Елена Ерошенко-Никишкова
Мастер-класс для педагогов «Развитие ловкости у детей при организации подвижных игр и игровых упражнений с мячом»
Мастер-класс для педагогов:
«Развитие ловкости у детей при организации подвижных игр и
игровых упражнений с мячом»
Цель: повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах использования игровых упражнений и подвижных игр с мячом.
Задачи:
- представить свой опыт работы использования игр игровых заданий с мячом с детьми дошкольного возраста;
- познакомить педагогов с новыми игровыми упражнениями и играми с мячом.
Участники мастер-класса: инструктор по физо, педагоги ДОУ.
Ход мастер-класса:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развитие ловкости у детей при организации подвижных игр и игровых упражнений с мячом“» размещена в разделах
- Игры с мячом для детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мяч, мячик
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Подвижные игры для детей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
1. Вступление. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе на тему: «Развитие ловкости у детей при организации подвижных игр и игровых упражнений с мячом».
Чтобы дошкольное развитие ребенка было полноценным, необходимо в первую очередь развивать ловкость. Именно с ловкостью развиваются такие качества, как внимательность, сообразительность, скорость реакции.
В общем понимании ловкость – это способность выполнять сложные по координации движения. Развивая ловкость, ребенок учится быстрее осваивать новые движения, быстро и правильно менять поведение в зависимости от меняющихся условий. Это качество необходимо детям в современном мире, так как без него они не смогут достигнуть успеха в том или ном деле.
Для развития ловкости лучше использовать различные игры и упражнения. Лучше, если эти упражнения будут проводится в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения, с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями.
Можно для развития ловкости использовать специально подобранные упражнения с мячом. Это самый доступный спортивный инвентарь, который есть почти у каждого ребенка. Игры с мячом укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость; развивают сообразительность, повышают умственную активность.
Такие игры благотворно влияют на работоспособность детей.
В играх, которые проводятся в паре или в команде, ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей, при этом у него воспитывается ответственность, сдержанность, решительность. При ловле и бросании мяча ребенок действует обеими руками, что способствует гармоничному развитию центральной нервной системы. Все игры подбираются с учетом возраста и интересов детей.
На своих занятиях по физической культуре я использую игры с мячом во всех группах, начиная с младшей и заканчивая подготовительной.
В младшей группе дети только знакомятся с мячом: учатся прокатывать его в заданном направлении, бросать, ловить.
В средней группе учатся ловить мяч, принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч об пол.
В старших и подготовительных группах упражнения с мячом усложняются: дети учатся бросать и ловить мяч, перебрасывать мяч друг другу, выполняя различные задания, а также учатся отбивать мяч одной, двумя руками, вести по прямой, забрасывать в баскетбольное кольцо, играть в подвижные игры с мячом, игры-соревнования, развивая ловкость, координацию движений, быстроту, внимание, глазомер.
2. Практическая. А сейчас мы переходим к практической части.
Предлагаю всем педагогам выйти и встать врассыпную. Сегодня вы побудете в роли воспитанников. Работая с детьми, я использую мячи разных размеров. Детям младшего возраста я предлагаю мячи в основном большого диаметра, а старшим ребятам еще и маленькие мячики. Ребята не только играют, но и выполняют физические упражнения с мячом. Давайте выполним несколько упражнений, которые способствуют развитию ловкости, глазомера, координации (все педагоги берут мячи).
1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.
2. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать мяч.
3. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.
4. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.
5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться кончиками пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.
6. Бросить мяч об пол, повернуться кругом и поймать мяч.
Сегодня я хочу предложить вам разучить некоторые игры с мячом, в которые можно играть не только на занятиях по физической культуре, но и в группе или на площадке. Предлагаю встать всем в круг. И первая игра, в которую мы поиграем, называется «Картошка».
«Картошка» (6-7 лет)
Цель игры: развивать ловкость, внимание, координацию движений.
Ход игры: Игроки выбирают водящего – «картошку». «Картошка» садится в центр круга, остальные располагаются вокруг него. Игроки перебрасывают мяч друг другу, стараясь, чтобы мяч не упал, а «картошка» старается его поймать. Если сидящему в центре игроку удалось поймать мяч, он меняется местами с тем, кто его бросал. Тот, кто уронит мяч, садится в центр круга. «Картошка» может выпрыгивать и ловить мяч. Игра заканчивается, когда все игроки, кроме одного, превратились в картошку.
С детьми старшего и среднего возраста можно поиграть в игру «Зевака» и «Летучий мяч».
«Зевака»
Цель: развивать внимание, координацию движений, ловкость, глазомер.
Ход игры. Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч. Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и выполняет любое упражнение с мячом.
Правила: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнительное задание.
«Летучий мяч»
Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.
Ход игры. Играющие встают в круг, водящий находится в середине круга. По сигналу дети начинают перебрасывать мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.
«Вышибалы»
Цель: развивать ловкость, меткость, быстроту реакции.
Ход игры: два игрока становятся друг напротив друга на расстоянии приблизительно семи шагов, где при помощи мела на асфальте игровой площадки прочерчиваются две ровные прямые линии. Они — «вышибалы».
Третий игрок занимает место примерно посередине между ними. Задача первого и второго участников заключается в том, чтобы «вышибить» третьего игрока, попав в него мячом, поэтому они бросают его именно таким образом, чтобы задеть. Третий же по счету ребенок должен всеми силами стараться увернуться от летящего в его сторону мяча. Если двум игрокам это удается, то третий участник меняется местами на время с тем из ребят, который попал в него. Далее игра продолжается по тем же правилам до тех пор, пока каждый из играющих детей не побывает в роли «вышибаемого».
Правила игры: «вышибалы» не могут заступать за линию.
«Шмель» (5-7 лет)
Цель игры: развивать быстроту реакции, ловкость, глазомер.
Ход игры: Игроки садятся по кругу (диаметр круга зависит от количества игроков и размеров игрового места, места в кругу должно хватать для того, чтобы катать мяч. Играть можно руками: играющие откатывают от себя мяч, стараясь осалить другого игрока (попасть по ногам). Мяч нужно именно катить, а не бить по нему и не ловить его. Как только мяч рядом с игроком, тот должен его сразу же катить к другому игроку. Тот, кого коснулся мяч (ужаленный, поворачивается спиной к центру круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой игрок. Тогда он вступает в игру, а вновь ужаленный отворачивается.
«У кого мяч?»
Цель: развивать ловкость, внимание.
Ход игры: Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центре круга, остальные придвигаются плотно друг к другу, руки у всех за спиной.
Воспитатель дает кому-либо мяч (диаметр не более 10см, и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит «руки», и тот, к кому он обращается, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.
Игра повторяется до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.
С среднего возраста можно поиграть в игру «Передай мяч».
Цель: развивать глазомер, ловкость, координацию движений, закреплять умение передавать мяч друг – другу заданным способом.
Ход игры. Игроки стоят в кругу. По сигналу они начинают передавать мяч друг - другу заданным способом (от груди, снизу, из – за головы) очень быстро. Тот, кто уронил мяч, выходит из игры – «обжегся». Кто ни разу не уронит мяч, тот выиграл.
Можно еще использовать не только игры, но и игровые упражнения с мячом.
Игра –эстафета «Попади в обруч». Участники выстраиваются в две колонны. На расстоянии каждой команды на полу лежат обручи в один ряд. Задание: ударить мячом в каждый обруч и вернуться назад в свою колонну.
Игра-эстафета с мячом. Участники выстраиваются в две колонны. В руках одного участника (из любой колонны) мяч. Напротив, каждой команды на полу на расстоянии лежат обручи в ряд и на расстоянии стоит конус. По сигналу первые участники бегут к первым обручам, встают в них и выполняют передачу мяча от груди 2 раза, затем бегут ко 2-м обручам и выполняют прокатывание мяча снизу 2раза, затем бегут к 3-м обручам и выполняют передачу мяча от груди 2раза, оббегают конус и возвращаются обратно. Затем задание выполняют следующие игроки и так, пока все не выполнят задание.
Практическая часть нашего мероприятия подошла к концу. Надеюсь, что вам было интересно, и что-то вы взяли себе на заметку.
И в заключении хотелось бы сказать: мяч - это не просто игрушка, это целый комплекс полезных упражнений для развития ребенка. Игры с мячом развивают не только физические качества (силу, ловкость, меткость, быстроту, но и доставляют детям радость, вызывают положительные эмоции и сближают детей в общении.