Казанцева Наталья
Мастер-класс на родительском собрании в подготовительной группе «Две ладошки. Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на вторую половину учебного года; повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Формировать знания родителей о возрастных особенностях детей 6-7 лет;
- Повышать педагогическую культуру и грамотность родителей;
- Обсудить вопросы воспитательно-образовательной деятельности в условиях детского сада и семьи
Вступительное слово:
Публикация «Мастер-класс на родительском собрании в подготовительной группе „Две ладошки, Учимся, играя“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Но для начала, хотелось бы поговорить о том, насколько мы знаем наших детей. Об их возрастных особенностях.
Как быстро летит время! Еще совсем недавно Вы делали с ребенком первые шаги, отвечали на бесконечные «почему», долгие часы проводили за чтением детских книжек вслух, радовались всему новому, что появлялось у малыша.
Игровое упражнение «Раскрась цветок»
Возьмите все по цветку. Раскрасьте их (на столах лежат одинаковые цветы по размеру, по форме, карандаши).
А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые. После того, как Вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (нет).
При одинаковых условиях делаем все по- разному. Отсюда наше правило: никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!
И вот близится время, когда постоянно развивающийся, а иногда и огорчающий Вас ребенок перейдет очередной рубеж - станет школьником. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни.
Игровое упражнение «Портрет будущего первоклассники»
Воспитатель предлагает родителям по цепочке передавать мяч и называть качества, которыми должен обладать будущий первоклассник.
Многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что же делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в первый класс, а также то, что должны знать родители.
Критерии готовности к школьному обучению
За время, проведенное в детском саду дети приобрели не мало. Прежде всего, они стали более закаленными, физически развитыми. Дети овладели основными культурными средствами, хорошо владеют устной речью, так же у них хорошо развита крупная и мелкая моторика рук. Имеют первичные представления о себе, о своей семье, в которой живут. Каким ребенок окажется на пороге школьной жизни зависит от нас, от взрослых, от того, как мы подготовим будущего первоклассника.
Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Весь педколлектив, который работает с Вашими детьми - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она ни была, без второй ладошки (а она в Вашем лице-уважаемые родители) мы бессильны. Отсюда можно вывести правило: только сообща мы преодолеем все трудности в воспитании и обучении детей.
Критерии готовности:
1. психологическая
2. физическая
3. интеллектуальная
4. социальная
5. мотивационная.
Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития будущего первоклассника для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.
Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.
В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:
Личностная готовность.
Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе.
Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребенку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребенка свой, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления малыша в школу.
Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.
Социальная готовность – это настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников.
Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником.
В 6-7 лет ребенок впитывает всю познавательную информацию. Доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.
Хорошо в этом возрасте играть с ребенком в словесные игры. Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.
Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные, например, игра «Четвертый лишний» (нужно внимательно рассмотреть предложенные варианты картинок и убрать те, которые по тем или иным признакам не подходя к систематизированным вариантам,«Разложи по порядку». Здесь ребенок должен увидеть последовательность,проследить логическую закономерность и обосновать ее.
В жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не преодолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы, школу юных первоклассников. Начало школьной жизни – серьезное испытание для них, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Первоклассник должен привыкнуть: к новому педагогу; к новому коллективу; к новым требованиям; к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе. И чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться.
Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.
Причины: родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:
• не так часто обращают внимание на развитие малыша
• не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками
• на наличие или отсутствие желания учиться
• не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.
В результате чего у детей оказываются, не сформированы важные компоненты школьной готовности.
ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Отметьте каждый утвердительный ответ 1 баллом.
1. Как Вы считаете, хочет ли Ваш ребенок идти в первый класс?
2. Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?
3. Может ли Ваш малыш в течение 15-20 минут самостоятельно заниматься каким либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику, пазлы и т. д. ?
4. Можете ли Вы сказать, что Ваш ребенок не стесняется в присутствии посторонних людей рассказать стихотворение, сыграть на музыкальном инструменте?
5. Умеет ли Ваш малыш связно описать картинку и составить по ней рассказ?
6. Знает ли Ваш ребенок ненсколько стихов наизусть?
7. Может ли он назвать определенное существительное во множественном числе?
8. Умеет ли он читать хотя бы по слогам?
9. Считает ли малыш до десяти в прямом и обратном порядке?
10. Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?
11. Может ли Ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради, аккуратно перерисовывать небольшие узоры, схемы?
12. Любит ли Ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?
13. Умеет ли малыш управляться с ножницами и клеем?
14. Может ли он из разрезанной на части картинки собрать целый рисунок?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он назвать «фрукты», "овощи"?
17. Любит ли Ваш ребенок самостоятельно проводить время за каким то занятием, например: рисовать, играть в конструктор, читать и т. д. ?
Если Вы ответили утвердительно на 15 и более вопросов, значит Ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. В дальнейшем, если у него возникнут трудности при обучении, он с Вашей помощью сможет с ними справиться.
Если вы положительно ответили на 10-14 вышеуказанных вопросов, то Вы на верном пути. Он многому научился,а те вопросы, на которые Вы ответили отрицательно, укажут Вам, на что обратить внимание.
Если количество утвердительных ответов менее 9, Вам следует больше уделять времени с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу.
Мастер- класс.
- Как вы думаете, какая деятельность является главной в этом возрасте? (Ответы родителей)
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра.
Тест-задание «Игра в нашей семье».
Вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - же лтого, никогда - синего.
- каждый вечер уделяю время на игры с детьми.
- если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребенком.
- купив ребенку игрушку, объясняю, как с ней играть
- слушаю рассказы малыша об играх и игрушках в детском саду
- не наказываю его игрой, игрушкой, т. е. не лишаю его на время игры или игрушку.
- часто дарю своему ребенку игрушку, игру.
Обобщение:
-Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играйте с реб нком на равных, ведь игра - самое интересное в жизни ребенка.
Мы обращаемся к вам с огромной просьбой: играйте вместе с детьми!
Воспитатель: Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
Развитие речи дошкольников в игре — это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.
Сейчас мы с вами поиграем в эти игры :
"Цепочка слов"
Цель: обогащение словаря прилагательных.
Например, исходное слово «дом». Задаю вопрос: дом, бывает какой?
Большой, деревянный,одноэтажный.
Воспитатель: Что еще бывает деревянным? (стол, стул,рама.)
Каким еще может быть стол? (Письменным,обеденным.)и т. д.
"Семейная олимпиада"
Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше признаков, отвечающих на вопросы, "какой?", "какая?", "какое?". Например: солнце (какое оно)
- яркое, большое, круглое, раскаленное. Побеждает тот, кто назовет последним слово.
"Выбери правильное слово"
(игра проводиться по кругу с передачей мяча следующему игроку)
Зимой дует … (жаркий, теплый, холодный) ветер.
На лугу растут … (зеленые, синие, красные) маки.
"Скажи наоборот"
Сейчас мы превратимся с вами в упрямцев, которые делают вс наоборот.
Чистый-грязный, мягкий-жесткий, умный-глупый, обьемный-плоский.
Игра «Комплименты».
Стоя в кругу, родители, глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, Например: «Ты добрая», «красивая»,«Веселая». Принимающий комплимент кивает головой и говорит: "Спасибо, мне очень приятно!" Затем он дарит комплимент своему соседу.
«Пальцы – дружная семья»
Прежде, чем выполнять упражнение, повторите с ребенком название пальцев рук. Пусть пальчики одной руки «поздороваются» с пальчиками другой руки.
«Развиваем речь с помощью скороговорок».
Воспитатель: Чем полезны скороговорки? (Ответы родителей)
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Подведение итогов собрания «Ваше мнение».
Родителям предлагается ответить на вопросы:
1. Ваше мнение о проведенной встрече? (бесполезная, едва ли полезная, полезная, очень полезная)
2. Как вы думаете, благодаря этой встрече будет ли вам проще общаться с вашим ребенком?
Заключение
На пороге школы едва ли не самое главное - научить ребенка самостоятельности. Ведь малышу придется выполнять одно задание за другим, принимать решения, выстраивать личные отношения с одноклассниками и с учителем, а значит, и нести ответственность.
Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надежных - добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь в свое детство.
Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.
Успехов Вам и больше веры в себя и в возможности своего ребенка!