Проект в младшей группе «Учимся — играя, играя — познаём»

Нина Рамлав
Проект в младшей группе «Учимся — играя, играя — познаём»

«Учимся- играя, играя- познаем».

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

Игра- это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, ребёнок накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

Игра необходима ребёнку, как воздух, как вода, как пища для ума и сердца, как действенный и творческий процесс, формирующий интересы ребёнка, созидающий его личность. Играя, ребёнок познаёт мир, удивляясь его полноте и многообразию.

Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, мышление, речь, дисциплинированность.

Паспорт проекта:

Тип проекта: игровой

По направленности: предметный (художественно – эстетическое развитие)

По характеру участия: ребенок участник

По контингенту участников: дети младшего дошкольного возраста (2-3 года)

По продолжительности: долгосрочный (7 месяцев)

Форма представления: праздник «Путешествие в страну Игрушек», презентация

Актуальность данной темы продиктована тем, что дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют мало. Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений, забывая о том, что ведущая деятельность дошкольника – игровая и познавательная. Все стремятся научить детей читать, писать, считать. А между тем, именно в игре ребенок активно познает мир, который его окружает, беря на себя разные роли и обучаясь общению, взаимодействию с окружающими людьми. Именно через игру в этом возрасте можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без "игрового" периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит развития зрелой полноценной личности.

Во-вторых, родители современных детей сами принадлежат к «неиграющему» поколению. Именно поэтому тоже не могут играть со своими детьми. К тому же у взрослых регулярно не хватает времени. Родители иногда даже не знают, о чем можно поговорить с ребенком — общение сводится к вопросам: "Что ты ел?", "Как ты себя чувствуешь?", "Почему ты плачешь?".

Именно через игру и общение дети узнают мир со всеми его сложностями, усваивают систему взаимоотношений, развиваются, формируются как личности. Именно игра и беседа позволяют скорректировать возникающие возрастные проблемы. Нехватка времени у взрослого на игру и задушевную беседу провоцирует преждевременное взросление малышей, приводит к серьезным проблемам и в нашей взрослой жизни, и в жизни самих детей: сложности с обучением в начальной школе, в адаптации к взрослой жизни, трудности в общении. Совместные занятия — рисование, составление генеалогического древа, чтение, изготовление игрушек, поделок, кулинарных блюд помогут ребенку подготовиться к социальной адаптации в коллективе детей, а родителям — лучше узнать своего ребенка.

Цель:

1. Способствовать развитию у детей младшего дошкольного возраста игровых умений в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

2. Посредством игровой деятельности создать условия для развития интеллектуальных способностей детей; способствовать развитию мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения, становлению интеллектуальных функций и мыслительных операций.

Задачи:

1. Воспитывать в ребенке доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и взрослыми, научить общаться и дружить.

2. Способствовать формированию нравственно – эстетического развития ребенка.

3. Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, смелость, способность не пугаться трудностей, умение собирать свои усилия для достижения цели.

4. В ходе игровой деятельности способствовать развитию памяти, внимания, речи, воображения, мышления.

Обучать основным навыкам самообслуживания.

Функции игры:

- Воспитательные

- Развивающие

- Обучающие

- Организаторские

- Коррекционные

Этапы реализации проекта

Подготовительный (октябрь)

• -создание развивающей среды для реализации проекта

• -разработка конспектов занятий

• -подбор дидактических игр и наглядного материала

Практический (ноябрь-апрель)

• -Организация деятельности детей и родителей (изготовление дидактических игр своими руками)

• -Организация деятельности детей (и родителей) в созданной развивающей среде

Заключительный (апрель)

• -подготовка презентации по работе с детьми в течении проекта

• -проведение досуга с детьми для родителей по итогам проекта «Учимся- играя, играя- познаём»

• -подготовка информационной папки с фотоотчетом.

Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем.

Игры, направленные на формирование доброжелательных отношений между детьми в совместной деятельности и на сближение детей и воспитателя, представлены в виде подвижных игр, игр-забав и хороводов.

1. Игра «Солнышко и дождик».

Цель: отвечает их основным потребностям и, прежде всего, потребности в движении. Удовольствие от бега, прыжков, приводит ребенка в хорошее расположение духа. В игре используются стихи А. Барто и Е. Благиной.

2. «Раздувайся, пузырь!» Это одна из первых хороводных игр.

Цель: продолжать знакомство и сближение детей друг с другом и с воспитателем.

3. «Карусели».

Цель: учить согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями.

4. «Лохматый пес».

Цель: игра учит детей управлять своим поведением, преодолевать боязнь. Образный характер игры способствует развитию воображения, а совместная деятельность – сближению и объединению детей.

5. «У медведя во бору».

Цель: развивать у детей чувства сплоченности, тренировку выносливости и силы, развивать ловкость и смекалку.

6. «Огуречик, огуречик», «Гуси-гуси».

Цель: познакомить детей с фольклорным текстом, содержащим игровые элементы с оттенком частушечности, балагурства, шутливости, а так же в игре продолжается сближение детей друг с другом и с воспитателем.

7. «Мыши водят хоровод».

Цель: развивать двигательную активность, упражнять в выполнении движений, продолжать развивать чувство сплоченности.

Сюжетно – ролевые игры.

«С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми».

Крупская Н. К.

Особое место в деятельности дошкольников занимают игры, которые создаются самими детьми – сюжетно-ролевые игры. В них дети производят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В ходе игры происходит развитие интеллекта, речи дошкольника.

1. «Игрушки у врача».

Цель: обучить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях чуткость, внимательность, расширение словарного запаса; ввод таких понятий, как «больница», «больной», «лекарства», «врач», «градусник», «температура».

2. «Зоопарк».

Цель: расширить знания детей о животных, их питании, воспитание любви, гуманного отношения к животным, расширение словарного запаса детей.

3. «Чаепитие».

Цель: формировать у детей представления о чайной посуде, обучать принятию на себя роли хозяина (хозяйки, закреплять умение здороваться, прощаться, употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, создавать положительное эмоциональное настроение в группе, формирование культуры поведения за столом.

4. «Куклы проснулись».

Цель: познакомить с названиями одежды, последовательности одевания, активизировать речь ребенка.

5. «Дочки-матери».

Цель: учить детей принимать на себя роль заботливого родителя. Игра направлена на формирование навыков общения, культурно-гигиенических навыков, развитие воображения, заботливости, доброты.

6. «День Рождения» или «Поход в гости».

Цель: игра направлена на знакомство с правилами сервировки праздничного стола, вводом таких понятий, как «скатерть», «гости», «торт со свечками», «праздничное угощение». Дети учатся вести себя вежливо в гостях, помогать имениннику, накрывать на стол, а затем убирать со стола посуду.

Игры, направленные на развитие речи и мелкой моторики рук ребенка.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Развитие речи ребенка идет по нескольким направлениям. Это: отработка артикуляции, расширение активного словаря ребенка, развитие связной речи (умение выразить свою мысль словами, формирование речевого мышления.

1. Игра «Чудесный мешочек».

Цель: отрабатывать артикуляцию и произношение трудных для малышей звуков. В этой игре дети учатся ясно, громко и отчетливо произносить знакомые слова, а речь является средством доброжелательного, вежливого обращения друг с другом.

2. Игра «Зайчик и мишка».

Цель: развивать пространственные представления ребенка и усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение словесных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом).

3. «Парные картинки». Серия развивающих игр: «Чей малыш», «Найди пару», «Найди животное», «Посуда», «Угадай размер».

Цель: развивать логическое мышление, мелкую моторику рук, учить, самостоятельно рассуждать, сопоставлять, сравнивать, навыки классификации. Игры основаны на поиске логических пар.

4. «Часы», «Медвежата мед едят», «На приеме у врача», «Узнай по голосу», «Кто в домике живет», «Прятки», «Погремушки», «Поезд», «Скажи, какой», «Как медвежонок катался на машине».

Цель: развивать речевое внимание детей, артикуляционный аппарат, уточнять и закреплять правильное произношение звуков, выделять признаки предметов, закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает, учиться правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

Игры-подражания с речевым сопровождением.

«Птичий двор», «Эхо», «Паровозы», «Пароходы», «Лошадка», «Самолеты», «Поиграем на дудочке, позвеним в колокольчик».

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли.

Дыхательная гимнастика.

«Подуем на листочек», «Подуем на снежинку», «Бабочка летает», «Плывет-плывет кораблик».

Цель: развивать речевое дыхание, силу голоса; тренировать мышцы губ.

Артикуляционная гимнастика.

«Улыбка для мамочки», «Поцелуй», «Ворота», «Шарик», «Домик», «Лягушки улыбаются», «Лягушка, слоненок, дудочка», «Обезьянка кривляется», «Щенок лакает молоко», «Кошка рассердилась и шипит».

Цель: формировать навыки правильного звукопроизношения; тренировать органы артикуляции.

Пальчиковые игры.

В тесной связи с речью и мышлением находится развитие рук ребенка. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, воображения, умению управлять своими движениями, активизируют моторику рук. Они очень увлекательны, интересны и полезны. Часто в них используются русские народные потешки, загадки, скороговорки, стихи, которые легко перекладываются на пальчики.

1. «Крутись, карандаш», «Покатай-покатай», «Этот мячик не простой».

Цель: массажировать ладони и пальчики, развивать мелкую моторику рук.

2. «Мозаика».

Цель: развивать умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами (большим и указательным). Запоминать основные цвета.

3. «Разноцветные прищепки».

Цель: развивать силу рук, формировать и закреплять навык расстегивания и застегивания прищепок, закреплять знание цветов, развивать внимание и воображение.

4. «Шнуровка», «Бусы для куклы Маши».

Цель: учить нанизывать веревку, развивать мелкую моторику рук.

5. Игры с пластилином, с крупой, семенами, мелкими игрушками, перебирание фасоли, игры с бумагой (рваная аппликация, скатывание в шарик, рисование на бумаге пальчиками.

6. Пальчиковая гимнастика.

«Замок», «Капуста», «Сидит белка на тележке», «Мы делили апельсин», «Мы во двор пошли гулять», «Дедушка Мороз», «Белый пух», «Птичка-невеличка», «Маленькая мышка», «Маленький гномик», «Пряничек», «Киска, брысь!», «Вышел зайчик погулять».

Цель: стимулировать речевое развитие, улучшать артикуляционную моторику.

Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь слышать себя и окружающих. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме.

Пальчиковая игра «Мы капусту рубим».

Пальчиковая игра «Вышел зайчик погулять».

Дидактические игры.

1. «Игра разложи по цвету».

Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах предметов, формировать простейшие приёмы установления тождества и различия цвета однородных предметов. Развивать и активизировать речь детей, учить понимать слова: «цвет», «такой», «не такой», «разные», «жёлтый», «красный», «синий», «зеленый», «много», «один».

2. «Украсим ёлочки».

Цель: учить подбирать по цвету (найди такой же). Закреплять элементарные действия с предметами. Учится видеть контур ели и располагать круги, по всей поверхности не вылезая за край. Закреплять знание цвета и умение его назвать.

3. «Цветные крышечки», «Цветные шарики», «Веселые шарики».

Цель: закреплять представления детей об основных цветах. Учить выделять цвета, развивать мелкую моторику пальцев.

4. «Разноцветные фигурки».

Цель: учить соотносить разнородные предметы с определенным отверстием, соотносить по величине, цвету.

5. «Шнуровка», «Бусы для куклы Маши».

Цель: учить нанизывать веревку, развивать мелкую моторику рук.

6. Домино «Автомобили».

Цель: развивать сосредоточенность, логическое мышление, способность к анализу ситуации, сообразительность, мелкую моторику рук.

7. Лото «Геометрические фигуры»

Цель: развивать памяти, внимание, учить и закреплять основные геометрические фигуры и основные цвета.

8. «Найди пару».

Цель: научить, сопоставлять предметы, выделять основные признаки; развивать внимание, память; закреплять понятия "разные", "одинаковые".

9. Паззлы, рамки-вкладыши, цветные колпачки, пирамидки, матрешки, домики-сортеры, коробка с крышечками.

Цель: развивать ориентировочно – познавательную деятельность, фиксировать внимание на свойствах предметов, вырабатывать умение соотносить свойства (величину, форму, цвет) разнородных предметов, развивать мелкую моторику и способствовать соотносить предметы по признакам при выборе из нескольких параметров.

Игры на развитие внимания.

1. «Какой остался?», «Кто летает?», «Чего не хватает?», «Какая игрушка спряталась?», «Какая игрушка появилась?»

Цель: развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.

2. «Будь внимателен»

Цель: развивать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы: зайчики – прыгать, лягушки — приседать и прыгать вприсядку, цапли — стоять на одной ноге, другая нога поджата, как у цапли,

раки — пятиться, коровы — мычать, птицы — расставлять руки в стороны и бежать.

3. «Юный следопыт»

Цель: способствовать развитию внимания, логического мышления; развивать умение выстраивать причинно-следственные связи.

4. «Делай, как я», «Загляни под стаканчик», «Игрушки для зверят», «Кубики для кукол»

Цель: способствовать развитию внимания, мелкой моторики.

Игры на развитие памяти, мышления и воображения.

1. «Куда уместится кошка?»

Цель: способствовать развитию воображения, речи, памяти, навыков сопоставления.

2. «Что любит наша кукла?»

Цель: способствовать развитию речи, воображения, наблюдательности.

3. «Кто там?», «Гости».

Цель: способствовать развитию воображения, речевых навыков, моторики; знакомить с понятиями «больше», «меньше».

4. «Что сегодня было?», «Вспомни и покажи».

Цель: способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности.

5. Стихи, сказки.

Цель: развивать память, увеличивать словарный запас, способствовать развитию речи.

Таким образом, в результате реализации проекта были замечены следующие качественные положительные сдвиги в развитии детей:

• доверчивое, открытое, эмоциональное отношение к взрослому;

• инициативность в общении с ним, стремление привлечь, его внимание;

• активизация речи: развитие навыков диалогической и монологической речи, умение сочетать речь и движения;

• интерес детей к творчеству, желание участвовать в театрализованной игре и использовать для этого все окружающее пространство;

• проявление ярких эмоций при восприятии ими театрализованных игр;

• развитие ассоциативного мышления, внимания, эмоциональной памяти;

• возникновение партнерских отношений;

Подводя итог нашей работы, мы подтверждаем слова великого педагога

Макаренко А. С.:

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Список рекомендуемых развивающих игр для детей 3 лет:

1. «Волшебная шкатулка»

2. «Опять мимо!»

3. «Угости кукол»

4. «Раз фасоль, два фасоль»

5. «Крутится?»

6. «Сортируем макароны»

7. «Поезд из катушек»

8. «Попробуй, расстегни»

9. «Найди клад»

10. «Пирамидка из пуговиц»

11. «Чудесный мешочек» (с предметами разной формы)

12. «Вот какие шарики»

13. «Разложи по порядку»

14. «Собираем ягоды»

15. «Много – мало - один»

16. «Скажи, что звучит»

17. «Кто как кричит»

18. «Чего не хватает?»

19. «Что как звенит?» (музыкальные инструменты)

20. «Взрослые животные и их детеныши»

21. «Грибочки, по местам!»

22. «Цветные пуговички»

23. «Что пропало?»

24. «Накроем на стол»

25. «Третий лишний»

Список использованной литературы:

1. Пособия С. А. Козловой "Я и мои друзья", "Я хочу в школу", Т. А. Куликовой "Я и моя семья".

2. «Развивающие занятия с детьми 2-3 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой

3. «Развивающие игры для малышей» А. С. Галанов

4. «Воспитание детей в игре» Т. Бабунова, З. Контаутене, Н. Потехина

5. «Игры и занятия для малышей» А. Ануфриева, О. Митюова

6. «Развивающие игры с малышами до трех лет» Т. В. Галанова

Над проектом работали:

Воспитатели: Василенко Г. А.

Рамлав Н. Ю.

При участии зав. по УВР Скупченко Ю. В.

При участии музыкального руководителя: Демченко С. В.

Прикреплённые файлы:

proekt-peredelanyi_v6oc8.pptx | 8069,16 Кб | Скачан: 76
 
Публикации по теме:

Учимся читать, играя Учимся читать, играя. Авторы: Марковская Елена Борисовна- воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад №38 г. Санкт-Петербург.

Консультация для родителей «Учимся, играя»Консультация для родителей «Учимся, играя» С наступлением холодов мы реже стали выходить на улицу и больше времени проводим в стенах дома. И тут встаёт проблема все игрушки уже приелись.

Консультация «Учимся играя» Математика - таит в себе много занимательного, интересного. Игра - основная деятельность детей. Для детей дошкольного возраста игры имеют.

Познаём мир играя (Памятка для родителей) Лето прекрасная пора для отдыха. И не только. Это прекрасное время для общения с детьми. Вокруг столько нового, прекрасного. Природа благоухает.

Фотоотчет «День открытых дверей в первой младшей группе «Учимся, играя»Фотоотчет «День открытых дверей в первой младшей группе «Учимся, играя» В рамках проекта «Я с семьей, она со мной, вместе мы с детским садом», я провела день открытых дверей «Учимся играя» Цель: достичь оптимального.

Программа дополнительного образования «Учимся играя» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧИМСЯ ИГРАЯ» Разработала воспитатель: Кротова О. В. Пояснительная записка В соответствии с ФГОС.

Семинар-практикум «Учимся, играя!» для родителей второй младшей, средней группыСеминар-практикум «Учимся, играя!» для родителей второй младшей, средней группы Цель: расширить и обобщить представления родителей о формах и методах работы с детьми в связи с введением ФГОС в ДО; познакомиться и апробировать.

Учимся играяУчимся играя Д. В.  менджерицкая:"Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития". МЫ взрослыезнаем,.

Конспект игрового занятия «Учимся играя» Задачи: Образовательные: - учить детей различать социальные роли взрослых: мама, папа, дедушка, бабушка, сын и дочь; - упражнять детей.

Учимся играя УЧИМСЯ ИГРАЯ Ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет любит трогать песок руками, копаться в нем совком, лопаткой. Ему нравится вставлять в.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Проект в младшей группе «Учимся — играя, играя — познаём»
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 15:21
+129Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 83.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Открытка для Мамочки»! !! (2 младшая группа)
Сегодня Мы решили представить Вашему вниманию наш мастер-класс "Открытка для Мамочки" . ( Из цветной бумаги. Такую открытку мы делали для наших Мамочек в...
Фотоотчёт Прогулка: «Зима» группа раннего возраста
Подготовила : Артемова Т. И ]Цель :учить наблюдать, развивать логическое мышление, речь, расширять кругозор. Способствовать радостному настроению....
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста...
Интегрированное занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по городу Светлоград» Подготовил: воспитатель МБДОУ ДС №33...
Лэпбук «Знатоки ПДД»
Актуальность проблемы по формированию у дошкольников знаний по пдд на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка –...
Конспект занятия по психологии общения «Учимся сотрудничать» во 2 классе
Цель – развитие навыков учебного сотрудничества. Задачи занятия: • создание мотивации сотрудничества ( работать сообща интересно и приятно, •...