Лучший педагог года

Мастер-класс для участников семейной мастерской «Домашнее музицирование. Игра на хохломских ложках»

Светлана Ведягина
Мастер-класс для участников семейной мастерской «Домашнее музицирование. Игра на хохломских ложках»

Методическая разработка мастер-класса по теме

«Домашнее музицирование. Хохломские ложки :

музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок».

(для участников семейной мастерской)

Мастер класс проводила : Ведягина Светлана Степановна,

педагог дополнительного образования.

Форма проведения: семейная мастерская.

Публикация «Мастер-класс для участников семейной мастерской „Домашнее музицирование, Игра на хохломских ложках“» размещена в разделах

Цель мастер- класса : Приобщение участников семейной мастерской к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, побуждать желание играть на народных инструментах.

Задачи:

• Пропаганда русской культуры и искусства.

• Обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для домашнего музицирования.

• Воспитание интереса, любви и потребности в музыке.

План работы:

• Знакомство с русскими народными ударными (шумовыми) инструментами;

• Освоение приемов игры на 3-х ложках;

• Самостоятельное исполнение произведений на русских народных ударных инструментах.

Деревянная подружка

Без нее мы, как без рук

На досуге - веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу прямо носит в рот

И обжечься не дает. (Ложка)

Прежде, чем перейдем к непосредственной части нашего мастер-класса, хочу познакомить вас с целым рядом ударных русских народных инструментов:

трещотки, бубен, рубель, коробочка (вуд-блок) и конечно же ложки.

Ложки представлены разнообразные: ложки в станке, веерные и хохломские.

Сделаю небольшое отступление в историю деревянных ложек.

Простейший русский народный инструмент, который изначально был предметом домашнего быта. Веками совершенствовалась форма деревянных ложек. Ложки изготавливают главным образом из березы, осины, ольхи, липы. Часто их украшали традиционной росписью, орнаментом. Один из видов украшения –Хохлома.

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют просто «ХОХЛОМА».

Хохлома – это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе рассказывают о чудо – мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготавливать посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица, мужик её накормил крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую деревянную посуду и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки и были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой посуды», а сам исчез…И стали другие мастера изготовлять «золотую посуду».

Использование различных приемов игры на ложках расширяет музыкальные возможности инструмента, мир его звуковых красок. Если требуется дополнительный тембровый колорит и внешний эффект - применяют ложки с бубенцами, которые закрепляются на черенке.

Звучит р. н. п. «Ах, вы сени», в сопровождении ложкарей.

Как вы заметили, при игре на ложках мы использовали три ложки. Мы предлагаем вам попробовать себя в этом виде музицирования.

Для начала необходимо выбрать ложки.

Как правильно выбрать ложки? Они должны обладать следующими качествами: прочностью, ярким звучанием; для игры более удобны ложки с прямыми черенками округлой формы.

Процесс обучения игре на любом музыкальном инструменте следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем играть на трещотке используется прием игры «Волна», на ложках - игра-разминка «Шофер», где имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как заиграть на коробочке, предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

Используются упражнения: «красим забор», «шоферы», «стряхиваем пыль»

Теперь необходимо правильно поставить игровой аппарат. При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

Инструмент следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

Рассмотрим несколько основных приемов игры на трех ложках :

Приёмы игры на трёх ложках

В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх.

А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки.

Ложки располагаются тыльной стороной друг к другу.

Кисть закрывают, получается удар.

После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

Выполняем прямой удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки, ложка в правой руке «отскакивает» вверх.

Прием называется - «Удар»

Выполняем сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

Прием называется - «Хлопок».

Соединим два приема:

На счет «один» выполняем прямой удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки, ложка в правой руке «отскакивает» вверх.

На счет «два» - выполняем сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

Мы с вами получили прием: «Удар+хлопок». Отработаем эти три приема под музыку. Слушаем ритм и считаем: раз, два.

Музыкальный пример: Полька

Рассмотрим следующий прием. Он называется «Тарелочки».

На счет «один» выполняем скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки. Ложка правой руки уходит вниз.

На счет «два» - выполняем скользящее движение правой руки по ложке, которую держим в левой руке вверх. Отрабатываем прием «тарелочки», слушаем ритм и считаем: раз, два.

Музыкальный пример «Ах, вы сени»

Добавляем между ударами прием «хлопок». Получили следующий прием: «Тарелочки с хлопком». Отрабатываем прием «тарелочки с хлопком». Считаем: раз, два, три, четыре.

Музыкальный пример «Во саду ли, в огороде»

Мы с вами разучили несколько несложных приемов игры на 3-х ложках. Перейдем к музицированию.

В записи прозвучит р. н. п. «Во кузнице». После прослушивания попробуем украсить музыкальный материал игрой на ударных инструментах, например: к ложкам добавим трещотки и бубны.

Р. н. п. «Во кузнице».

В песне 5 куплетов. Каждый куплет можно разделить мысленно на вопрос, эхо вопроса и ответ. Вопрос будет задавать трещотка, эхо – бубен, ответ – ложки. Исполняем не сложный ритм: каждый слог песни соответствует одному «перекату» трещотки, т. е. 2 раза. Далее вступает бубен, выполняя на каждый слог удар, т. е. 4 удара.

«Во ку»-трещотка,

«Во ку-уз-ни-це»-бубен.

Во второй части куплета партию ведут ложки.

Во кузнице молодые кузнецы» - ложки.

Мы с вами разучили несколько приемов, теперь можем их использовать и разнообразить аккомпанемент.

1 куплет – используем прием «удар».

2 куплет - прием «удар-хлопок»

3 куплет - прием «тарелочки»

4 куплет – «тарелочки с хлопком»

5 куплет-это кульминация всей песни, поэтому будем добавлять инструменты постепенно.

1 часть песни оставим неизменной: трещотки - бубен, а во второй части к ложкам добавим постепенно сначала бубен, затем - трещотки.

Заканчиваем на ложках приемом - «форшлаг»- скользящий удар по двум ложкам в левой руке ложкой правой руки.

В заключение нашего мастер класса получился небольшой импровизированный оркестр, которым можно скрасить любой досуг, как взрослым, так и детям.

Публикации по теме:

Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание»Мастер-класс: «Айрис-фолдинг — радужное складывание» Идея проведения мастер-класса для воспитателей нашей территории (военного городка) по айрис - фолдингу у меня появилась после посещения.

Стань героем произведения (мастер-класс для педагогов)Стань героем произведения (мастер-класс для педагогов) На базе нашего детского сада был проведен методический день, целью которого - Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для участников семейной мастерской «Домашнее музицирование. Игра на хохломских ложках»
Опубликовано: 1 апреля 2014 в 14:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД