Марина Жукова
Мастер-класс «Изготовление куклы-оберега»
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение к традициям и обычаям народа является составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников. В настоящее время изобретено большое разнообразие игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над тем, какие игрушки находятся рядом с детьми.
Публикация «Мастер-класс „Изготовление куклы-оберега“» размещена в разделах
Вместе с тем народные игрушки способны гармонизировать сферу человеческих отношений, ориентируя лишь на положительные общечеловеческие ценности.
Воспитание народной игрушкой и другими видами народного творчества – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени и продиктована ФГОС дошкольного образования детей, согласно которым в числе основных принципов названы приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Тряпичная игрушка играет неоценимую воспитательную роль: у будущих хозяюшек воспитываются усидчивость, аккуратность, терпение; дети учатся любить свой труд и уважать труд других.
Раньше игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству. Как хочется, чтобы эта славная традиция вернулась!
Цель: - ознакомление с народными куклами-оберегами, путем освоения технологии изготовления традиционной куклы - мотанки.
Задачи: - познакомить с разнообразием народных кукол-оберегов, их значением в жизни людей;
- познакомить с особенностями изготовления куклы-оберега «кукла-мотанка»;
- обучить изготовлению тряпичной народной куклы-оберега «кукла-мотанка»;
- развивать познавательный интерес, воображение, глазомер, мелкую моторику рук;
- воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Время: 20 минут
Методы обучения:
- рассказ
- художественное слово
- беседа
- демонстрация
- наблюдение
- показ
- практическая работа
- рефлексия
Ход мастер – класса :
- Здравствуйте, гости званые,
Гостьюшки, мои желанные!
Много гостей, много и новостей
А чтоб мастер-класс был веселей
Я поприветствовать хочу гостей!
Пусть вам лучшею подружкой -
Станет русская игрушка.
- Вместе с этой куклой передайте друг другу мою добрую улыбку!
- Ребята, как Вы думаете, что такое кукла? (ответы)
-кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека, она является прекрасным образцом народного творчества, одним из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Кукла - мотанка - это символ нации, душа народа, главный атрибут семьи. В старину, как в принципе и сейчас, такая кукла считалась особым оберегом домашнего очага, который приносил достаток и удачу.
Кукла – мотанка, или еще ее принято называть узелковая кукла, получила такое название благодаря специфической технике изготовления, а именно - мотанию. При изготовлении такого оберега не используется игла с нитью, все части и детали мотаются с помощью нити.
Каждый элемент куклы - мотанки является обязательным и имеет символический смысл: юбка подчеркивает связь с землей, рубашка символизирует прошлое, настоящее и будущее, головной убор (косынка, венок, шапка) – связь с небом, украшения – плодородие и достаток.
Цвет нити, используемый при создании мотанки, тоже важен. По традиции все элементы скрепляли красными нитями.
Еще одной особенностью такой куколки является то, что она безликая.
С давних времен существует три вида кукол - мотанок:
младенец, невеста и берегиня.
Мотанка - младенец делалась при рождении ребенка, такая кукла выглядит как ребенок в пеленках. Она кладется в колыбельку к малышу и защищает от сглазов, охраняет сон, бережет здоровье.
Куклу-невесту делали для невесты, ей шили наряд невесты и надевали много украшений, девушка должна была играть этой куклой до рождения первенца.
Оберегом для дома и семьи была кукла-берегиня, главная задача куклы заключалась в защите дома и его жителей от всевозможных неприятностей – бедности, завистников, нечисти. Берегиню делали женщины и совсем еще маленькие девочки. Ее также дарили в подарок.
Создать такую куклу не сложно. Главное делать ее с душой и светлыми мыслями!
Эта технология хороша тем, что при изготовлении куклы вам не понадобятся ни ножницы, ни иголки, не используются острые опасные предметы. Если в ходе работы вам все таки понадобятся ножницы, то обязательно нужно обратить внимание детей на правила работы с ножницами.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре! Будем всех сильнее в мире!
Будем мир мы защищать, Будем маму обнимать.
На носочки встанем, Солнышко достанем.
До пяти считаем, Дружно приседаем.
- Отдохнули, а теперь примемся за работу!
- Перед Вами лежат лоскуты круглой формы разного диаметра и разного цвета. Выберите по своему желанию любую ткань трех разных диамеров.
Пошаговое изготовление куклы - мотанки :
1. Берем вату и катаем плотный шарик. В центр самого большого круга вкладываем вату и туго перематываем ниточкой.
2. Берем второй круг, который чуть меньше первого. Накладываем его на поверхность головы. Снова обматываем его ниткой.
3. Теперь, возьмите белый, самый маленький круг и накладываем его на поверхность всех тканей, обматываем ниткой вокруг головы.
4. Теперь будем делать руки нашей кукле. Чтобы сделать ручки, подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем опять же красной ниткой.
- У нас остался последний шаг, что не хватает нашей кукле? Но пока мы ее одевать не будем!
- Немного поиграем. Я предлагаю Вам придумать имя своей кукле и наделить ее магическими свойствами.
- У меня – кукла Миланушка, она охранительница младенцев…
- У вас получились замечательные куклы – мотанки!
Но чтобы дети смогли с ними поиграть, нужно их оживить! Придумаем волшебные слова?
- Раз, два, три —
Кукла, оживи!
Кукла, оживай скорей,
И повесели детей!
- Как Вы считаете, а дети самостоятельно смогут изготовить такую куклу? Конечно!
- Когда дети уже освоили технологию мотания, опираясь на технологическую карту, они сами могут изготовить куклу – мотанку!
- Уважаемые коллеги, я благодарю Вас за продуктивную работу. Надеюсь, что наш мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме!
- У нас остался последний шаг – завязать косынку.
Если:
Все удалось, и было очень интересно - красного цвета
Удалось, но материал Вас не заинтересовал - синего
Было скучно и неинтересно - сиреневого цвета
5. А теперь берем треугольник – это косынка на голову. Одеваем ее, завязываем.
Куда бы Вы не направились и где бы не находились, всегда общайтесь со своей куколкой, и тогда Счастье и Радость непременно будут с Вами!