Ярослава Толкун
Мастер-класс для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
Цель: расширение представлений родителей об особенностях адаптации ребенка к новым условиям, о факторах, влиящих на успешную адаптацию.
Адаптация — приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнерами по общению и окружающим миром в целом.
Адаптация-это не только поступление в детский сад, это и
Публикация «Мастер-класс для родителей „Адаптация ребенка в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
• Переход из одной группы в другую.
• Длительная болезнь.
• Длительный отпуск.
• Смена педагога.
• Появление нового ребенка в группе сверстников.
Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребенка в период адаптации?
• Беспокойство
• Страх
• Заторможенность (повышенная возбудимость)
• Капризность
• Раздражительность
• Упрямство
В зависимости от темперамента, индивидуальных особенностей и предварительных мероприятий, проводимых родителями в период адаптации, ребенок по-разному привыкает к детскому саду: для детей в возрасте 3–4 лет этот период не дожжен превышать — две-три недели, в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц.
Какие дети адаптируются сложнее всего к детскому саду?
• являющиеся единственными в семье;
• чрезмерно опекаемые родителями или бабушками;
• привыкшие к тому, что их капризам потакают;
• пользующиеся исключительным вниманием взрослых;
• не имеющие элементарных навыков самообслуживания;
• неуверенные в себе;
• эмоционально неустойчивые;
• пережившие психологическую травму;
• чьи родители слишком сильно переживают за ребенка в связи с необходимостью отдать его в детский сад.
ИЛИ Факторы, мешающие адаптации малыша к д/с:
Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;
Чрезмерная тревожность родителей;
Нежелание взрослых давать большую самостоятельность малышу;
Воспитание ребенка в духе вседозволенности;
Неврологическая симптоматика у ребенка: астеничность, гиперактивность и т. п. ;
Болезненность малыша;
Несоблюдение режима дня дома.
Правила для родителей в период адаптации ребенка к изменяющимся условиям
1. Настрой мамы очень важен.
2. Читайте книжки, сказки про детский сад.
3. Поддерживайте дома навыки, приобретенные в детском саду
4. Не уходите, не попрощавшись с ребенком
5. Придумайте ритуал прощания
6. Садик- «игровая комната»
7. Удобная одежда.
8. Соблюдение режима. Перед поступлением в детский сад домашний режим целесообразно приблизить к режиму детского учреждения.
9. Выполнение обещаний.
10. Очень важно! Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Как должен быть подготовлен ребенок к периоду адаптации?
Перед приходом в детский сад у ребенка должны быть сформированы следующие культурно-гигиенические навыки:
1. самостоятельно есть разнообразную пищу;
2. своевременно сообщать о своих потребностях: проситься в туалет;
3. мыть руки при помощи взрослых, пользоваться полотенцем, носовым платком.
11. По дороге в детский сад отвлекайте ребенка играми, песенками, стихами и т. д.
Игры «По дороге в детский сад»
Чтобы ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть.
«Все круглое (квадратное, треугольное)»
Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.
«Красные (зеленые) предметы» — по принципу упражнения № 1.
«Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т. д.
«Чего не стало?», «Что изменилось?»
Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребенка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад.
«Загадки»
По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Круглая, сладкая, мягкая, в красивой обертке. Что это?» Или: «Рыженькая, с пушистым хвостом, любит грызть орехи, прыгает по деревьям. Кто это?»
Расслабиться и восстановить благоприятное эмоциональное состояние детям в домашних условиях помогут специальные комплексы аутогенной тренировки. Вот некоторые примеры упражнений для детей, рекомендованные австрийским врачом Гизелой Эберлейн. Давайте их проиграем.
Установка спокойствия.
Цель: научить способам релаксации.
«Ты любишь купаться в море? Представь себе: ты долго-долго качаешься на волнах, море плещется о берег, светит солнышко, тебе тепло и приятно, ты спокоен, расслаблен».
Родителям, хорошо знающим своего ребенка, нетрудно пофантазировать вместе с ним, угадать, что ему особенно приятно, о чем он мечтает. Это и будет переключение на спокойствие.
Упражнение на создание чувства теплоты.
Цель: научить способам релаксации.
«Представь себе, что ты поставил ноги в теплую воду, а в руки взял теплый шарик. Тебе тепло, ты расслабился.»
Внимание! Прежде чем учить детей, научитесь все делать сами, потренируйтесь, чтобы уметь все показать и объяснить не только на словах!
Упражнение «Круглый ушастик»
Цель: способствовать эмоциональной релаксации, освобождению от негативного состояния.
Наклеить на стене (щите) круг с ушами. Дети, которых кто-то обидел, разозлил, могут побросать мяч (бумажные комочки) в ушастика, представляя своего обидчика. Таким образом, снимается негативное состояние.
Упражнение «Перематывание клубочков»
Цель: снятие эмоционального напряжения и развитие мелкой моторики.
Два клубочка разного цвета диаметром примерно 5 см, закрепленных так, чтобы нитки не разматывались, соединены между собой толстой ниткой пряжи длиной 1–1,5 м. Ребенок перематывает нитку с одного клубочка на другой.
Можно иметь несколько таких наборов: наматываемая нить может быть разного цвета, длины и толщины. Упражнение прекрасно снимает напряжение и развивает мелкую моторику.
Упражнение «Хлопай- топай»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Предложить детям, испытывающим психоэмоциональное напряжение, выполнить простые движения: потопать ногами, похлопать в ладоши так сильно, как кому нравится.
Упражнение «Секретики»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Сшить небольшие мешочки (примерно 10 ґ 15 см) одной расцветки. Насыпать в них различную крупу (набивать не туго) — манку, рис, горох, фасоль, гречку и т. п. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же такое находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя, таким образом, от негативного состояния.
Упражнение «Рваная бумага»
Цель: освобождение от гнева.
Дети разрывают на мелкие кусочки бумагу свои неприятности, огорчения, обиды и др. (старые газеты, другую ненужную бумагу, выбрасывая все это в мусорную корзину, таким образом, подсознание освобождается от эмоциональных проблем.
Признаки успешной адаптации малыша в д/с:
· Нормальный сон (засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не разговаривает во сне;
· Хороший аппетит;
· Нормальное поведение, дома ведет себя обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает и т. п. ;
· Хорошее настроение, легко просыпается утром;
· Желание идти в детский сад.
Помните всегда: От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут". По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для вашего малыша.