Получи документы

Мастер-класс «Игротанцы для детей дошкольного возраста»

Ирина Ремизова
Мастер-класс «Игротанцы для детей дошкольного возраста»

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ИГРЫ способствует развитию

воображения, музыкально-творческих способностей ребенка,

формированию процесса восприятия и включению в работу обоих

полушарий мозга. Игровой танец также снимает мышечную

закрепощенность, избавляет от нервных перегрузок, решает

проблему гиподинамии. Такой танец рассматривается

функциональным стимулятором личности, повышает

работоспособность, улучшает физическое самочувствие,

повышает общительность детей. Через игровой танец ребенок

выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию,

превращая е в акт творчества.

Публикация «Мастер-класс „Игротанцы для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Введение.

Направляя свой взгляд на глобальные реалии третьего тысячелетия —

наднациональное виртуальное пространство, мощные информационные

потоки — должны осознавать, что они, меняя человеческую

жизнедеятельность, не способны заменить всеобъемлющего, без

преувеличений, влияния искусства на зарождение личности у ребенка,

становление его индивидуальности, развитие восприимчивости, чувств,

реализацию одаренности, художественных способностей и т. п.

Известно, что материи в целом и человеку в частности свойственный

творческий импульс, потому такая привычная ее потребность в актуализации

собственной креативности на всех вековых этапах, начиная с дошкольного

детства. А потому понятны и попытки современной педагогики найти

оптимальные пути ее развития в детях.

В этом контексте актуальна проблема создания благоприятных условий для

творческого развития детей на художественных принципах через должное

научно-методическое оснащение дошкольного образования, а именно —

через разработку и внедрение новых образовательно-воспитательных

программ и учебно-методического обеспечения таких программ.

В современной психологии и педагогике утвердилось мнение: каждый

ребенок разносторонне одаренный. Всем родителям хочется верить, что

особый дар, которым в давние времена наделяли музы немногих

избранных, передался и их ребенку. Но удается ли каждую одаренность

своевременно обнаружить, раскрыть, развить? Всегда ли такое гуманное

задание, как одно из первостепенных появлялось перед работниками

дошкольного звена? Отметим только, что на рубеже тысячелетий

современная наука и передовая практика актуализировали постановку этой

задачи.

Образованные, любящие родители замечают у своего ребенка тягу к музыке

и движения еще в раннем детстве. Взрослые даже не задумываются, почему

маленькому ребенку нравится танцевать, потому что они наблюдают, что это

желание не исчезает у взрослого человека на протяжении всей жизни.

Возможно, покровительница искусства танца и хоровой поэзии, волшебная

Терпсихора, которая одаривала людей музыкально-танцевальным талантом,

была самой доброй и самой щедрой из всех муз. Поэтому у большинства

детей очень рано проявляются способности к танцу.

Наукой доказано, что только во время активной деятельности в частности

музыкально - двигательной (в системе музыкального воспитания) и

хореографической (в системе широкого художественного воспитания,

раскрываются природные задатки, одаренность детей. Но ребенку

дошкольного возраста занятия хореографией нужны не для того, чтобы в

будущем стать профессионалом (хотя кое-кто из них станет таким). Артистом

балета, хореографом, балетмейстером становятся по призванию, осознать

которое может только сам человек лишь позднее.

Хореографическая игровая деятельность необходима ребенку дошкольного

возраста для того, чтобы не пропустить сенситивного периода, когда

использование задатков становится наиболее своевременным для развития

специальных способностей и личности в целом. Считается, что таким

периодом для развития у ребенка ритмичности, пластичности, танцевальным

способностям является возраст 4 - 6 лет. У разных детей стремление к

танцевальной активности может возникать несколько раньше или позже, в

зависимости от индивидуальных особенностей. Взрослые, создавая на

протяжении всего дошкольного детства благоприятные условия для

раскрытия детской одаренности в виде занятий хореографией, посыльных

выступлений имеют целью привлечь ребенка к искусству танца через ее

собственные активные действия, способствовать проявлению креативности,

помочь каждому малышу выявить художественный талант,

самостоятельность, развить у детей склонность к творчеству и,

соответственно, творческие умения, сформировать у дошкольников

потребность общаться средствами искусства игрового танца.

Роль и значение подвижных танцевальных игр для физического

совершенствования дошкольников.

Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило

в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому

физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его

жизнедеятельности.

Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические

наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и

эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в

значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем

другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию

двигательно-активных способностей у детей. Игровые виды и действия

требуют всего комплекса способностей от ребёнка в связи с тем, что для

стимулирования развития танцевальных способностей необходимо

многократно повторять движения с максимальной точностью, а также

учитывать функциональные возможности ребёнка. От последних в свою

очередь зависит правильное исполнение танцевальных движений.

Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного

повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно

широкого варьирования скоростных упражнений.

Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на

невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным

требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в коллективах

бального танца. Поэтому, проблема воспитания двигательно-активных

качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования.

Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным

средством комплексного совершенствования танцевальных качеств. Они же

в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как

ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном

использовании игра становится эффективным методом физического

воспитания на начальном этапе изучения бальных танцев. Использование

подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо

конкретных средств, но может осуществляться путем включения

методических особенностей игры в любые танцевальные движения.

За последние годы подвижные игры все решительнее завоевывает симпатии

педагогов-хореографов. Творчески работающие педагоги стремятся широко

и разносторонне вводить игру или ее элементы в танцевальные занятия. А

ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества,

навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся

условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные

умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только

сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном

изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение

соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования

двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях

помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и

целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном,

законченном виде.

Можно полагать, что использование педагогами танцев подвижных игр

различной направленности на занятиях танца в своём коллективе

значительно повысят уровень и темп развития их учеников. Творческая

деятельность детей в структуре общеразвивающего и коррекционного танца

позволяет формировать качества личности, которые оптимально

развиваются в игровом танце, исходящим из народной культуры. В процессе

игровой образовательной танцевальной деятельности достигается высокий

уровень эмоционального, интеллектуального, физического,

коммуникативного, морально-нравственного, эстетического развития. В

современном общем образовании фактически отсутствует дисциплина,

направленная на ознакомление, сохранение и развития

многофункциональных народных танцевальных традиций отечественной

культуры.

Игровой танец способен решить разные проблемы ребенка. Он может иметь

как тренирующий, так и развивающий коррекционный характер.

Систематические танцевальные занятия бальными танцами с детьми носят

многофункциональный характер, они способствуют развитию и

совершенствованию не только двигательно-координационные навыки, хотя

телесно-культурные ориентации танца во многом совпадают с целями и

задачами физической культуры.

Влияние танца на двигательную активность детей дошкольного возраста

трудно недооценить. Результатами уроков являются индивидуальное

развитие каждого ученика в групповых занятиях и способность учащихся к

продуктивному выполнению общекультурных, общечеловеческих функций и

видов учебной деятельности.

На начальном этапе обучения детей танцам дошкольного возраста

используют (как стало известно из данной работы) общеразвивающие

игровые танцы, изучающиеся в дошкольном возрасте. Основная цель

занятий на данном этапе - укрепление здоровья учащихся, их творческое

развитие и социализация, а также дальнейшая заинтересованность ими

изучения и занятия хореографией.

Но возрастные особенности и возможности детей дошкольного возраста

требуют создания соответствующих условий и средств обучения. Часть этих

условий предусмотрена и определена нормативными документами. Но

особенности физиологического и психического развития дошкольников, их

подготовленность к усвоению учебного материала требуют внесения

корректив в содержание, систему и методику обучения. И здесь на помощь

педагогам-хореографам приходят нетрадиционные, авторские методики.

Однако демократизация танцевального обучения (право свободного выбора

форм, средств, методов работы) должна гарантировать действительно

высокие конечные результаты здоровья, физического развития, двигательно-

активной танцевальной подготовленности детей по сравнению с исходными

данными. Это обязывает педагога бального танца уметь определить

ближайшую зону физического и двигательного развития детей, находить

наиболее результативные средства, объединяя их в систему, уметь

оценивать эффективность используемых методик. Сказко и игротерапии

являются уникальными новейшими методиками, которые эффективно

действуют в работе над двигательной активностью детей дошкольного

возраста и помогают педагогу-хореографу реализовать свои методы

обучения для эффективного конечного результата. Слияние игр и танца дает

детям дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству. То,

что до игры могло казаться скучными движениями для воплощения неясного

будущего, прорисованного только в голове у педагога-хореографа, после

игры, как на занятии, так и вне коллектива бального танца, приобретает

совсем другой смысл. Становится средством достижения веселья,

самореализации в группе сверстников. Занимаясь и далее в бальном

танцевальном коллективе, ребенок будет в большей степени радоваться

выступлениями и получать от них больше пользы в виде раскрепощения,

приобретения уверенности в себе, так как и концерт, и соревнования

покажутся им в какой-то степени тоже игрой. В этом случае полностью

воплотится цель родителей и педагога бального танца заинтересовать и

вовлечь ребёнка в дальнейшее изучение и занятие бальными танцами.

Роль импровизации в танцевальных занятиях для детей.

Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей,

поскольку, являясь выразительным средством обучения, они заключают в

себе развитие возможностей умственного, эстетического и нравственного

воспитания, обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают

навыки совместных согласованных действий и творческую активность ребят,

а также доставляют им большое удовольствие и радость.

Сам по себе танец – это уже оздоровление. Однако четкая образовательная

программа, где упражнения все время усложняются, а педагог постоянно

исправляет неверные движения учеников, не дает полной свободы

самовыражения, следовательно, терапевтический эффект ограничен.

Танец – это физическая активность и творческий процесс. Использование

творческого воображения ребят и умение придумывать и выполнять что-то

оригинальное позволяют превратить танцы в самую приятную физическую

активность. А танец в сочетании с игрой помогает в свободной

импровизации переработать напряжение чувств. Включая в уроки

танцевальные игры, упражнения на импровизацию для развития образного

мышления, снятия напряжения и усталости в группе, можно добиться

поразительных результатов.

Игры служат прекрасным средством создания атмосферы радости, бодрости,

удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие

способности и жизненно необходимые навыки.

Танцевальная игра с одной стороны помогает: снять напряжение, выплеснуть

энергию, переработать свою агрессию и страх, осознать себя в предлагаемых

обстоятельствах, пробудить положительные эмоции. С другой стороны,

развивает: коммуникативные качества, проявление инициативы, умение

логически мыслить, фантазию и воображение, творческие способности.

Танцевальная игра может быть сильным терапевтическим средством,

которое способствует раскрытию личности. Танцевальная игра – это особая

форма экспрессивного поведения ребенка, которая открывает «границы», в

особенности тем, кто имеет проблемы в общении, кто отгорожен от

мира. Танцевальная игра погружает в мир образов и чувств, движения несут

символическую форму повествования.

При проведении танцевальных игр с разными возрастными группами важно

учитывать, что развитие танцевальных возможностей на каждом возрастном

этапе происходит различно.

В младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что

выражается в мимике, жестах. Но движения порой не согласованы с

музыкой. На четвертом году жизни дети начинают чувствовать смену

контрастных частей музыки, могут выполнять и усваивать небольшие

музыкальные задания. Они еще плохо ориентируются в пространстве,

поэтому важно учить их двигаться в соответствии с ярко-контрастным

характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и

окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать

несложные имитационные движения игровых образов (птички летают,

лошадки скачут, зайчики прыгают). На пятом году жизни у детей уже есть

опыт слушания музыки, они могут узнавать знакомые мелодии, определять

характер музыки. Движения становятся более ритмичными, четкими,

согласованными с началом и окончанием звучания музыки. Дети выполняют

более разнообразные движения (прямой галоп, движение парами, притоп

одной ногой, выставление ноги на пятку) и могут двигаться в соответствии с

контрастным характером музыки.

В возрасте 6-7 лет дети уже сравнительно хорошо управляют своими

движениями, их действия под музыку более свободны, легки и четки, они

без особого труда используют танцевальную импровизацию. Ребята в этом

возрасте произвольно владеют навыками выразительного и ритмического

движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются

индивидуальные особенности детей. Они могут передать движениями

разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический

рисунок, изменять движения в связи со сменой частей музыкального

произведения со вступлением. Детям доступно овладение разнообразными

движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с

ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т. д.). Творческая активность

детей развивается постепенно путем целенаправленного обучения,

расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и

мышления. Реакция детей на прослушанное представляет собой творческое

отображение музыки в действии. В этом возрасте эмоции, вызванные

музыкой создают определенную двигательную активность, задача психолога

заключается в том, чтобы направить ее в нужное русло, подобрав для этого

интересный и разнообразный музыкально - танцевальный материал.

В подростковом возрасте необходимо предоставлять возможность

самовыражения через движения. Подростки уже могут самостоятельно

придумывать танцевальные движения и целые танцы, можно вместе

придумывать танцы «эмоций». Подростки очень любят импровизировать,

можно приносить различные маски, атрибуты разных времен (барабаны,

веера, разнообразные платки ит. д.) и придумывать целые танцевальные

сюжеты.

Танцевальные игры можно разделить на две части. Игры, в которых педагог

четко формулирует задачи или сам показывает, что нужно делать, а дети

«отзеркаливают» его движения: ритмические игры, игры-повторялки, игры

на перестроения в пространстве, игры на понимание движенческих

контрастов (быстрый – медленный, большой – маленький и т. д.).

Игры, построенные на импровизации, в которых педагог только объясняет

условия игры и дает необходимые инструкции: импровизации на заданную

тему («танец ветра», «танец бабочки» и т. д., импровизации с предметом (с

цветком, с шарфом, с веером, со шляпой, с куклой и т. д., импровизация на

заданное действие и смену предлагаемых обстоятельств (например,

«знакомимся», «летим» и т. д., контактные импровизации (в паре, в группе,

упражнения на релаксацию.

Танцевальные игры первого раздела в основном носят подготовительную

функцию и призваны разогреть тело и открыть его для движения, а также

разбудить эмоции. Такие игры помогают в формировании пространственных

представлений, осознании детьми двигательных возможностей своего тела:

отдельных частей и их взаимосвязи, тела в целом, развивают способность

управлять своим поведением и эмоциями, соотносить свои действия с

действиями других детей, то есть развивают произвольную саморегуляцию.

Игры второго раздела предполагают полную свободу выражения чувств и

ощущений. Наилучшим условием для самовыражения в танце является

импровизация. Для того, чтобы ребята могли выразить и проявить себя, им

нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и

воплощения своих идей, поэтому задача педагога – только направить

фантазию ребенка, а не навязывать свою собственную. С помощью занятий

по импровизации дети учатся выражать эмоции через движения. Известно,

что познавательные процессы, воля и эмоции находятся в тесном

взаимодействии. Эмоции могут оказывать регулирующие воздействие на

познавательные процессы, их можно рассматривать как результат и основу

познавательной деятельности человека. Дети с трудом осознают и называют

свои эмоции. Отсутствие развитого эмоционального словаря и

разнообразных способов его выражения может создавать в развитии

ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими,

реализации своих способностей. Поэтому значимость выражения эмоций

через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется

знакомство с собственными эмоциями, дети учатся адекватно выражать, принимать и регулировать их. Развивается способность понимать

эмоциональное состояние других людей.

Работу над импровизацией необходимо вести поэтапно. На первом этапе,

используются занятия по пантомимике. Дети с удовольствием повторяют и

исполняют различные задания: «Прошу – не надо», «Давай дружить». На

втором этапе дети учатся создавать свои танцевальные этюды. Этюды – это

естественное продолжение линии обучения детей языку пантомимических и

танцевальных движений. Детям предлагается послушать музыку с

закрытыми глазами и представить какой-нибудь сюжет. Затем они пытаются

самостоятельно выполнить этюд под музыку. Так же, можно предложить

детям нарисовать соответствующий сюжет и обсудить разнообразные

телесные ощущения, чувства и мысли, которые возникли во время

исполнения этюда.

На третьем этапе, дети учатся сочинять импровизации на заданную тему,

например, «Платочек» (русская народная мелодия) после прослушивании

музыки дети придумывают движения (хороводный шаг, приставной шаг и

т. д., а затем совместно мы объединяем их в простейший рисунок.

Таким образом, занятия по импровизации предусматривают высокий

уровень владения и управления своим телом. В условиях драматургической

импровизации дети способны полнее осознавать свое тело, воображение,

чувства. Импровизация развивает образное мышление, артистизм,

творческие способности, снимает напряжение. Во время танцевальных игр

дети учатся выражать свои чувства и эмоции. Развивая координацию и

моторику, дети становятся более ловкими и быстрыми, что повышает их

самооценку. Взаимодействуя в танцевальных играх с группой, дети учатся

общаться, то есть развиваются коммуникативные качества.

Публикации по теме:

Мастер-класс для детей младшего дошкольного возраста «Снегирь»Мастер-класс для детей младшего дошкольного возраста «Снегирь» Цель: развивать интерес у младших дошкольников к лепке в технике пластилинографии. Материал: трафарет снегиря, черный картон, ножницы,.

Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Черепашка»Мастер-класс для детей старшего дошкольного возраста «Черепашка» Дети очень любят лепить животных, а особенно если мы, добавляем элементы лепки с использованием необычных материалов, в нашем случае мы.

Мастер класс «Фантазийные цветы из перьев» для детей дошкольного возрастаМастер класс «Фантазийные цветы из перьев» для детей дошкольного возраста Создавать букеты «Фантазийные цветы из перьев» дошколятам своими руками, очень понравится, потому что - это невероятное удовольствие, более.

Мастер-класс «Кукла «Пеленашка» для детей дошкольного возрастаМастер-класс «Кукла «Пеленашка» для детей дошкольного возраста Работая уже много лет в детском саду и наблюдая за детьми, я не видела более трепетного и бережного отношения даже к дорогостоящим игрушкам,.

Мастер-класс по аппликации «Бабочка» для детей дошкольного возрастаМастер-класс по аппликации «Бабочка» для детей дошкольного возраста Дотронуться хотела я руками До самого красивого цветка. А он взмахнул своими лепестками, Вспорхнул и улетел под облака. Над зеленым лугом.

Мастер-класс по конструированию «Котенок» для детей дошкольного возрастаМастер-класс по конструированию «Котенок» для детей дошкольного возраста Мастер-класс по конструированию: "Котенок' для детей дошкольного возраста. Делая фигурки из бумаги использовав технику оригами ребенок.

Мастер-класс по рисованию «Бабочка» для детей дошкольного возрастаМастер-класс по рисованию «Бабочка» для детей дошкольного возраста 2 мая. День бабочек на МААМ. Бабочки самые красивые насекомые, они живут везде, где есть растения. Бабочки бывают даже гигантские, размером.

Мастер-класс по рисованию  «Первоцветы» для детей дошкольного возрастаМастер-класс по рисованию  «Первоцветы» для детей дошкольного возраста 1. Рисуем подснежники. Материалы: бумага акварельная А4, гуашь, кисти, палитра, баночка для воды, поролон, молярный скотч. 1. Закрепляем.

Мастер-класс по рисованию солью для детей дошкольного возрастаМастер-класс по рисованию солью для детей дошкольного возраста (3–4 лет) В своей работе очень люблю использовать различные нетрадиционные техники рисования. Эта техника позволяет развивать у детей не.

Мастер-класс «Рябинка» для детей младшего дошкольного возрастаМастер-класс «Рябинка» для детей младшего дошкольного возраста Мастер-класс «Рябинка» (с детей младшего дошкольного возраста). Здравствуйте уважаемые коллеги! Наступил ноябрь - последний месяц осени.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Игротанцы для детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 октября 2022 в 13:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД