Светлана Емельянова
Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика» (приемы работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс для родителей
(приемы работы)
Публикация «Мастер-класс для родителей „Артикуляционная гимнастика“ (приемы работы)» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Общеизвестно, что недостатки устной речи приводят в дальнейшем к плохой успеваемости в школе. Особое значение в формировании речи ребенка имеет звукопроизношение (правильное произнесение звуков речи). Если ребенок не правильно произносит звуки или не произносит какие-то звуки вовсе, он стесняется отвечать на уроках, избегает общения со сверстниками и взрослыми, допускает много грамматических ошибок в письменных работах. Чтобы избежать всех этих проблем и избавить ребенка от переживаний и неудобств необходимо в дошкольном возрасте уделить особое внимание развитию звукопроизношению. Одним из основных способов развития, а при необходимости и коррекции правильного произношения звуков является артикуляционная гимнастика.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить «чисто», без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с вялым, смазанным звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым научиться говорить правильно, четко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой.
На первом занятии познакомьте ребенка с основными положениями губ и языка, в этом помогут интересные сказки о веселом язычке. В них в занимательной форме представлены различные упражнения для губ и языка. (Предложить родителям выполнить некоторые упражнения перед зеркалом). На этом этапе ребенок должен повторять упражнение 2-3 раза.
Затем можно использовать картинки и рисунки к этим упражнениям, чтобы ребенок самостоятельно выполнял упражнения не менее 5-6 раз. Рисунки можно найти в специальной детской литературе или нарисовать их вместе с ребенком. (Продемонстрировать родителям детскую литературу с артикуляционными упражнениями, которые можно использовать для занятий с ребенком дома).
Интересно для ребенка, когда артикуляционные упражнения сопровождаются стихотворным текстом. ( например: Зубы ровно мы смыкаем
и заборчик получаем…
А сейчас раздвинем губы-
посчитаем наши зубки).
Так же для разнообразия и заинтересованности детей можно использовать игрушки. Например, детям очень нравится выполнять упражнения вместе с лягушкой, которая показывает упражнение своим большим красным языком. (Показ нескольких упражнений). Вместо лягушки можно использовать обычную варежку, которая надевается на руку, и взрослый кистью руки показывает движения, которые должен выполнить язычок ребенка. Чтобы сделать занятие интересным, можно сделать на варежке глазки, носик, привязать бантик и т. д. (Показ)
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш хорошо усвоит упражнения, зеркало можно убрать. Полезно задавать детям наводящие вопросы. Например: Что делают губы? что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?
Затем темп упражнений постепенно увеличивается, и упражнения выполняются под счет взрослого. При этом надо обращать внимание на то, чтобы упражнения выполнялись четко, точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Лучше заниматься два раза в день (утором и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребенка.
Занимаясь с детьми 3-4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть все более четкими и плавными, без подергиваний. В 6-7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение губ и языка некоторое время без изменений.
Регулярные занятия артикуляционной гимнастикой, с соблюдением рекомендаций учителя-логопеда, помогут вашему ребенку научиться красиво, чисто и правильно говорить.
Памятка родителям
для организации занятий по заданию логопеда.
1. Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
2. Некоторые занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
3. Надо приучать ребенка к самостоятельному выполнению несложных заданий. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
4. Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. В конце можно сообщить ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
5. Желательно разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию звукопроизношения, развитию внимания и памяти.
6. Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.