Разина Елена
Конспект мастер-класса «Мир головоломок в работе учителя-дефектолога»
▼ Скачать + Заказать документы
Разгадать её не просто,
Помогает мыслить остро,
Умная – (головоломка)
Конечно, эта загадка о головоломке.
И тема моего мастер-класса : «Мир головоломок» в работе учителя-дефектолога».
Публикация «Конспект мастер-класса „Мир головоломок в работе учителя-дефектолога“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, перед педагогом постоянно возникает задача, как развивать и совершенствовать умение у ребёнка логически рассуждать и действовать, чтобы в будущем он мог самостоятельно мыслить и не ждать решения всех вопросов от взрослого.
Ведь у детей с ОВЗ:
- плохо развиты основные компоненты наглядно-образного мышления и взаимосвязь между ними;
- затруднены актуализация образов представлений об окружающей действительности и словесные обобщения имеющих образов;
- недостаточно сформированы мыслительные операции;
- слабо сформированы представления о целостных предметах и их свойствах, качествах, признаках;
- не сформированы представления о причинно-следственных связях.
И так, работая с разными методами и технологиями, я заметила, что одной из наиболее эффективной технологией является головоломка.
Головоломка — непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Некоторые головоломки известны с глубокой древности.
Эпохой расцвета в средневековой истории головоломок можно считать конец IX века.
В России и странах бывшего СССР известны Анатолий Калинин, Владимир Красноухов, Борис Кордемский, как создатели механических головоломок, а также Андрей Богданов, Ольга Леонтьева и другие как авторы головоломок на бумаге.
Цель: развитие творческих способностей с помощью игр головоломок.
Задачи:
- учить детей обдумывать и планировать свои действия,
- формировать умение строить от простого к сложному,
- способствовать развитию познавательного интереса, мелкой моторики, памяти, речи, внимания, логического и пространственного мышления.
Головоломки делятся на несколько видов:
1. Механические головоломки
2. Головоломки, направленные на решение конструктивных задач
3. Головоломки, направленные на решение геометрических задач
4. Головоломки комбинаторного характера – стратегические
5. Буквенные головоломки
Работая с играми - головоломками выделили следующие принципы коррекционной работы :
• навязывать игры нельзя
• не стоит подавлять инициативу
• начинать следует с самых простых головоломок
• рекомендовать детям вслух проговаривать свои действия
• внимательно, но ненавязчиво следить за ходом игры
• не раскрывать секретов, лучшая подсказка –это вопрос
• индивидуальный подход к каждому
• не выносить низких суждений по поводу способностей ребёнка.
• учитывать настроение ребенка.
И сейчас я хотела бы представить несколько головоломок, которые я использую в своей работе. И для начала я хотела бы пригласить четырёх человек в фокус группу. Перед вами игры головоломки и задания. А пока наши коллеги работают, мы с вами поиграем.
1. Перед вами таблица с картинками, вам нужно определить какая картинка должна стоять в пустой клетке.
2. Такая же таблица, какую геометрическую фигуру и какого цвета мы поставим в пустую клетку?
3. Перед вами цепочка букв вам нужно определить истинное или ложное утверждение.
• В этой цепочке 5-я буква о.
• В этой цепочке 3-я буква л.
• В этой цепочке 2-я и 4-я буквы разные
• В этой цепочке 1-я буква согласная.
4. Определить какое число обозначает каждая фигура
5. В магазине продают воздушные шары: красные, жёлтые, зелёные и синие.
Какие наборы можно составить из двух разных шаров?
Сколько наборов у тебя получилось?
6. Уберите 2 спички, чтобы осталось 4 квадратика.
Итак слово предоставляется нашим коллегам.
Скажите, уважаемые коллеги, что развивают головоломки. (ответы) Конечно, я с вами полностью согласна, головоломка развивает :
- пространственное мышление,
- мелкую моторику,
- совершенствовать внимание и память, сообразительность и абстрактное мышление.
Где можно использовать головоломки? (ответы)
Правильно:
- образовательная деятельность (занятия,
- индивидуальная работа,
- самостоятельная деятельность детей.
Головоломка – игрушка на все времена. В наше время очень много людей
увлекаются головоломками. Они любимы не только детьми, но и взрослыми. Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию и творческое воображение. И я желаю вам, уважаемые коллеги, творческих … успехов! Спасибо за внимание!