Фавзана Аюпова
Мастер класс для воспитателей «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте» - Слайд 1
Цель: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении дошкольников грамоте и передать педагогический опыт проведения игр. - Слайд 2
Главными задачами педагогов ДОУ являются развитие у детей индивидуальных способностей, умение видеть перспективу применения полученных знаний для качественной подготовки воспитанников к школе.
Публикация «Мастер класс для воспитателей „Игровые технологии как средство обучения дошкольников грамоте“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - задачи подготовительного периода в детском саду. – Слайд 3
В разработанных программах обучения грамоте в подготовительной группе детского сада (независимо от того, по какой программе работает ДОУ) предполагается развитие фонематического слуха, работа над узнаванием и различением фонем; обучение детей первоначальному чтению и подготовка базы для успешного овладения навыками письма.
То, что кажется элементарным взрослому, не всегда доступно ребёнку. Усвоение новых фонетических понятий и навыки формирования основ грамоты осуществляется чаще всего через игру. – Слайд 4
Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.
Применяемые мною на практике игры по развивающим задачам условно я разделила на следующие группы: 1. Игры на выделение и интонирование звуков. Игры, помогающие определить позицию звука в слове. Автор: И. А. Кравченко. – Слайд 5
2. Игры и упражнения для развития произносительной стороны речи, способствующие восприятию речи и её фонетическому оформлению. Автор: Н. В. Дурова – Слайд 6
3. Игры, направленные на формирование умения классифицировать звуки по качественной характеристике. Авторы: Н. В. Новоторцева, И. Р. Калмыкова - Слайд 7
4. Игры, развивающие у детей буквенный гнозис. Автор: В. В. Мамаева – Слайд 8
5. Игры, направленные на формирование первоначальных навыков чтения. Авторы: Н. С. Варенцова, В. В. Мамаева. - Слайд 9
Я сейчас на практике покажу использование игровых технологий, направленных на формирование способности ориентироваться в звуковой и знаковой системе языка:
«Лингвистический эксперимент» - при обучении детей вычленению ударения я провожу такой эксперимент. Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу трёхсложное слово. Почему свеча погасла при произнесении последнего слога? – потому что последний слог ударный, он произносится с силой, усиливается напор потока выделяемого воздуха. – Слайд 10
Игра «Кастинг» помогает детям понять подвижность ударения.
В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.
А теперь предлагаю игру «Кастинг». Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия. – Слайд 11, 12
Когда у детей сформированы понятия «Твёрдые и мягкие согласные звуки», т. е. умственное действие звукового анализа слова перешёл во внутренний план (интероризация, провожу игру:
«Два короля».
- Жили – были 2 короля. Один король правил государством твёрдых звуков, а другой - королевством мягких звуков. Во дворце Твёрдого короля находились только твёрдые вещи, а Мягкого - только мягкие. И слова они любили разные: один с мягкими согласными звуками, а другой – с твёрдыми.
А теперь поиграем в этих королей. Выберем из вас твёрдого и мягкого короля. - Слайд 13
Вариант 1. У каждого короля есть свой дворец. Выберите каждый для своего дворца вещи, подходящие вам. Не забудьте, что Твёрдый король должен выбирать слова с твёрдыми согласными звуками, а Мягкий – слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. (Вот список предлагаемых вещей - шкаф, стол, диван, кровать, кресло, стул, комод, зеркало, полка, будильник, лампа, ложка, вилка.)
Вариант 2. Короли любят ходить на охоту. Кто из них на кого будет охотиться (лиса, волк, кабан, белка)
В этой игре дети учатся анализировать звуковой состав слова и делать простейшие выводы.
Для запоминания букв и их узнавания я провожу игры:
«Какая буква выглянула в окошко?» -Слайд 14
В окошко, вырезанное по силуэту, показываю фрагмент буквы, по которому дети должны угадать букву.
В игре «От какой буквы деталь?» по недописанной детали дети должны дописать букву, вариантов может быть несколько. - Слайд 15
Данные игры не только помогают запоминанию и узнаванию буквы но и развивают пространственное мышление и внимание.
Наступает время, когда дети знают многие буквы. Теперь необходимо научить его читать слоги. Для многих детей момент понимания того, как читается слог, становится началом быстрого и успешного освоения навыков чтения.
Игра Слоговой домик – Слайд16
способствует запоминанию слога, сортировке их по гласной или согласной букве, учит быстро читать слоги.
Своеобразным экраном успехов в обучении чтению ребенка может стать слоговой домик, который будет "строить" сам ребенок по мере изучения слогов-слияний.
На отдельных листочках бумаги - "кирпичиках" - напишите изучаемые в настоящий момент слоги. Попросите ребенка найти слоги по вашему заданию, определите место этого "кирпичика" в доме (по горизонтали - "подъезд", по вертикали - "этаж", приклейте слог на его место.
После занятий с группой слогов давайте ребенку вклеивать их в этот домик. Так домик будет расти этаж за этажом, а ваш ребёнок будет видеть свои успехи в освоении чтения.
Варианты:
Называйте слоги, предлагайте ребенку быстро найти их в таблице.
Читайте по таблице цепочки слогов: по гласной букве (МА - НА - РА - ЛА - ПА - ТА - КА - СА, по согласной (ПА - ПО - ПУ - ПЫ - ПИ - ПЕ). Постепенно увеличивайте скорость чтения.
Поиграйте в игру "Доскажи словечко". Покажите ребенку какой-либо слог в таблице. Пусть ребенок его прочитает и придумает слово, начинающееся на этот слог.
Загадывайте слова по таблице. Для этого покажите слоги задуманного вами слова в таблице по порядку, ребенок про себя прочитает слоги, сложит их в слово и назовет отгадку. А в следующий раз предложите ребенку загадать таким образом слово для вас. Не забудьте подыграть ребенку: специально ошибитесь при прочтении слова, а ребенок с радостью вас поправит.
«Прочитай слово по его половин
е» Слайд 17
способствуют профилактике различных ошибок при письме.
Ребенок читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.
Чтобы упражнение было более интенсивным, не забывайте о лишних ответах (добавляйте одну непарную половину слова)
Таким образом, игры, предложенные на формирование первоначальных навыков чтения, способствуют закреплению понимания прочитанного, т. е. осознанному чтению, что очень важно на первоначальных этапах формирования слогового чтения.
Я желаю, чтобы показанные мною игровые технологии успешно использовались педагогами в практической работе.