МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Фольклор как средство развития детей дошкольного возраста»

АЛЕКСАНДРА ХРАМЦОВА
Мастер-класс для педагогов «Фольклор как средство развития детей дошкольного возраста»

Тема моего проекта по самообразованию: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

1. Актуальность проблемы.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Фольклор как средство развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как фольклор.

В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с фольклорными жанрами на первое место выдвигается содержательный аспект, а не жанровые и языковые особенности. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. Использование фольклора зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок.

Возникает противоречие между потенциальными возможностями форм фольклора в речевом развитии дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов методиками развития речи детей средствами фольклора.

Данное противоречие указывает на проблему развития речи детей дошкольного возраста средствами фольклора.

Решение данной проблемы составляет цель моего проекта: повысить уровень развития связной речи дошкольников средствами фольклора; приобщить детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами фольклора.

Для себя я выделила основные актуальные задачи:

-определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;

-проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;

-показать красоту русского языка через устное народное творчество, сформировать у детей интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

2. Практическая сторона опыта.

-А сейчас, уважаемые педагоги, я предлагаю вам ненадолго окунуться в мир детства и поиграть со мной.

-Вашему вниманию предоставляю модель, с помощью которой я развиваю речь детей средствами фольклора. Сюда входят такие фольклорные жанры :

1. Скороговорки

2. Загадки

3. Пословицы и поговорки

4. Руские народные сказки

5. Небылицы

6. Народные игры.

-Давайте рассмотрим их подробнее.

1. Скороговорки.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработка дикции. Ведь ещё у детей недостаточно чётко работают органы рече-двигательного аппарата. Некоторым ребятишкам присуща излишняя торопливость, нечёткое выговаривание слов, «проглатывание» окончаний, другим наоборот – излишняя замедленность слов, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Например, проговаривание скороговорок в разных темпах: медленно, быстрее, быстро.

2. Загадки.

Систематическая работа по развитию речи у детей навыков речи немыслима без использования на практике загадок. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Я в своей работе очень часто обращаюсь к этому жанру не только во время занятий, но и во время наблюдений, экскурсий, бесед, рассматривания картин, во время дидактических игр.

Например, игра «Подбери отгадку». Я загадываю загадку, а вы даёте ответ, подбирая правильный рисунок на слайде (по очереди команды отгадывают).

1. Что за штука, день и ночь стучит? (часы)

2. Чёрная корова весь мир поборола. (ночь)

3. Снежные поля, чёрные грачи,

Хочешь умным быть – бери и учи. (книга)

4. Снег на полях, лёд на реках,

Вьюга гуляет, когда это бывает (зимой)

С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки я провожу такую игру.

Игра «Отгадай». На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.

3. Пословицы и поговорки.

Для отработки звуковой стороны речи детей я использую задания с пословицами и поговорками. Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости и доступности. Ни знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, чат быть вежливыми, скромными, ответственными.

Например:

1. Творческое задание «Составить правила к поговорке».

«В правде сила»

-говори всегда правду;

-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;

-не обращай свою вину на других;

-помогай говорить правду своим близким;

-учи говорить правду младших по возрасту.

2. Инсценировка пословиц.

Задание для детей : показать мимикой и жестами то, как они понимают пословицы.

Например такие:

-слышали звон, да не узнали, где он.

-задрал нос, что кочергой не достанешь.

3. Иллюстрирование пословиц

Дети очень любят рисовать и им нравится что-то придумывать, поэтому данное задание для них очень интересно.

Например, такие пословицы:

«Без труда, не вынешь и рыбку из пруда», «Не имей сто рублей. А имей сто друзей».

4. «Спор мышат».

Однажды друзья шли на день рождение и начали спорить: «Какая пословица лучше?» :

Лучше иметь 100 рублей, чем 100 друзей.

Лучше иметь 100 друзей, чем 100 рублей.

Лучше иметь 100 рублей и 100 друзей.

-Я предлагаю вам разрешить спор друзей.

4. Сказки.

Большую роль в развитии связной речи дошкольников играют сказки, в частности их драматизации. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.

В своей работе я использую такие творческие задания со сказками:

1. Игра «Помогите вспомнить»(по очереди командам)

Например:

Я прочитала книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыла. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка».)

2. “Угадай-ка”. Детям необходимо ответить на такие вопросы:

1) Какую песенку пел Колобок?

2)Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

3. «Определи сказку».

Например:

1)Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)

2)Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

4. Словесно-дидактическая игра «Радио»

Дидактическая задача: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей

Игровое действие: Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Правильно, его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детей нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать.

5. «Расскажи сказку по-другому».

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица героя сказки или предмета.

Например:

-«Колобок» от лица тропинки.

5. Небылицы.

Для того, чтобы развить у ребёнка умение рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль на занятиях по развитию речи я использую небылицы. Я предлагаю им прослушать путаницу и найти несоответствия.

-Итак, вашим командам я предлагаю послушать небылицу и затем назвать несоотвествия.

Восприятие путаниц на слух позволяет детям не только развить слуховое внимание, но и понять, что происходит, когда слова меняются местами.

6. Народные игры.

Кроме всего этого на занятиях мы с удовольствием отдыхаем и играем в народные игры. Народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию речи. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ.

Например: «Горелки», «Жмурки», «Удочка», «Кошки-мышки», «Метелица» и другие.

Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги развивают речь дошкольника.

«Игра с платочком»

Масленица играет с детьми. Дети идут, держась за руки, по кругу, Масленица движется им навстречу по внутреннему кругу

Масленица напевает:

А я Масленица,

Я не падчерица,

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Масленица произносит, становясь между двумя детьми:

На плече платок лежит,

Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний, возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

3. Заключение.

Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Именно поэтому мною был создан проект по самообразованию «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

В процессе работы были замечены такие изменения:

— у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок; придумывают загадки; инсценируют сказки.

— у родителей и педагогов также замечен повышенный интерес к использованию фольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.

Чтобы убедиться в эффективности работы по развитию речи дошкольников средствами фольклорных форм, я провела диагностику, в результате которой увидела положительную динамику в повышении уровня речевых умений старших дошкольников.

Уровень развития речи средствами фольклора повысился в период с 2013-по 2014гг. с 0% до 20%.

4. Рефлексия.

Мне хочется сказать спасибо, педагогам, которые приняли участие в моих заданиях и предложить дать рефлексивную оценку мастер-класса через выполнение определённых движений.

«Присесть на корточки» - невысокая оценка, безразличное отношение.

«Обычная поза стоя, руки по швам» - удовлетворительная оценка, спокойное отношение.

«Поднять руки вверх, хлопая в ладоши»- высокая оценка, позитивное отношение.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

План работы по самообразованию «Формирование грамматически правильной речи у дошкольников» на 2014–2015 год Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка» детский сад № 44 Выборгского района, г. Санкт.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Фольклор как средство развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 18:52
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД