Красикова Ева
Мастер-класс «Мой большой и светлый дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизация знаний педагогов об использования конструктора в разных видах деятельности детей второй младшей группы в режимных моментов и в организованной образовательной деятельности.
Задачи: Формировать знания у педагогов о сенсорном развитии детей второй младшей группы по средствам конструктора - лего.
Закрепить умения создавать постройки из конструктора – лего по замыслу.
Воспитывать интерес к конструктивной деятельности.
Вводная часть:
Работа с залом.
…Физминутка «Строим дом»
Тук, тук молоток (Дети стучат кулачками правой руки по ладони левой)
Строим, строим новый дом.
Публикация «Мастер-класс „Мой большой и светлый дом“» размещена в разделах
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянут в верх руки)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окна, крышу сомкнуть руки над головой).
Дом с трубой и красной крышей (Поднимают руки вверх и затем изображают крышу).
Вот большой и видный вышел. (Разводят руки в сторон).
Дует ветер вот беда (Махаем руками на себя,
Дом сломался, вот это да (Руки прикладываем к щекам).
Что же делать нам друзья? (Разводим руками).
Конструирование - продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определённого продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного бросового материала.
Конструктивная деятельность очень важна для гармоничного развития дошкольника. Она совершенствует мелкую моторику — движения рук становятся быстрыми и ловкими. Создание построек и поделок формирует у ребёнка самостоятельность, стремление к достижению цели, креативность, воспитывает эстетические чувства. В процессе конструирования малыш получает важный опыт исследовательского поведения. Во второй младшей группе эта деятельность по-прежнему тесно связана с игрой: на построенный стульчик ребёнок сажает куклу, сложенная из бумаги бабочка порхает вместе с ним по комнате. Однако сам процесс создания построек и поделок уже более сложен, предполагает предварительное обдумывание и большее разнообразие материала.
Развивать желания сооружать постройки по собственному замыслу. Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы, сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, прикладывания, приставления, использовать в постройках детали разного цвета.
Виды конструирования в младшей группе
При работе с воспитанниками второй младшей группы используются 2 вида конструирования:
Художественное — это конструирование из бумаги и природного материала (в младшей группе это создание на участке построек из снега и песка). Такая деятельность уже не предполагает точных геометрических форм, поделки могут лишь отдалённо напоминать реальные предметы и объекты. Однако более ценна их эстетическая ценность: ребёнку предоставляется больше возможности для импровизации и украшения.
• Техническое (или модельное) — конструирование из строительных материалов ( деталей различной геометрической формы: кубики, кирпичики, бруски, пластины, цилиндры, арки) и конструктора «Лего». Таким способом ребята моделируют простейшие реальные объекты, стараясь добиваться структурного и функционального сходства (дом с крышей, ворота с плоским перекрытием или аркой, диван со спинкой и подлокотниками и т. д.). По мере накапливания опыта конструкции усложняются путём добавления новых элементов. Детали наборов представляют собой правильные геометрические тела, что позволяет с наименьшими трудностями получить постройку с пропорциональным и симметричным расположением частей.
Какие материалы уместно использовать в младшей группе:
Чтобы занятие прошло успешно, воспитатель должен тщательно продумывать, какой материал нужно использовать. Для модельного конструирования лучше всего подойдут индивидуальные строительные наборы, включающие в себя детали различных форм и размеров (детали могут быть как деревянными, так и пластмассовыми). Ведь малышам четвёртого года жизни удобнее создавать постройки поодиночке.
Для лего-конструирования подбираются наборы с крупными деталями и простыми соединениями. Можно использовать специальные тематические комплекты (например, LEGO Duplo, включающий в себя арки, полукруглые формы, клювики, фигурки животных и пр.).
Размеры поделок, предварительное изготовление деталей:
Постройки из строительного материала обычно соотносятся с какой-либо игрушкой (например, ворота или гараж для машинки, мебель для куклы, загон для игрушечной лошадки). В соответствии с этим и определяется размер конструкции.
Индивидуальный подход на занятии
Во второй младшей группе дошкольники ещё очень различаются по своим способностям. Ведь кто-то из них посещал ясельную группу, а кто-то только недавно пришёл в детский сад. И педагог обязательно должен учитывать этот момент при организации конструктивной деятельности. Некоторым малышам нужно уделять особое внимание, направлять их (например, ещё раз продемонстрировать последовательность действий при сооружении мостика, ворот, забора и пр.).
Детям же, которые быстро справляются с заданием, нужно усложнять его или давать дополнительное (например, построить ещё одни ворота для более высокой машины или соорудить более широкий диванчик, чтобы на нём разместились не 2, а 3 куклы, украсить заборчик из цилиндров конусами). Это же касается и бумажной поделки: быстро успевающие дошкольники могут украсить её аппликативными деталями или сделать ещё одну, но другого размера или цвета.
Педагог закрепляет навыки, приобретённые в ясельной группе, и одновременно вырабатывает новые, более сложные. Так, ребята уже умеют располагать кирпичики и пластины горизонтально (в один ряд — дорога) и вертикально (на некотором расстоянии или плотно друг к другу — забор для домика, вольер для животных). Но теперь задание усложняется: детям предлагается подумать, как сделать так, чтобы по дороге проехала большая машина (уложить детали в 2 или 3 ряда либо разместить их поперёк, рядом друг с другом).
При работе с малышами 3–4 лет большое внимание уделяется предварительному обследованию образца, выделению его составных частей. Так, домик складывается из стен и крыши, а ворота — из цилиндров (кирпичиков) и перекрытия.
Педагог не должен давать дошкольникам готовых решений, а подталкивать их к самостоятельному разрешению конструктивной задачи. Например, большая машина не может проехать в эти ворота, нужно подумать, как же их перестроить. Или загон для коров высокий и большой, а телята меньше их по размеру. Какой же загон построить для них?
Практическая часть:
Как мотивировать малышей к конструктивной деятельности
Что бы ответить на этот вопрос, приглашаю на сцену 5 человек. У меня есть игрушки, ваша задача выбрать героя и придумать мотивацию, так же построить большой, уютный дом.
Пока коллеги строят дом, вы уважаемые зрители тоже примети участие. Вот у меня разноцветные конфетки, возьмите себе, тот цвет, который больше нравиться. Разделитесь на подргуппы по цвету. Первая подгруппа, вот вам конструктор, нужно построить героя. Нарисовать схему постройки.
Вторая подгруппа, вот вам конструктор, вот и вам кнструктор, постройте героя. Нарисовать схему постройки.
Вот и третей подгруппе конструктор, строим героя. Нарисовать схему постройки.
Желаю всем удачи.
Ну а вы уважаемые зрители, что остался без заданий, отгадайте загадки:
1. Может очень много есть,
Знает каждый, кто есть здесь.
На суше, в море проживает,
И мало ее, кто так обожает!
Длинная, страшная, хвостик большой,
Взгляд же холодный и очень злой.
Дети, скорее вы называйте,
Зверя быстрее вы угадайте.
(Змея)
2. Он большой неимоверно -
Больше всех зверей, наверно.
Как шар воздушный – голова,
А ростом - этажа на два.
Его я в гости приглашу,
И - накормлю, и – почешу.
Но не войдет в квартиру он.
Все потому, что - это …
(Слон)
3. Мы вернулись в поздний час.
Кто в дверях встречает нас?
Кто хвостом от счастья машет
И на задних лапах пляшет,
Лижет руки, лижет нос?.
Это – наш любимый.
(Пес)
4. Не паровоз, не пароход,
А из трубы дым идёт,
Из бруса деревянный,
Уютный, тёплый, славный!
Дом
5. Он животных многих выше,
Безопаснее и тише.
Глазки черные, как плошки,
Очень маленькие рожки.
Шея как высокий шкаф,
А зовут его.
(Жираф)
Р. Лященко
6. Предок всех собак, поверь, Этот серый хищный зверь. Знает в овцах, козах толк Страшный, хитрый, серый.
Волк
Наши строители готовы? А теперь заселим животных в домик.
Спасибо нашим помощникам. Проходите за свои места.
Ключевая задача педагога, работающего с малышами 3–4 лет, — вызвать у них желание к созданию построек и поделок. Для этого наиболее приемлемой будет игровая мотивация, поскольку роль игрушки в данном возрасте ещё очень велика. Увлечённый желанием помочь или порадовать игрового персонажа ребёнок примет проблемную ситуацию, которую придумает педагог, и будет действовать в ней. Приведё м конкретные примеры:
Картотека тем для конструирования:
Во второй младшей группе перечень тем для конструирования не очень велик. В основном это простые формы из небольшого числа деталей.
(Модельное конструирование
Разрешите закончить свое выступление словами
«Конструируя, ребенок действует как зодчий, возводящий здания собственного интеллекта»
Ж. Пиаже.