МААМ-картинки

Мастер-класс для родителей «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы-закрутки»

Лана Алиева
Мастер-класс для родителей «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы-закрутки»

Мастер-класс для родителей: "Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы-закрутки".

МАДОУ ЦРР детский сад «Ручеек».

Выполнила: воспитатель 2 младшей группы

Алиева Л. Н.

п. г. т. Каа-Хем 2013 г.

Цели: знакомство участников мастер-класса с народной традиционной куклой; показ и изготовление куклы-закрутки; вовлечение детей и родителей в совместную культурно - досуговую деятельность; обеспечение атмосферы доброжелательности, комфортности в общении: родитель – родитель, родитель - педагог, родитель – ребенок; воспитание любви и уважения к народной культуре, традициям, нравственным ценностям русского народа.

Публикация «Мастер-класс для родителей „Знакомство с народной куклой, Изготовление куклы-закрутки“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: компьютерная презентация «Народная кукла для наших детей», компьютер; лоскуты ткани для изготовления кукол, нитки, ножницы - раздаточный материал для каждого участника мастер-класса; образец куклы-закрутки; технологические карты; анкеты для родителей; для выставки – народные тряпичные куклы и современные пластиковые, мягкие игрушки и куклы Барби.

Ход мероприятия:

I. Вводная часть.

- Добрый вечер, уважаемые взрослые и ребята! Я очень рада видеть всех вас здесь. Благодарю, за то, что вы согласились посетить мой мастер-класс. Надеюсь, вы сегодня узнаете много нового, интересного, необычного. Ощутите атмосферу доброжелательности, тепла, спокойствия.

- Наша встреча посвящена народной кукле, игрушке, которой играли наши предки. Впереди нас ждет практическая часть, мы будем своими руками создавать кукол. А пока я расскажу, что меня подтолкнуло провести это мероприятие.

II. Теоретическая часть. Показ презентации. Выступление педагога.

- Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Во что играют современные дети? Слайд 2.

- Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.

Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности, стяжательству. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире. Слайд 3.

Слайд 4 - картинка.

- Результаты такого воспитательного действия:

- повышенная агрессия;

- раздражительность;

- несдержанность;

- высокая тревожность;

- нарушение межличностных отношений;

- появление страхов, фобий. Слайд 5.

Слайд 6 – картинка.

- Особое место среди детских игрушек занимает кукла. Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек. Слайд 7.

Слайд 8 – картинка.

- Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа человека, всё больше приобретая черты животных или технических устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями – силой, ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.

Эти качества становятся синонимом мужественности. Слайд 9.

Слайд 10, 11 – картинка.

- В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка. Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый (например, оранжевые пушистые лягушки или пятнистые слоны). Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности. Слайд 12.

- Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает правдивую информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок – сыпучий. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга.

Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно. «Подробные» игрушки не развивают образного мышления.

Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.

Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему.

Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую кукольную потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Слайд 13.

- Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве.

Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию

любви, защиты, доброжелательности. Слайд 14.

- В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Слайд 15.

- Например: Кувадка (или Куватка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками. Слайд 16.

- Пеленашка – младенчик в платочке. Такую куколку клали в колыбель к ребенку в качестве оберега от злых духов. Ребенок с 4 лет мог свернуть пеленашку для игры себе и младшим сестрам и братьям. Слайд 17.

Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой. Слайд 18.

- Вепсская кукла (Кормилка) – образ замужней женщины, символ благочестия и достатка. Этой куколке приделывали объемную тряпичную грудь – чтобы дети были всегда сытыми и здоровыми. Слайд 19.

- «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле. Слайд 20.

III. Практическая часть. Совместная творческая деятельность.

- А теперь я вас приглашаю сотворить вместе с детьми куклу-закрутку.

Педагогом предоставляются необходимые материалы: ткань, нитки, ножницы, схемы работы. Воспитатель участвует в совместном творчестве, оказывает необходимую помощь.

Слайд 21. Схема куклы – закрутки

После мастер-класса родителям раздаются анкеты №2, с целью получения информации о впечатлениях от проведенного вечера, от творческой деятельности (анкеты №1 заполнялись перед мероприятием).

(В основу теоретической части взята статья О. А. Лазовской - источник интернет).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Программа Дня открытых дверей в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области Программа Дня открытых.

Работа с родителями. Мастер-класс «Вместе весело создавать!»Работа с родителями. Мастер-класс «Вместе весело создавать!» Работа с родителями. Мастер – класс. Вместе весело создавать! Участники: Родители, дети, воспитатель. Цель: Взаимодействие детей, родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы-закрутки»
Опубликовано: 29 марта 2014 в 21:25
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД