Татьяна Сапрыкина
Мастер-класс для педагогов по обобщению опыта работы по теме «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ» (теория)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ.»
Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных методах рисования.
Задачи:
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным методам рисования;
- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в рисовании;
Публикация «Мастер-класс для педагогов по обобщению опыта работы по теме „Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ“ (теория)» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
- повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, рамки для работ по временам года, технологические карты, табличка с названием темы работы творческой группы «Времена года», бумажки для подписания работ, клеящие карандаши, табличка для названия творческой группы, подносы для материалов, заготовки сертификатов; материал для практической деятельности – бумага, цветной картон, гуашь разного цвета, баночки, кисти для рисования, тарелочки, одноразовые вилки, пекинская капуста, шампунь, трубочка для коктейля, трубочки от шариковых ручек, шариковые ручки, фломастеры, кусочки поролона, стаканы с водой, магнитофон.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.
Содержание.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема сегодняшнего мастер – класса: «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ.»
«…Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать.
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…» (Э. Успенский.)
Дети рисуют все, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают, о чем думают, что привлекает их внимание. Рисовать можно чем угодно и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Почему рисуют дети?
В. А. Сухомлинский писал: «Общение с искусством – одна из больших радостей жизни».
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш, и что он не всегда может выразить словесно.
Свою работу над темой: «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ» я начала три года назад с детьми подготовительной группы. Почему я взяла эту тему?
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. И в моей группе все дети рисовали, но не у всех получалось одинаково. Одному ребенку достаточно было небольшой помощи, а другому требовалась длительная тренировка. Так как задачи, поставленные перед детьми в рисовании, постепенно усложнялись, - далеко не все дети справлялись с ними.
Сложной для дошкольников являлась методика изображения предметов тонкими линиями. Рисование карандашами, кистью требовало высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и умений. Очень часто отсутствие этих знаний и умений быстро отвращало ребенка от рисования, поскольку, в результате его усилий рисунок получался неправильным, не соответствовал желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Это вело к детской неуверенности. Я часто слышала от детей: «Я не хочу рисовать. Я не буду рисовать, потому что я не умею, у меня не получается». Или просили помочь им нарисовать.
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.
«Каждый ребенок – художник, трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо.
Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше, дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Главное, что я отметила для себя, в рисовании то, чтобы каждое занятие приносило детям только положительные эмоции. Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Не надо вкладывать еще в неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственных силах.
Моим детям не хватало уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные методы рисования. Эти методы демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Техника их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и детям.
Цель моей работы: «Нетрадиционные методы обучения детей рисованию в ДОУ», - используя нетрадиционные методы обучения детей рисованию, - научить рисовать каждого ребенка.
Я начала изучать опыты работы коллег, методическую литературу ученых, педагогов, психологов по изобразительной деятельности, по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования.
Свою работу в каждой возрастной группе я начинала с составления перспективного плана по реализации нетрадиционных техник рисования. Затем разрабатывала серию конспектов занятий по каждой возрастной группе.
Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения. Поэтому я уделила большое внимание созданию развивающей среды:
1. Созданию уголка эстетического воспитания;
2. Уголка изодеятельности.
Новый изобразительный материал вводила постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников. В работе с детьми использовала и продолжаю использовать разные техники рисования с учетом возраста детей, начиная со второй младшей группы.
Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, я использовала детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал.
Это позволило сделать рисование доступным, содержательным и познавательным.
Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот это все помогало мне не допустить в изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивало живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Рисование, как вид художественно – творческой деятельности, не терпит шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник способствует развитию у детей ориентировочно – исследовательской деятельности, памяти, эстетического вкуса, познавательных способностей, самостоятельности. Ребенок экспериментирует, смешивая краску с мыльной пеной, нанося гуашь на предмет, изображенный цветными мелками. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.
Работа с нетрадиционными техниками изображения вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
О способах альтернативных
Хочу немного рассказать.
Свою большую эффективность
Они успели доказать.
Занятия нетрадиционные
Включают множество идей.
Порою провокационных,
Но интересных для детей.
В них необычно сочетаются
И материал, и инструмент.
И все прекрасно получается,
И равнодушных точно нет!
Мы в детстве часто рисовали
Обычной палкой на земле.
И той же палкой рисовали
И на песке, и на воде.
Зимой окно запотевало –
Мы рисовали на стекле.
А маминой губной помадой -
И на стене, и на лице.
И разноцветными мелками
Всегда и всюду рисовали.
А потом так же рисовали наши дети, и теперь рисуют наши внуки.