Людмила Шпилева
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
Мастер-класс для педагогов-участников районного фестиваля педагогического мастерства
Место проведения: МКДОУ «Куртамышский детский сад № 8»
Проводит: воспитатель МКДОУ «Куртамышский детский сад №2 общеразвивающего вида» Шпилева Л. Н.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2015
Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования».
Цель: : расширить представления педагогов по нетрадиционным техникам рисования, как средствам развития детского изобразительного творчества.
Задачи:- познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования
- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нетрадиционного способа изображения;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Здравствуйте, коллеги!
Пусть победит сильнейший среди нас,
пусть лучшему достанется награда!
Поддержка воспитателям сейчас
любовь детей из их родного сада!
Пусть всем прибавит нам удачи,
всех возведёт на пьедестал
любовь воспитанников наших,
кто первым бы из нас не стал!
Меня зовут Шпилева Людмила Николаевна, я работаю воспитателем в детском саду №2 общеразвивающего вида "Солнышко" города Куртамыша.
Тема моего мастер-класса:«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования».
Слайд 1Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.
Сегодня на мастер-классе мы будем говорить о нетрадиционных техниках рисования.
Как вы думаете, что может обозначать слово нетрадиционно. нетрадиционный?
(Ответы) (т. е. не придерживаясь традиций)
Слайд2
Нетрадиционно-
• Не основываясь на традиции.
• Происходя не в силу установившейся традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью.
• Не придерживаясь традиций.
Давайте попробуем подобрать слова синонимы к слову «нетрадиционно» т. е. какими словами можно заменить слово нетрадиционный
(ответы воспитателей)
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Используете ли Вы в своей деятельности нетрадиционные техники рисования? Какие нетрадиционные техники рисования вы используете? (ответы воспитателей).
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования способствуют :развитию творческих способностей, воображения, развитию психических процессов и личностному развитию ребенка.
Слайд4
Существует много техник нетрадиционного рисования. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
В ИЗО немало разных техник,
Я, как воспитатель, знаю их.
И цель передо мной такая-
Тому, что знаю, научить других.
Я приглашаю вас принять активное участие вмастер классе
Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми интересными, нетрадиционными способами рисования.
Слайд 5
Один из интересных способов – граттаж. О нем сейчас я расскажу.
Слайд 6
Слово ГРАТТАЖ – произошло от французского слова «греттер» означает скрести, царапать, поэтому другое название техники- техника царапанья. Еще одно название этой техники-воскография.
Граттаж применяется обычно в работе с деревом, картоном, пластиком.
Слайд7 (показ работ на доске)
Сейчас обратите внимание на работы, выполненные в технике граттаж, какие выразительные средства чаще всего применяются в этой технике?
(ответы)
Да, это линия, штрих, контраст.
Слаид 8
В технике «Граттаж» используются следующие материалы и инструменты:
Картон или лист плотной бумаги, желательно белого цвета, восковые мелки, свеча, тушь или гуашь черного цвета, губка, широкая кисть, спица, вилка, зубочистка.
Слайд 9
Последовательность работы:
Берем лист плотной бумаги или картона полностью раскрашиваем восковыми мелками. Цветное решение зависит от задуманного рисунка.
Слайд 10
Следующий этап: мы полностью покрываем наш лист воском. Для этого используется обыкновенно восковая свеча.
Слайд 11
Затем берем черную тушь или гуашь, и используя широкую кисть или губку, покрываем закрашенный лист. Ждем пока лист высохнет- получилось заготовка.
Слайд 12
Далее берем острый предмет: зубочистку или спицу и процарапываем рисунок по черному фоны. Для детей лучше подходит Зубочистки, шпажки – удобнее и безопаснее держать.
Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, я их уже приготовила.
Пожалуйста, кто хочет попробовать рисовать этой техникой. Предлагаю вам процарапать несложные рисунки (снежинки, веточки ели) не забывайте о технике безопасности, работая с колющими предметами.
Возьмите в руки зубочистку
И лист бумаги не простой,
И словно фокусник – царапкой
Рисунок вы создайте свой.
Здесь равнодушием не пахнет,
Простор для творчества такой,
Что иногда не веришь даже,
Что это сделано тобой.
Давайте передадим вашу работу другому участнику, пусть попробует он тоже… Хочу обратить ваше внимание на то, что рисунок вы сможете выполнить лишь в том случае, если последний черный слой был нанесен за 20-30 минут до начало работы. В противном случае этот процесс у вас не получится или будет очень трудоемким. (рассказ о подготовке листа - последнего слоя)
Слайд 13
И вот волшебство! На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.
Если ребенок затрудняется с выбором сюжета, то можно предложить шаблоны и это подталкивает его фантазию и творчество. Например, по шаблону нарисовал рыбку, а дети затем уже начитают дорисовывать, процарапывать водоросли, подводные камни.
Чтоб не забыли технику «Граттаж»
О ней буклет на память вам.
Следующий нетрадиционный способ рисования с которым я хочу вас сегодня познакомить – это рисование на воде.
Слайд 14
Рисование на воде – удивительная техника. Почему удивительную? Потому что она: во-первых, интересна для детей; во-вторых, познавательна ; в-третьих, знакомит детей с миром искусства.
Для работы нам понадобятся:
- емкость для воды (существенна не глубина, а плоскость поверхности)
- краски (для рисования на воде подойдут масляные краски, разбавленные олифой)
-загуститель воды (можно использовать для этой цели обычный крахмал)
-кисти и заостренная палочка для рисования (шило, спица)
-фартук и клеенка (столик лучше отодвинуть от стен и мебели)
Подготавливаем воду для рисования (это необходимо сделать, чтобы краски не растекались по всей поверхности лотка). Широкой кистью набираем краску и, слегка постукивая по ней, наносим первый слой краски в виде мельчайших капелек. Микрокапельки растекаются, образуя круги- это фон нашей будущей картины.
затем начинается самое интересное-составление узора на воде. Для этого обмакнем шило в краску и прикоснемся к воде-появится четкий круг. В центр этого круга можно добавить еще несколько цветов (по желанию) краски не перемешиваются между собой, а образуют забавные кольца.
шилом или зубочисткой "вытягиваем" из круга лепестки, заворачиваем волной и т. д. все остальное ваша фантазия и творчество. Получаем интересный рисунок, который просто невозможно повторить еще раз!
Осталось перенести этот шедевр на бумагу: прикладываем лист к поверхности, аккуратно снимаем и картина готова. Дадим ей немного подсохнуть и вставим в рамочку!
Получаются нереальные, просто фантастические картины. Таким способом можно получить не просто рисунок на бумаге, но и раскрасить ткань и любые твёрдые поверхности, так как краска не смывается.
Ну что понравилась вам эта техника?
А сейчас я хочу чтобы вы сами проявили творческие способности и создали свой шедевр, используя нетрадиционные техники рисования.
Слайд 15
Сегодня я хочу вам показать, как можно применить нетрадиционные техники рисования в народно-прикладном искусстве. Недалеко от Москвы есть село Гжель, там живут мастера, которые делают и расписывают замечательную посуду. Чем же они отличаются от других изделий?
(по цвету. Какой цвет используют эти мастера)
Конечно же- он всегда бело-голубой. И самые любимые узоры у гжельцев эточто… чайная роза и её бутоны.
Слайд 16
Так вот сейчас мы ипопробуем украсить элементами гжельской росписи, бумажные силуэты посуды. Чайную розу рисуем комочком целлофана, обмакнём его в синюю краску и сделаем отпечаток на силуэт. Листики рисуем отпечатком большого пальца руки, предварительно обмакнув его в краску (лепестки располагаем веером, и опять, пока краска не высохла спичкой рисуем прожилки. Сердцевину розы рисуем указательным пальцем. И освежаем его белой краской используя мизинец. Бутоны нарисуем техникой "печать" (можно взять пробочку от пластиковой бутылки, нанесём краску на печатку и сделаем отпечаток) Ватной палочкой оформляем края изделия. (образцы оформления посмотрите на слайде).
Вот какие замечательные тарелочки у нас получились.
Заканчивая нашу работу я предлагаю выйти ко мне.
А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер- класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта о нетрадиционных техниках рисования А на правую руку – то, что получили, узнали нового и интересного. Я рада что ваш багаж пополнился.
А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши чтобы объединить те знания опыт который у вас был, с тем что вы узнали сегодня.
Благодарю всех за участие в работе. Спасибо всем за помощь, за внимание и поддержку!Желаю удачи в вашей работе!