Приложение МААМ

Мастер-класс для педагогов «Формирование нравственно-патриотического отношения к малой Родине» (3 фото)

Татьяна
Мастер-класс для педагогов «Формирование нравственно-патриотического отношения к малой Родине»

Мастер-класс «Формирование нравственно-патриотического отношения к малой Родине».

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Сметанина Татьяна Александровна, работаю в старшей группе «Солнышко». Сегодня я вам представлю Мастер-класс на тему: «Формирование нравственно-патриотического отношения к малой Родине»

Цель: Познакомить педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с Родным районом в образовательном процессе дошкольной группы.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Формирование нравственно-патриотического отношения к малой Родине“» размещена в разделах

1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приёмов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным районом.

2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.

3. Развивать творческую активность педагогов.

«Нет Земли лучше Родины своей,

Лучше, чем на Родине, нет людей»

(говорится в народной пословице).

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края

Цель моего мастер-класса –показать свой подход к реализации темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе.

- Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».

-Уважаемые коллеги, воспитывая ребенка, мы с вами надеемся вырастить из него достойного человека, патриота своей Родины. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.

- Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.

Задание 1. Упражнение «Наполним душу ребенка»

- А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою родину. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребенка.

Педагог кладет первый камень и произносит слово: любовь к своим близким.

Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю)

- Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребенка.

Задание 2. «Знатоки русской народной культуры»

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

1. Нет в мире краше. когда над ней крыша одна.

2. Глупа та птица,. а своё село всё на уме.

3. Если дружба велика,. чем с родной земли сойдет

4. Семья сильна,. хорошие дети растут.

5. Человек без Родины. будь и сыном своего народа.

6. В хорошей семье. что соловей без песни.

7. Будь не только сыном своего отца. Родины нашей.

8. Козак скорее умрет,. которой свое гнездо не мило.

9. Живёшь на стороне,. будет Родина крепка.

Педагогам нужно вспомнить и дописать

1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)

2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)

3. Чужбина калина, Родина - … (малина)

4. Русский солдат не знает …. (преград)

5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)

6. Береги землю родимую, как мать … (любимую)

7. Казак на чужбине воюет, а жена …. (в доме горюет)

8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)

9. Родина – мать, а чужбина - …. (мачеха)

3адание 3 Подобрать антонимы

Вам даны тексты пословиц и поговорок, но все слова заменены антонимами

В гостях и потолок мешает (дома стены помогают)

Где умер, там и не нужен (где родился там и пригодился)

Чужбина – отец, не умей за него полежать (Родина- мать сумей за нее постоять)

У себя -плохо, а чужих хуже (В гостях – хорошо, а дома- лучше)

Избранная лягушка ругает чужой остров (каждый кулик хвалит свое болото)

Много у зверей мачех, много и чужбин (одна у человека –мать, одна у него и Родина)

Разбазаривай небо чужое, как мачеху ненавистную (береги землю родимую, как мать любимую)

Зверь с чужбиной, что рыба с молчанием (человек без родины, что птица без песни)

Задание 4

Каждой команде даны конверты, в которых находятся карточки с ребусами.

В ребусах зашифрованы слова- понятия, относящиеся к теме, ваша задача назвать зашифрованные слова (Герб, гимн, Россия, честь, Родина, война, победа, память).

- Уважаемые коллеги, выполняя данные задания, мы тем самым определили примерный перечень разделов по патриотическому воспитанию детей:

1. Ребенок и окружающие его люди.

2. Ребенок и Родина.

3. Ребенок и русская народная культура.

4. Ребенок и родная природа.

5. Ребенок и художественное творчество.

- Сегодня я продемонстрирую свой подход к реализации работы по данным разделам, на примере второго раздела «Ребенок и Малая Родина».

Образовательная деятельность «Знакомство с символикой»

ИСТОРИЯ ТЕГУЛЬДЕТСКОГО РАЙОНА

Цель данной образовательной деятельности: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с символикой томской области и с. Тегульдет (герб, флаг)

На берегу Чулыма, среди зеленой, величественной и суровой сибирской тайги стоит наш Тегульдет, имеющий свою историю и предисторию.

Тегульдет является центром Тегульдетского района с 1936г. (ранее Тутало-Чулымского края).

Из глубины веков всплывает легенда о Чулыме : мать рек, по-киргизски Енесеу, ждала у Хабачара из тайги своего шаловливого сына Чулыма.

Ждала и не дождалась, потому что он потерялся и долго блуждал по таежным долинам.

Мать пошла искать его на восход Солнца, а он. глупый, не встретив ее у Хабачара, побежал на заход, где и пристал приемышем к большой реке Оби.

Тегульдетский район создан в 1936 г. по постановлению исполкома Запсибкрая (принято 20.11.1935 г., утверждено ВЦИК СССР 20.01.1936 г.). Расположен на юго-востоке Томской области. Граничит на востоке с Красноярским краем, на юге — с Кемеровской областью, на юго-западе — с Зырянским районом, на западе — с Первомайским, на севере — с Верхнекетским. Его территорию делит на две части в своем среднем течении река Чулым — крупнейший правый приток Оби. Чулым долго, вплоть до сдачи автодороги Большедорохово — Тегульдет, играл роль главной транспортной артерии.

До появления на Чулыме русских чулымцы селились юртами- так назывались их поселки. Они управлялись своими князьками, платили ясак енисейским киргизам.

В 1621 г. томские стрельцы и казаки построили в 370 верстах от Томска Мелесский острог, и в дальнейшем коренное население платило ясак пушниной русским царям.

Упоминается, что в 1720 г. вверх по Чулыму плыл из Тобольска с военными архиепископ Фелофей и крестил чулымцев в православную веру как это было в Киевской Руси — в водах реки.

Со временем на Чулыме, ниже Мелесского острога, была образована Тутальская волость. Потом ее именовали инородческой управой, в состав входили юрты Апкашево, Тазырачево, Пуштаково, Туталы. К 1859 г. добавилось еще 11 юрт, но русских поселений пока нет. Волость входит в состав Мариинского округа Томской губернии. Здесь построена церковь (освящена в 1853 г.).По данным 1904 г. в ее приходе 2 семьи служителей церкви, 3 семьи русских мещан и 25 семей чулымцев.

По Столыпинской реформе и в Тутало-Чулымский край перебираются жители центральных губерний России, хотя здесь пашню приходится отвоевывать у тайги корчевкой. Встречаются сведения о ходоках Вязникове, Баранове, Вохминцеве. В 5 км от Тутал они и их последователи (все в основном с Вятки) начинают рубить избы по обеим берегам Тегульдетки — растут деревни Тегульдет и Язовка. Годом основания Тегульдета считается 1911 год. В это время развивается и Центрополигон.

Население края росло быстро. Начало века -менее 1000 человек, в 1916 г. — 2110. Держали скот, осваивали пашню, разводили пчел, охотились, рыбачили, развивали промыслы. Предки понимали, что детям нужны знания. Первая школа — в конце 1916 г., семилетка — с 1932 г., средняя — с 1936 г.

Вторая волна переселенцев пришла после страшного голода начала 20-х. Возникли Зыряновка, Алтайка, Тутальская Горка, Кица и др., добавившиеся к основанным ранее Байгалам (1893), Красной Горке (1913) и многочисленным поселкам чулымцев.

Тегульдет становится гораздо больше Тутал, и перенос в него центра исполнительной власти во второй половине 20-х закономерен.

Началась сплошная коллективизация, репрессии против крестьян, Тутало-Чулымский край становится местом их ссылки. Сусловский тракт (введен в строй в 1916 г., был до этого артерией, соединявшей таежную глубинку с Транссибирской магистралью и цивилизацией. С 30-х он стал дорогой горя и слез протяженностью в 120 верст и продолжительностью в десятилетия. В 1940 г. после присоединения к СССР западных областей Украины и Белоруссии в районе оказались поляки, украинцы и белорусы. Всего (по разным источникам) в район сослано за десятилетие более 30 тысяч человек. Основаны десятки поселков. Ссыльные бежали, их и коренных жителей отправляли в лагеря, расстреливали. Счет идет на тысячи. Но еще больше умерло от жутких условий жизни. Вот почему к началу войны в районе около 15 тысяч человек, из которых ссыльных — менее 8 тысяч.

В этот период создаются колхозы, сельхозартели, промартели. По статданным 1940 года в районе 52 коллективных хозяйства: как деревня — так маленький колхоз. Перед войной наблюдается положительная динамика развития хозяйств. Число КРС за год увеличилось с 2911 голов до 3477, овец — с 2732 до 4211, число пчелосемей — с 1568 до 2013. Спецпереселенцы отвоевали у тайги большой пахотный клин: в 1940 г. посевы зерновых в районе составили 9753 га. Автомашин в статотчете нет, тракторов — тоже, тягловая сила — лошадь (1203 головы в колхозах). На трудодень приходится 94 копейки деньгами и 2 кг зерном.

Спецпереселенцы были ограничены в передвижении. Под конвоем в лагерях Четь-Пески, Четь-Апкашево, Сибиряк, Берегаево, Кица и Бобровка тысячи заключенных заготавливали древесину.

Так развивался район. В разные годы на его территории возникло 130 населенных пунктов: 25 основаны чулымцами, 9 — переселенцами начала века, 16 -староверами, 25 — переселенцами в первые годы Советской власти, 34 — ссыльными, 4 — Томасинлагом, 17 — лесозаготовителями. Теперь осталась десятая часть. Начало их сокращению было положено еще в 1939 г., когда райисполком принял решение о переселении людей из маленьких поселков (21) в более перспективные.

В 50-е колхозы укрупняли. Потом была амнистия сосланным немцам Поволжья, латышам, литовцам, украинцам, многие покидали район. На демографии сказалась война: в армию призвали около двух с половиной тысяч человек, более тысячи двухсот погибли на фронте. Деревни пустели, исчезали одна за одной, пашня сотнями и тысячами гектаров выходила из оборота.

Район постепенно превратился из сельскохозяйственного в лесозаготовительный. В пятидесятые работают 5 леспромхозов, планируется открытие еще двух. Но природа распорядилась иначе: начинает свирепствовать шелкопряд, лес уничтожен на сотнях тысяч гектаров. По шелкопрядникам начались страшные пожары.

Леспромхозы работают, но лишены былой перспективы, число их постепенно сокращается. Район не вышел на планировавшиеся ранее миллионные рубежи. Люди уезжают в другие места (бурно развивает отрасль Верхнекетский район). Кадры теперь пополняют за счет оргнабора. Народ прибывает разношерстный, многие — перекати-поле, но есть и те, которые остались.

В принципе, все русскоязычные тегульдетцы — это приезжие разных лет, потомки ссыльных, спецпереселенцев, специалисты, направленные сюда властью. Берегаевский леспромхоз планировали с размахом — 5 лесопунктов. Но лесосырьевой базы для них нет, один за другим закрываются поселки. В каждом было несколько сотен жителей. Та же картина в других леспромхозах. Исчезли с карты Бобровка, Старошумилово, Кица, Тайга, Торба, Доронино… Обстановка стабилизировалась лишь в середине 70-х. Но в это время в районе уже меньше десяти тысяч жителей, более половины из которых — в райцентре. В Тегульдете много мест работы. Здесь главная контора и самый крупный лесопункт Новотегульдетского ЛПХ, центральная усадьба совхоза «Тегульдетский»,дорожное управление, ПМК-7, РСУ-9, промкомбинат, мелиоративный участок, мехлесхоз, потом сюда же переводят Сельхозтехнику, создают Сельхозхимию, межхозлесхоз и т. д. Сегодня перечень кажется невероятным, настолько велики потери в 90-е годы.

С 1969 по 1979 год население Тегульдета выросло с 4859 человек до 5239. Не за счет приезжих, в эти годы механический прирост как раз минусовый. А вот естественный прирост был высоким. В 1969 году родилось 109, а умерло 35 человек. В 1979 г. — 113 и 56. Максимальное число рождений приходится на 1977 г. - 126. Больше всего умирало в 1972–73 годах — по 64.

В восьмидесятые стабильно работал Новотегульдетский ЛПХ, быстро набрал обороты возрожденный в 1979 г. Берегаевский ЛПХ. Предприятия внедряют новые технологии, появляются валочные и сучкорезные машины, бесчокерные трелевочники. Люди получают новые профессии, хорошо зарабатывают, уровень жизни их семей растет.

Выполняется жилищная программа. В 1985 г. сдано 2590 кв. м жилья, на следующий год — 4296, далее — 4675. С 1989 г. в стране нарастают негативные процессы, и район это ощущает: ввод жилья — 3887 кв. м. В годы реформ — вообще полный спад.

В животноводстве к 1990 г. за семь лет рост надоев на корову с двух до трех тысяч литров в среднем по району (Верхскоблино и Байгалы — до трех с половиной). Хорошо вводились объекты соцкультбыта. С 1985 г. на протяжении пяти лет сдали РДК, больницу, среднюю школу и аэропорт в Тегульдете, школы в Черном Яре и Красной Горке. Строились дороги, обеспечение поселков госэнергией завершилось в начале девяностых.

Смена политического курса и реформы стали губительными для отраслей плановой экономики. Район лишился Новотегульдетского леспромхоза (почти восемьсот рабочих мест, не стало РСУ-9, ПМК-7, РТП, Сельхозхимии, орса, райпо, маслозавода, на глазах хирели бывшие совхозы, из которых сохранилось маленькое хозяйство в Красной Горке с филиалом в Белом Яре. Сумело выжить лесозаготовительное предприятие в Берегаеве.

Основой экономики остается лесная отрасль.

Численность населения

1926[2]

1959[3]

1970[4]

1979[5]

1989[6]

2002[7]

2010[7]

301 3198 5025 5302 5193 4787 4385

2012[8]

2013[9]

2014[10]

2015[11]

2021[1]

4244 4204 4150 4059 4154

Национальный состав

По данным переписи 2002 г., в селе проживало 250 чулымцев (самое крупное чулымское село).

Муниципально-территориальное устройство

В муниципальный район входят 4 муниципальных образования со статусом сельских поселений.

№ Муниципальное образование Административный центр Количество

населённых

пунктов Население

(чел.) Площадь

(км)

1 Белоярское сельское поселение

посёлок Белый Яр

3 534[4]

3028,00[3]

2 Берегаевское сельское поселение

посёлок Берегаево

3 1009[4]

2736,00[3]

3 Тегульдетское сельское поселение

село Тегульдет

6 4408[4]

4700,41[3]

4 Чёрноярское сельское поселение

посёлок Чёрный Яр

2 514[4]

1807,00[3]

Населённые пункты

В Тегульдетском районе 14 населённых пунктов.

Список населённых пунктов района

№ Населённый пункт Тип Население Муниципальное образование

1 Байгалы

деревня 26[4]

Тегульдетское сельское поселение

2 Белый Яр

посёлок 419[4]

Белоярское сельское поселение

3 Берегаево

посёлок 800[4]

Берегаевское сельское поселение

4 Красная Горка

деревня 205[4]

Берегаевское сельское поселение

5 Красный Яр

посёлок 4[4]

Берегаевское сельское поселение

6 Куяновская Гарь

деревня 32[4]

Тегульдетское сельское поселение

7 Новошумилово

деревня 94[4]

Белоярское сельское поселение

8 Озёрное

деревня 21[4]

Белоярское сельское поселение

9 Орловка

посёлок 11[4]

Чёрноярское сельское поселение

10 Покровский Яр

посёлок 38[4]

Тегульдетское сельское поселение

11 Тегульдет

село 4154[4]

Тегульдетское сельское поселение

12 Центрополигон

посёлок 28[4]

Тегульдетское сельское поселение

13 Чёрный Яр

посёлок 503[4]

Чёрноярское сельское поселение

14 Четь-Конторка

посёлок 130[4]

Тегульдетское сельское поселение

Герб Тегульдетского района:

Щит разделён горизонтально на две части. В верхней части зелёно-голубого цвета размещён герб Томской области.

Нижняя часть разделена вертикально на две равные части. На голубом поле левой части — рыба осетровой породы поверх тройного волнистого пояса, ныряющая в правую сторону. В правой части на белом фоне четыре ели.

Обоснование символики: Тегульдетский район расположен в северо-восточной части Томской области. Ели являются символом богатого растительного мира и обширных хвойных лесов. Рыба символизирует изобилие рыбных запасов, чистоту рек и озёр Тегульдетского района.

Флаг Тегульдетского района имеет следующие цвета: белый, красный и синий. Белый цвет означает мир, чистоту, совершенство. Синий — цвет неба, верности и постоянства. Красный цвет символизирует отвагу, мужество и героизм.

Герб Томской области создан на основе герба Томской губернии, утверждённого 5 июля 1878 года. Автор герба области — Александр Юрьевич Акимов. Существуют два варианта герба: малый (повседневный) и большой (праздничный).

Большой герб Томской области представляет собой французский щит с отношением сторон 9:8, с зелёным полем, в щите скачущий в правую сторону серебряный конь с червлёными (красными) глазами и языком. Щит увенчан большой императорской короной и окружён золотыми дубовыми ветвями, перевитыми лентой, имеющей цвета флага Томской области.

Малый герб в отличие от Большого не имеет обрамления из ветвей, может изображаться без большой императорской короны.

Флаг Томской области представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета с отношением ширины флага к его длине — 2:3. В центре полотнища помещается изображение герба Томской области размером 1/3 от его площади. Обратная сторона флага зеркально повторяет его лицевую сторону.

Томск - город в Западной Сибири, расположен на правом берегу реки Томи, в 3,5 тысячах километров от Москвы.

Город был основан в 1604 году, во времена царствования Бориса Годунова. Начался он с небольшой деревянной крепости - острога.

Очевидно, что название городу дала река Томь, на берегу которой он расположен.

В свою очередь происхождение названия реки не столь очевидно. Ряд лингвистов считает, что слово "Томь" означает "темная". Другие утверждают, что название происходит от слова "тоом", что на языках местных народностей означало просто "река".

Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».

В заключение своего мастер-класса, я предлагаю вам, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана, высказаться одним предложением, по поводу прослушанного.

Сегодня я узнала, что…

Было интересно…

Я выполняла задания…

Я поняла, что …

Я приобрела…

У меня получилось…

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Рефлексию,которая называется : «Чемодан», «Мясорубка», «Корзина».

Предлагаю вам выбрать один из ответов,как вы поступите с данной информацией.

Если вы выбираете «Чемодан»- значит информация пригодится в дальнейшем.

«Мясорубка»- значит вы информацию переработаете.

«Корзина»- все выбросите

Мастер-класс для педагогов «Формирование нравственно-патриотического отношения к малой Родине»
Фото «Формирование нравственно-патриотического отношения к малой Родине»
Мастер-класс для педагогов - фото
Публикации по теме:

«Любовью к малой Родине дыша!» Сценарий конкурса чтецов«Любовью к малой Родине дыша!» Сценарий конкурса чтецов Звучит песня “Малая Родина”, Д. Майданов. Входят ведущие: Автор Иван Васильевич Кашпуров. Ты бывал в Ставрополье? А ты, побывай! Радушный,.

Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине».Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине». Анализ «Работа с родителями по патриотическому воспитанию. Любовь к малой Родине». Сегодня актуальным является вопрос воспитания чувства.

Мастер-класс об изготовлении соломенных кукол в уголок нравственно-патриотического воспитания в детском садуМастер-класс об изготовлении соломенных кукол в уголок нравственно-патриотического воспитания в детском саду .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Формирование нравственно-патриотического отношения к малой Родине»
Опубликовано: 6 мая 2025 в 15:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Формирование нравственно-патриотического отношения к малой Родине»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна (УИ 2432211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
09 мая 2025 пятница
10 мая 2025 суббота
Всероссийский день посадки леса отмечается ежегодно во вторую или третью субботу мая.
Конспект занятия
Грач – птица 2025 года! с 1 марта по 31 мая 2025 года проходит всероссийская перепись колоний грачей.

Конспект занятия



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных