быть использованы:
- для организации режимных моментов в младших группах (кукла может показать, похвалить, рассказать, спросить, помочь);
- на прогулке;
- для организации трудовых поручений;
- для организации сюжетно-ролевой игры (пригласит детей к себе или сама придёт в гости, покажет как уложить куклу, накрыть стол, полечить).
В журнале «Дошкольное воспитание» №6, 2010 года приведен методический материал, иллюстрирующий педагогическую деятельность по использованию платковых кукол в работе с детьми. Это и речевые игры «Интервью», «Чей костюм», «Определи игрушку», «Шаги», и сюжетно-ролевые игры, и инсценировки сказок «У страха глаза велики», «Как лисичка бычка обидела», «Сестричка Аленушка и братец Иванушка», «Кто сказал «мяу»?» и др. Опубликованы конспекты занятий по ознакомлению с народными промыслами и лепка народной игрушки с использованием платковых кукол в средней группе.
Главными принципами в организации работы по использованию платковых кукол в жизнедеятельности детей являются:
- учёт основной (игровой) деятельности дошкольника;
- сочетание реализма и воображения;
- взаимосвязь всех участников творческого обучающего и развивающего процесса.
Самодельная платковая кукла у творческого педагога найдет широкое применение в воспитательно-образовательной работе с детьми. Платковая кукла – это чудо-пособие, имеющее развивающее, обучающее и воспитательное значение. Эта кукла вызывает у детей восторг, восхищение, удивление, желание разговаривать с ней. Все кто познакомится с платковой куклой, сразу поймут, как много радости принесет она детям и взрослым.
Литература:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - Творческий Центр «Сфера», 2006.
2. Трошин О. В., Голубева И. В. Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития / Трошин О. В. // Логопед. – 2006. - №1. – С. 20-22