Шаврова Анна
Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по развитию речи детей «Сказки наши помощники»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по развитию речи детей
"Сказки наши помощники"
Воспитатель высшей квалификационной категории
Шаврова А. Н.
Цель:
Ознакомить педагогов с различными нетрадиционными пальчиковыми играми и их применением в образовательном процессе дошкольного учреждения.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для воспитателей групп раннего возраста по развитию речи детей „Сказки наши помощники“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики при работе с детьми, а также популяризация и распространение различных форм работы.
- Знакомство участников с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребенка.
- Обучение участников этапам освоения пальчиковых игр, предоставление возможности использовать педагогический опыт для улучшения собственного.
- Закрепление умений участников в применении полученных знаний на практике.
- Драматизация известной сказки с помощью пальцев.
Ход мастер-класса :
Добрый день, уважаемые педагоги! Меня зовут Шаврова Анна Николаевна. Я рада приветствовать вас на мастер-классе. Сегодня мы будем участвовать в мастер-классе на тему "Сказки наши помощники".
Часть I.
Эта работа актуальна потому, что пальчиковые игры способствуют установлению коммуникативных отношений на уровне соприкосновения, эмоционального переживания и контакта "лицом к лицу"; они имеют развивающее значение, поскольку наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Игры с пальчиками способствуют развитию мозга ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности и фантазию. Чем лучше развиты двигательные навыки пальцев рук и всей кисти, тем успешнее развиваются речевые навыки ребенка. Именно поэтому мы выбрали пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики рук. Психика детей так устроена, что их практически невозможно заставить выполнять какие-либо упражнения, даже самые полезные, если они им не интересны. Однако пальчиковая гимнастика с простыми движениями и стихотворным сопровождением нравится детям. Она развивает ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно влияет на общее самочувствие и улучшает работу мозга.
Рука имеет большое представительство в коре головного мозга. На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов (мизинец - сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец - голова). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Известные нам игры "Сорока-белобока", "Ладушки" и "Коза-рогатая" на самом деле являются оздоровительным и тонизирующим массажем.
Уважаемые коллеги, предлагаем вам сыграть вместе в пальчиковую игру "Сорока-белобока".
Первый этап.
В игре "Сорока-белобока" нужно водить пальцем по часовой стрелке, начиная от центра ладони и постепенно увеличивая круги к внешним контурам ладони. В центре ладони находится протекция толстого кишечника. Закончить игру нужно на слове "Кормила", проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами - здесь проходит линия прямой кишки.
Во время игры "Сорока-белобока" необходимо аккуратно работать с каждым пальчиком ребенка, не пренебрегая ни одним из них.
Мизинец отвечает за работу сердца,
безымянный - за работу печени и почек,
средний - за работу кишечника,
указательный - за работу желудка.
Большой палец играет особую роль, он отвечает за голову и повышает активность головного мозга. Поэтому большой палец нужно не просто слегка сжать, а хорошенько "помять", чтобы стимулировать работу мозга. Не забывайте играть поочередно с правой и левой рукой.
Кстати, эта игра подходит и для взрослых. Вы сами выбираете, какой палец нуждается в наиболее эффективном массаже. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше развивается речь у ребенка. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей готовности к школьному обучению. Обычно дети с высоким уровнем развития мелкой моторики умеют логически мыслить, имеют хорошую память и внимание, а также связную речь. Главное требование в играх с рукой, кистью и пальцами - одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря играм с пальчиками ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, развивает внимательность и способность сосредоточиться. Такие игры способствуют формированию добрых отношений между детьми и между взрослым и ребенком.
По моему опыту, использование таких здоровье-сберегающих техник, как пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, дает хорошие результаты. Особенно эффективны они, когда применяются в комплексе.
Уважаемые педагоги, для примера я покажу вам упражнение и выполним его вместе.
«Дятел»
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук, Раздаётся чей-то стук.
(Постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой, затем наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, произнося звук «д-д-д-д»).
Это дятел на сосне
(Изобразить клюв дятла, поднять левую руку, разведя пальцы в стороны, изображая дерево. Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д»).
Долбит клювом по коре.
А теперь давайте повторим упражнение вместе.
Это упражнение показывает, как артикуляционный аппарат соединяется с движениями рук.
Благодаря таким упражнениям улучшается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и активизируются речевые центры мозга.
Стимуляция точек соответствия, массаж кистей рук способствуют созреванию нервных клеток и активизации коры головного мозга, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи.
II часть.
Моторику можно развивать с помощью русских народных сказок, ведь все любят сказки, а любовь к ним начинается с детства. Сказки всегда интересны, почему бы не использовать их для коррекции речи детей? В сказках заложен огромный творческий потенциал народа, они написаны доступным для детей языком и способствуют развитию творчества и фантазии, а также учат понятиям добра и зла. Кроме того, сказки очень эмоциональны! Подражая сказочным героям, ребенок учится передавать характер и настроения сказочного персонажа голосом и интонацией.
Сейчас мы попробуем рассказать сказку с помощью пальчиков. Давайте разбудим и потренируем их немного. Пригласим к нам в гости сказку. Давайте начнем!
«Здравствуй, сказка!» (В. Берестов) Солнце, дождик, приходите,
(Сделать приглашающий жест сначала одной рукой, затем другой) Детям сказку приводите!
(Похлопать в ладоши) А из тучи гром, гром
(Постучать кулачками по столу) Загоняет в дом, в дом.
(Соединить руки над головой – «крыша») Покажись из тучи, солнце,
Поднимаем руки вверх, соединяем запястья, сжимаем и разжимаем пальчики каждой руки поочередно. Заглядываем в оконце, складываем ладошки перед лицом, затем раскрываем их и приставляем к щекам - "глядим в окошко". Поднимаем руки вверх, разводим их в стороны, описываем дугу, рассказываем небылицу. Выставляем левую руку горизонтально, правую вертикально, прикладываем указательный палец правой руки к правой щеке, качаем головой вправо и влево. Пальчики мы размяли, а теперь займемся пальчиковой гимнастикой "Заюшкина избушка".
В лубяной избушке - жил заяц на опушке, а в ледяной избушке - лисица на горушке. Растаяла весной избушка на горушке, лисица побежала к зайцу на опушку, выгнала зайчишку. Из лубяной избушки сама жить стала, в избушке на опушке ни собака, ни медведь не смогли помочь. Петушок отважный прогнал лисицу прочь, так остался петушок у заюшки в избушке. Приветствуем ритмично с перехватом сжимаем пальцами ладонь противоположной руки. В лубяной избушке.
На краю леса - (жестом изображаем домик)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Уважаемые коллеги, я поделилась с вами способами использования различных методов и приемов для развития речи у детей. Я активно применяю эти приемы в работе и вижу их положительное влияние на развитие речи детей, что подтверждается результатами мониторинга.
Особенно удобно использовать представленные игры, так как их множество можно найти в литературе или придумывать самостоятельно, сочетая их с знакомыми стихами, потешками и песенками.
В заключение хотелось бы, чтобы каждый участник мастер-класса поделился своими впечатлениями, выразил свое мнение о том, что ему понравилось или не понравилось, почему, было ли ему интересно.
Спасибо за внимание!