Алена Бубнова
Мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики.
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадици-онными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.
Задачи:
1. Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами путем комментированного показа;
Публикация «Мастер-класс „Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики“» размещена в разделах
2. Отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по развитию мелкой моторики с использованием элементов криотерапии и иглотерапии;
3. Осуществить рефлексию (обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности на продукты собственной активности) собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Оборудование: модули аппликатора Ляпко или Кузнецова; льдинки, ароматизированные маслом апельсина, по количеству участников; бумажные салфетки, музыка.
1. Презентация педагогического опыта.
С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем мастер-класс «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики».
Прежде всего, хочу сказать, что новые образовательные программы, прежде всего, нацелены на всестороннее развитие ребенка. На практике мы получили более игровой и разносторонний подход на раскрытие потенциала каждого дошкольника. Диктующая педагогика наконец то полностью себя изжила и ее заменила современная педагогика, педагогика творчества и свободы выбора. И сегодня, я хочу поделиться опытом работы по использованию нетрадиционных методов развития мелкой моторики.
Почему я выбрала именно эту тему для мастер-класса, да потому, что сегодня дети, имеющие нарушения речи, в достаточном количестве посещают общеобразовательные сады и более или менее благополучно переходят к обучению в школе. Поэтому, учитывая, что в маленькие сады не всегда располагают узкими специалистами, то воспитателю просто необходимо знать и уметь применять на практике методы развития мелкой моторики.
Почему же речь и мелкая моторика так тесно связаны между собой (моторика отвечает не только за речь, но и за работу правого и левого полушария головного мозга. Правое полушарие командует левой половиной тела, заведует ориентацией в пространстве, различает музыкальные тона и мелодии, отвечает за метафоры, воображение, эмоции и за мечты. Левое в свою очередь отвечает за языковые способности, за логику и анализ, математические способности, буквальное понимание слов).
Так уж устроен наш мозг, что определенные операции отвечают за отдельные центры. Так вот центры мозга, отвечающие за развитие мелкой моторики руки и развитие речи, расположены очень близко друг от друга и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику мы невольно активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз отвечают за развитие речи.
Как выразился немецкий ученый Иммануил Кант: «Рука – это вышедший наружу мозг человека».
Методы развития мелкой моторики достаточно условно делятся на традици-онные и нетрадиционные.
Давайте попробуем вместе с вами перечислить, какие вы знаете традиционные методы развития мелкой моторики :
1. Пальчиковые игры
2. Массаж или самомассаж рук
3. Закрывание и открывание крышек
4. Занятия лепкой
5. Классическая игра в ладушки (разные варианты веселой системы хлопков исполняем вместе с ребенком) ребенок быстро научится выпрямлять кисть и сильно хлопать, это полезно для моторики
6. Аппликация
7. Игры с бумагой
8. Интеллектуальные игры с мелкими элементами – игры с мозаикой, пазлы
9. Раскраски и рисование
10. различные пуговки и шнуровки
11. Игры с крупой, песком (кинетическим, горохом.
Слово «традиционные» обозначает обычные, установившиеся в поведении, в быту. Соответственно эти методы развития мелкой моторики подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и в опыте работы. Я также активно их использую. Познавательным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, имеется в виду не малоизученные, а малораспространенные методы развития мелкой моторики.
К нетрадиционным методам развития мелкой моторики относятся :
• все нетрадиционные художественные техники: простейшие виды оригами, аппликации из подручного материала, пластилинография, рисование пальчиками, рисование песком и т. д;
• теневой и пальчиковый театр;
• Су-Джок терапия;
• пескотерапия;
• криотерапия;
• иглотерапия.
Но сегодня бы хотелось поближе познакомить вас с двумя нетрадиционными методами развития мелкой моторики, которые были внедрены в работу, и полюбились не только мне, но и детям. Это иглотерапия и криотерапия. Мы не только познакомимся с каждым из этих методов, попробуем на практике, как он используются, но и в условиях ограниченного времени мастер – класса постараемся их объединить.
2. Представление продуктивных способов работы.
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
сделай сам – и ты научишься.
Это выражение подходит к структуре работы каждого мастер-класса.
Иглотерапия.
Термин «Иглотерапия» дословно обозначает лечение с помощью игл. Естест-венно о «прокалывании детей» речь не идет. Иглотерапия проводится с помощью Аппликатора Ляпко (также многие педагоги использует в своей практике аппликатор Кузнецова) - игольчатый лечебно-профилактический массажер. Применять его можно ежедневно, желательно чтобы для каждого ребенка аппликатор был индивидуальным, время от времени его нужно мыть.
Аппликатор Ляпко широкого спектра действия, он оказывает противоспалительное, обезболивающее, общетонизирующее действие, повышает иммунитет. Устроен аппликатор так: на резине медицинского назначения зафиксированы иглы из различных металлов, которые входят в состав игл для традиционной иглотерапии.
Иглы заточены таким образом, чтобы исключить повреждения эпидермиса. Ос-новными металлами являются железо и медь, которые частично покрыты другими металлами: железные иглы – никелем и цинком, а медные – серебром. Аппликаторы не имеют побочных эффектов, единственным противопоказанием является наличие паппилом или бородавок.
На аппликаторы дети реагируют по-разному – или с большим принятием, или с настороженностью. Но интерес проявляю все без исключения. На гиперактивных детей аппликаторы действуют успокаивающе. 5 минутный массаж помогает концентрировать их внимание. Необходимо в мягкой игровой форме познакомить ребенка с игольчатым массажером. Начинать надо знакомство с ладоней, сидя за столом кладу сначала свои ладони на аппликатор, а затем его ладони. Ребенок должен сам регулировать силу прижатия ладоней таким образом, чтобы чувствовать легкое покалывание и тепло, недопустимо, чтобы ребенку было больно. Как правило детям нравятся полученные ощущения, и они воспринимают занятие с аппликатором как игру. Игра должна содержать задания, при которых ребенок по-разному касается игольчатого массажера. : то полной ладошкой, то одним пальчиком, то еле-еле, то с усилием. (Комплекс упражнений с аппликатором Ляпко представлен в приложении).
Криотерапия.
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует улучшению процесса развития речи.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в шашечках или подставках от конфет. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику.
Противопоказания.
Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом;
Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми.
Криотерапия проводится в течение месяца одна процедура в день через 1-2 дня (т. е. 2 или3 раза в неделю). Продолжительность игр со льдом увеличивается постепенно, с 5 сек. до 5 мин.
Криотерапия проводится в три этапа.
1. Криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.
Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет.
2. Пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).
3. Развитие тактильной чувствительности:
- массаж руки с помощью шишек, Су-Джок шариков, щеток, поглаживание предметов разных фактур, игольчатые аппликаторы.
Методы развития мелкой моторики - криотерапия и иглотерапия использу-ются мной в практике не так давно, и на мой взгляд, позволяют достичь определенных результатов:
• Дети легче усваивают и самостоятельно выполняют сложные пальчиковые упражнения и их комбинации;
• У детей легче происходит развитие изобразительных умений;
• Развиваются внимание и память, которые тесно связаны с речевым развитием;
• Повышается интерес детей к занятиям с воспитателем, положительный эмоциональный настрой;
3. Проведение имитационной игры.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам повторить все этапы криотерапии на практике. Названия этапов будут выведены на экран. Работать мы будем вместе, но чтобы максимально приблизить наши действия к работе с детьми дошкольного возраста, все этапы объединит лексическая тема «Весна красна».
1 этап - Криотерапия.
Участникам раздают льдинки, ароматизированные маслом апельсина (тех участников, у кого аллергия на цитрусовые просят воздержаться от выполнения задания).
У каждого из нас в руках есть льдинка, нам нужно перебирать ее в руках в течение 10-15 секунд (над тарелкой). Как вы понимаете, с детьми мы это время просто отсчитывать не можем, поэтому мы одновременно воспроизводим какой-либо желательно стихотворный текст, связанный с нашей темой.
Например: Давайте представим, что наши ручки это маленькие солнышки и под их воздействие наши льдинки будут таять:
Выходи скорее в сад,
Слушай звон, слушай звон,
Это капельки звенят:
Кап-кап-кап
В нашем случае, я могу акцентировать внимание на запахе и обыграть это:
Я вдыхаю апельсин,
Он дает мне много сил.
Буду лучше заниматься,
На занятиях стараться.
Льдинки можно положить в тарелку, а салфеткой вытереть руки. Теперь нам нужно наши руки разогреть. Мы с вами взрослые, поэтому не будем использовать дополнительное оборудование, достаточно будет подышать на руки теплым воздухом и активно растереть до появления приятного чувства тепла.
Так как перед нами сейчас не стоит оздоровительной цели, а исключительно ознакомительная, мы эту последовательность 3 раза повторять не станем, сразу перейдем к следующему этапу.
2 этап - Пальчиковая гимнастика (придумать движения к словам пальчиковой гимнастики)
Нежный цветок появился в лесу, Из кистей обеих рук, соединённых в запястьях – «Цветок»
Первым встречает он солнце, весну. «Солнышко» из обеих рук.
Утром весенним раскрыл лепесток, Соответственно.
В мягкой землице его корешки. Соединить ладони тыльными сторонами, пальцы опустить вниз.
На экране вы видите текст пальчиковой гимнастики, связанный с нашей лексиче-ской темой. Вам нужно придумать последовательность действий к этому тексту.
3 этап - Иглотерапия (проводится под спокойную музыку).
Предлагаю вам самостоятельно придумать задания для развития тактильной чувствительности и развития мелкой моторики, используя модули аппликатора. Они расположены перед вами. У вас будет 2-3 минуты на обдумывание и потом, надеюсь, вы придуманные задания озвучите.