МААМ-картинки

Мастер-класс «Место игры в песочнице в структуре индивидуальной консультации»

Марина Янчук
Мастер-класс «Место игры в песочнице в структуре индивидуальной консультации»

Цель: знакомство педагогов-психологов с возможностями песочной терапии помогающими в работе с родителями и воспитателями.

Задачи:

• Дать определение песочной терапии.

• Познакомить педагогов с возможностями использования песочной терапии в структуре индивидуальной консультации

• Способствовать развитию интереса к данной работе и введению её в практическую деятельность.

Форма проведения мастер-класса:

с педагогами-психологами и для них без участия детей;

лекция с элементами презентации +практическая работа.

Материал и оборудование:

Песочница,

Публикация «Мастер-класс „Место игры в песочнице в структуре индивидуальной консультации“» размещена в разделах

игрушки для песочной терапии,

влажные салфетки,

лейка,

презентация «Место игры в песочнице в структуре индивидуальной консультации»

проектор,

экран,

компьютер

Структура мастер – класса:

1. Вступительная часть. Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

2. Теоретическая часть. Песочная терапия на современном этапе. Общие условия организации песочной терапии. Этапы индивидуальной консультации с использованием песочницы.

3. Практическая часть. Психологический практикум с использованием песочницы.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Ход мастер-класса.

1. Вступительная часть.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Нашу встречу я хотела бы начать с японской пословицы. «Расскажи мне – и я услышу, Покажи мне – и я запомню. Дай мне сделать самому – И я пойму!»

Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, услышав его? (Ответы педагогов).

Многие из вас вспомнили золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, лёгкий бриз… Всё это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песочном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки. И не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира.

А в детстве? Кто из нас не играл в «куличики»? Ведёрко, формочки, совок – первое, что родители приобретают ребёнку. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Это традиционные игры с песком.

Песочная терапия – одно из направлений арттерапии. Другими словами – лечение песком. В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты. Возможности данной методике довольно обширны.

Сегодня мы с вами посмотрим на возможности использования песочницы с другой стороны.

2. Теоретическая часть.

Когда приходит ребёнок, предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным. А когда приходит взрослый человек, обращение к песочнице уже требует предварительного информирования клиента об эффективности работы с песком, о методе песочной терапии.

Есть люди, которые легко откликаются на предложение психолога создать картину в песочнице. Они с воодушевлением играют и рассказывают о своём творении. Игра с песком стимулирует проявление их воображения, они находят новые идеи для самореализации, соотнося «песочные» сюжеты с реалиями собственной жизни. В этом случае можно говорить об уместности использования игр в песочнице и о высокой степени эффективности подобных занятий.

Есть люди, которые создают песочные картины только из уважения к психологу. Нельзя сказать, что их особенно захватывает это действие. Чаще всего они не совсем понимают, для чего «всё это делается». В этом случае можно говорить о «дозированности» использования песочной терапии, о применении подобных игр для «оживления» процесса терапевтического консультирования. В данном варианте специалист предлагает клиенту создать песочную картину, «чтобы отвлечься», «переключить внимание», так как это необходимо для выхода на новый уровень понимания себя и ситуации.

Существует немногочисленная группа, имеющая отрицательное отношение к игре с песком. Это означает, что на первой консультации использование песочницы неуместно и неэффективно.

Итак, игра в песочнице на приёме у психолога на сегодняшний день ещё является для клиента достаточно большой неожиданностью. И нам важно относиться к этому с уважением; терпеливо информировать человека о методе песочной терапии, аргументировано доказывать его состоятельность и эффективность. Однако не стоит навязывать его клиенту только на том основании, что он очень нравится самому консультанту и был полезен в его личной истории.

Для организации процесса песочной терапии потребуются:

Песочница;

Песок;

Вода;

Коллекция миниатюрных фигурок.

Песочница представляет собой деревянный ящик, окрашенный в голубой цвет. Традиционный его размер 50х70х8см. считается, что такой размер песочницы соответствует объёму поля зрительного восприятия.

Песок в песочной терапии «заземляет» старую, негативную, «проблемную» психическую энергию, тем самым давая человеку возможность открыть в себе источник новой жизни.

Вода – это жизнь. В союзе с водой песок в руках человека становится более податливым, легче подчиняется творческой воле человека.

Основную часть коллекции миниатюр для песочной терапии составляют фигурки высотой желательно до 10-12 см. Всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции.

Классификацию предметов в виде таблицы получает каждый из специалистов.

Позже вы сможете подойти и рассмотреть собранную мной коллекцию игрушек.

Процесс создания песочной картины занимает лишь некоторую часть общего времени консультации. Как мы уже знаем, психолог предлагает игру в песочнице либо для сбора дополнительной информации о клиенте (на первых консультациях, либо для переработки определённых внутренних процессов клиента. Попробуем представить ход консультации с использованием песочницы в виде некоторой последовательности действий.

Вниманию участников мастер-класса предлагается презентация «Место игры в песочнице в структуре индивидуальной консультации».

3. Практическая часть. Психологический практикум с использованием песочницы.

Сегодня мы попробуем использовать некоторые игры с песком, которые могут применяться в работе при знакомстве родителей с методом песочной терапии.

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Педагоги подходят к песочнице с сухим песком.

Упражнение «Чувствительные ладошки».

Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Погладьте песок между ладоней. Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Вы заметили, что сухой песок – нежный, лёгкий, переменчивый, сыпучий. А смешанный с водой песок становится более тёмным и начинает приобретать качества земли. Ему можно придать форму.

А теперь попробуем проследить этапы индивидуальной консультации на практике. Есть ли у нас желающие поделиться своей проблемой или проблемой возникшей в ходе работы.

В случае отказа участников мастер-класса выдвинуть свою проблему ведущий предлагает проиграть одну из наиболее вероятных проблем возникающих в работе педагогов – психологов – детско-родительские отношения.

А сейчас я предлагаю немного расслабиться, снять усталость.

Упражнение «Посещение зоопарка».

Содержание. Участники разбиваются по парам и встают друг за другом. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.

1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).

2. Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).

3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев «сбегать» вниз по спине).

4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).

5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).

6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).

7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).

8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).

9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями, Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).

10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко

и сильно щипать руки и ноги).

11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).

12. Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).

Упражнение «Посещение зоопарка» можно использовать с детьми на занятии вместо физкультминутки.

4. Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

В ходе сегодняшнего мастер-класса я постаралась раскрыть этапы индивидуального консультирования средствами песочной терапии. Подведем итог. Оправдались ли ваши ожидания? Ваши вопросы и предложения?

Публикации по теме:

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаРоль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Актуальность и проблема исследования определили цель моей методической разработки: изучение возможности песочной терапии как средства развития.

Воздействие музыки на психоэмоциональные состояния Эта презентация была мною создана в качестве тематической консультации для педагогов в рамках профилактики эмоционального выгорания и повышения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Место игры в песочнице в структуре индивидуальной консультации»
Опубликовано: 11 марта 2014 в 16:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД