Приложение МААМ

Мастер-класс для родителей «Развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Галина Мутаева
Мастер-класс для родителей «Развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер – класс : «Развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение профессиональной компетенции родителей по развитию пространственных представлений у детей через дидактическую игру.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Задачи: 1. Познакомить родителей с дидактическими играми, которые способствуют развитию пространственных представлений у детей.

2. Обучить участников мастер- класса с этапами развития пространственных представлений у детей через игру.

Оборудование: Презентация «Развитие пространственных представлений у детей с ЗПР»; зеркала по количеству родителей, наборное полотно.

Дидактические игры: «Ветрянка», «Что поднимается вверх? Что опускается вниз?», «Магазин игрушек», «Геометрическое лото», «Теремок», «Построй башню», «Лабиринты», «Веселые клеточки»,

книжки-раскраски

Игрушки: бабочка, прищепки, наборы кирпичиков четырех цветов

Ход мастер- класса.

1. Теоретический.

Презентация «Развитие пространственных представлений у детей с ЗПР»

«Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственно – временная ориентировка не являлась бы важным условием знаний, навыков, умений, развития мышления детей»

Профессор Б. Г. Ананьев. (Слайд №3)

В дошкольном возрасте формируются элементарные знания детей о пространстве и закладываются основы для начальных пространственных представлений, которые необходимы для правильной ориентации ребенка в окружающем мире (И. А Филатова, Е. Ф. Рыбалко, Б. А. Архипов и др.). Исследования ученых показывают, что элементарная форма ориентировки в пространстве формируется у детей еще в младенческом возрасте. Особое значение в развитии этой ориентировки имеет образование у ребенка систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализатором в процессе предметных действий и игры. (Слайд №4)

Яструбинская Е. А. подтверждает, что недостаточная сформированность пространственных представлений отражается на успешности обучения детей младших школьников : (Слайд №5)

47 % детей испытывают трудности при усвоении учебного материала по математике

24 % детей испытывают трудности при усвоении материалов по русскому языку при формировании навыка письма

16 % детей испытывают трудности при обучении чтению.

Несформированность пространственных представлений влияет :

На уровень психического развития

На эмоциональное состояние ребенка

На социально – бытовую адаптацию в окружающем мире

На грамматически связную речь

На развитие мышления (особенно абстрактно - логического)

На отражение объемного пространства на плоскости

На ориентировку в пространстве листа бумаги

По мнению Семаго Н. Я. пространственные и пространственно – временные представления являются первичными по отношению ко всем высшим психическим функциям и являются базовыми составляющими психической деятельности.

Опираясь на нормы усвоения пространственных представлений у детей (слайд №7), я разработала этапы коррекционной работы.

2. Практический

Этапы коррекционной работы

1. Освоение пространства собственного тела с постепенной вербализацией (Слайд №8)

Задачи: Учить детей узнавать и называть части собственного тела (перед зеркалом во весь рост, без зеркала, на другом ребенке, на кукле, с закрытыми глазами)

Игры: «Где же наши ручки?»,

«Посади птичку», «Собери Шалтай-болтая»

«Где бабочка сидит?»,

«Куда я тебя задела?», и т. д.

2. Ориентировка на лице по вертикальной оси: на собственном лице; на противоположном лице: (Слайд №8)

Задачи: Учить детей ориентироваться на собственном лице по вертикальной оси.

Игры:

«Подъемный кран»,

«Помоги Незнайке нарисовать портрет»,

«Чего не хватает на портрете?», «Нарисуй друга»

«Ветрянка» и т. д.

Поиграем в игру «Подъемный кран»

Цель: Развитие тактильных и соматических функций, умение ориентироваться на собственном лице по вертикальной оси, понимание понятий «выше - ниже».

А) ориентировка на собственном лице с зеркалом с руками.

Методика проведения. Перед ребенком на столе стоит зеркало так, чтобы было видно только лицо ребенка. Педагог говорит: «Посмотри на свое лицо и покажи нос (ребенок показывает нос). Поставь к носу «полочку» - это подъемный кран (ребенок из обеих рук делает полочку). Подъемный кран от носа поднимается вверх, что она проезжает? ( ребенок скользит руками по лицу и называет: щеки, глаза, брови, лоб, макушка). Подъемный кран от носа опускается вниз, что она проезжает? (рот, подбородок). Затем от каждой части лица. Педагог спрашивает: что выше щек? бровей? Глаз? Подбородка? Лба? Рта? Что ниже щек? рта? Бровей? Лба? Глаз? Ребенок, глядя в зеркало, с помощью рук показывает и называет.

Б) ориентировка на собственном лице с зеркалом без рук.

Методика проведения.

-Что у нас на середине лица? (нос)

-Что выше носа? Рта? Глаз? И так далее.

-Что ниже носа? Рта? Глаз? И так далее.

Ребёнок, глядя на себя в зеркало должен сказать.

В) Ориентировка на собственном лице без зеркала с руками.

Методика проведения. Ребёнок сидит, отвернувшись от педагога так, чтобы никого не видеть, Ребёнку задают вопросы : Что выше (ниже) рта, лба, бровей, щёк, носа, глаз, подбородка? Ребёнок, не видя себя, используя руки, показывает и называет.

Г) Ориентировка на собственном лице без зеркала, без рук.

Методика проведения. Ребёнок сидит, отвернувшись, руки на коленях. Педагог задаёт вопросы : Что выше (ниже) рта, лба, (от каждой части лица). Ребёнок должен правильно показать и назвать части лица.

Д) Ориентировка на противоположном лице.

Методика проведения. Двое детей сидят напротив друг друга. Педагог задаёт детям вопросы : «Что у Саши (Юли) выше (ниже) рта, лба, бровей, щёк, носа, глаз, подбородка?». Дети по очереди называют.

Е) Ориентировка на портрете.

Методика проведения. Ребёнку показывают портрет с ярко выраженными чертами лица. Педагог задаёт вопросы : «Что у Вани (Маши) выше (ниже) рта, лба, бровей, щёк, носа, глаз, подбородка?». Ребёнок называет.

«Ветрянка» (шапочка доктора, портрет ребенка с ярко выраженными чертами, зеленые кружочки на липучке (можно магнитную доску с магнитами)

Сейчас мы с вами поиграем в больницу. Есть такая заразная болезнь «Ветрянка». Саша заболел ветрянкой, у него на лице стали появляться прыщики, их мажут зеленкой. Прыщик появился выше носа (ребенок прилепляет зеленый кружок выше носа). Прыщик появился ниже рта, прыщик появился выше бровей и т. д. Саша поправился: болячка исчезла выше носа, ниже рта, выше бровей и т. д.

3. Ориентировка в пространстве собственного тела по вертикальной оси: перед зеркалом во весь рост; без зеркала; с закрытыми глазами (Слайд №9)

Задачи: Закреплять пространственные понятия «выше - ниже»; «выше чем - ниже чем». Учить ориентироваться в пространстве собственного тела по вертикальной оси

Игры:

«Раскрасим индейца»,

«Собери прищепки»,

«Где прищепки?», Что забыл нарисовать Незнайка?» и т. д.

4. Ориентировка в пространстве по отношению к собственному телу по вертикальной оси. (Слайд №9)

Задачи: Закреплять употребление пространственных понятий : «выше -ниже», «выше чем - ниже чем» в речи. Учить ориентироваться в пространстве по отношению к собственному телу.

Игры:

«Что поднимается вверх?»,

«Что опускается вниз?»,

«Поросячьи хвостики?»,

«Что выше головы?»

«Что ниже ног?» и т. д.

5. Расположение объектов во внешнем пространстве относительно друг друга по вертикальной оси. (Слайд №10)

Задачи: Учить детей понимать и употреблять предлоги «над - под», «над -выше», «под - ниже», «между» по вертикальной оси.

Игры и упражнения:

«Геометрическое лото», «Теремок», «Построй башню»

Магазины: «Игрушки», «Овощной», «Школьные принадлежности»

«Найди в группе, о чем можно сказать, «находится над», находится под» и т. д.

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Перед вами наборное полотно, на нем расставлены картинки, с изображением игрушек. Мы с вами отправляемся в магазин игрушек, там привезли новый товар, нас попросили расставить игрушки на полки, но не просто так, а чтоб был порядок, и покупатели захотели купить игрушки.

Мяч положите выше матрешки, слона поставьте ниже грибочка, машинку между грибочком и неваляшкой и т. д.

Затем игру можно изменить сюжет: пойдем покупать игрушки.

Нужно объяснить продавцу, где находится игрушка, чтоб быстрей ее найти, ведь в магазине очень много разных игрушек.

«Геометрическое лото»

На наборном полотне располагаю геометрические фигуры по вертикали. У родителей сигнальные карточки с изображением таких же фигур.

-Какая фигура расположена выше круга? (показывают сигнальную карточку)

-Какая фигура расположена ниже круга?

-Какая фигура между квадратом и треугольником?

Можно использовать от 3 и более фигур.

«Построй башню»

Играть можно как с кирпичиками 3-4 цветов, так и деталями конструкторов. Дети выполняют по заданию взрослого, затем по заданию друг друга. Взрослый строит за ширмой, говорит: «Возьми красный кирпичик, желтый кирпичик положи выше красного, зеленый - ниже красного, а синий кирпичик между красным и желтым». Убираем ширму, дети проверяют. Варианты могут быть разнообразными.

6. Расположение объектов по отношению к собственному телу по горизонтальной оси (Слайд №11)

Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве по отношению к собственному телу по горизонтальной оси; понимать и использовать в речи понятия «ближе - дальше», «впереди - сзади», «лево - право», предлоги «перед», «за», «между».

Игры и упражнения:

Коррекция понятий «Ближе - дальше», «лево - право»

«Веселый бубен»

Моделирование пространственных ситуаций :

Моя комната,

Расставь по плану,

Где находится предмет.

Ориентировка на листе бумаги:

Зрительные и слуховые диктанты

«Футбол»

Ориентировка в линейном и числовом ряду.

Спасибо за внимание!

Используемая литература

1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей М. : 1964.

2. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития : ранняя диагностика и коррекция задержкт психического развития М. : Том-ПРЕСС, 1999.

3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактически игры в обучении дошкольников с отклонением в развити. -М. : Владос, 2001.

4. Петухова Е. Н. Формирование пространственного ориентирования дошкольников с нарушением интеллекта // Дефектология, 2000

5. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической м коррекционной работы. - М. : Арти, 2000.

6. Шевченко С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. - М. : Школьная Пресса, 2004.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Цветные киски»Дидактическая игра «Цветные киски» Я работаю с детьми раннего возраста. В этом возрасте очень важно сенсорное развитие, поэтому, по самообразованию я выбрала тему «Формирование.

План работы по самообразованию по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством фототворчества» 1. Якимова Юлия Владимировна 2. Образование - высшее 3. Тема самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 января 2014 в 20:50
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Развитие и коррекция пространственных представлений у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Мутаева (УИ 136794) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД