Татьяна Бочкарёва
Мастер-класс для педагогов по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории, изменилось и отношение людей к Родине. Однако, как бы ни менялось общество, воспитание у детей любви к своей стране, своему городу, необходимо показать с привлекательной стороны. Дети должны знать, что у каждого человека есть родной город, где он родился, знать достопримечательные места, знаковые события.
Публикация «Мастер-класс для педагогов по краеведению» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мой край, мой город. Краеведение
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспитания любви к близким и своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
Целью воспитателя в этом направлении является обеспечение широкой направленности содержания образовательно-воспитательного процесса на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные, гражданские черты.
Задачи
:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• расширение представлений о городах России;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Дошкольный возраст – это период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма. В дошкольном возрасте начинает формироваться любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку младшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной.
Основные принципы работы
• От близкого к отдаленному;
• От общего к частному, где каждое частное выступает
перед ребенком как проявление чего-то общего (а не само по себе, что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания;
• Опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, в детском саду, городе, стране;
• Взаимодействие с семьей.
• Системно-организованный подход;
• Принцип учёта возрастных особенностей;
• Принцип учёта региональных условий;
В наше время под краеведением понимают всестороннее изучение части страны, города или других поселений местным населением, для которого эта территория является родным краем. Всестороннее изучение предполагает исследование природы, хозяйства, истории, населения, народных промыслов, культуры и быта. Благодаря краеведению решается важная задача – соединения обучения с жизнью.
Туризм -- один из путей совершенствования воспитательно-образовательной работы детского сада. предполагает формирование основ патриотизма:
• Привязанность к своему родному краю;
• Преданность своей “малой Родине”, ответственности за нее;
• Воспитание у ребёнка привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Расширение представлений о городах России;
• Развитие интереса к национальным традициям и промыслам;
• Желание трудиться на благо Родины, воспитание уважения к труду;
• Знакомство детей с государственной символикой;
• Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, края, города;
• Формирования толерантности, чувства уважения к другим народам и их традициям.
Огромное значение для воспитания интереса и любви к родному краю имеет всё его ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, родной улицей, городом, а затем уже со своей страной, её столицей и символами.
В работе с детьми дошкольного возраста всё больше возрастает роль краеведения. Исходя из принципа «от далёкого к близкому» прослеживается связь патриотического воспитания с краеведением.
Содержание знаний о родном крае разделяют на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик города. В основу систематизаций знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между этими блоками, осуществляемая через взаимодействие человека с миром природы.
Исходя из этого, определяются принципы отбора знаний исторического характера для дошкольников
1. Энциклопедичности;
2. Краеведческий (региональный);
3. Интеграции (установление соотношений между информацией и сведениями о деятельности человека);
4. Культурологический (приобщение детей к истокам культуры. Архитектуры и промышленности);
5. Тематичности;
6. Наглядности (наличие памятников, зданий и других достопримечательностей, необходимых для развития кругозора);
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено в нескольких словах. Выделяют основные направления:
1. Задачи эстетического и нравственного воспитания
Слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде наших соотечественников, о природе родной страны.
Развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира.
Выражение своих впечатлений на занятиях по ИЗО деятельности и в свободном творчестве.
2. Задачи физического воспитания
Развитие таких качеств, как сила, смелость, ловкость через спортивные игры с содержанием игр народов, живущих на Урале.
Физическое развитие и оздоровление детей.
3. Приобщение дошкольников к трудовой деятельности:
Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для друга, для воспитателя, для группы, для детского сада и т. д.
Труд с общественной мотивацией.
Следует также воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края.
Ознакомление детей с профессиями жителей Урала (сталевар, гравёр и пр., народными промыслами.
4. Формирование бережного отношения к природе и знакомство с окружающим миром;
5. Нравственно-патриотическое воспитание;
Пути воспитания патриотизма могут быть разными, но, главное – зародить в ребёнке великое чувство быть гражданином своей страны. Мы считаем, что содержание нашей работы способствует развитию чувств нравственно-патриотического характера.