Папки-передвижки

Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования. Монотипия «Цветы на пене для бритья» (6 фото)

Елена Мельникова
Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования. Монотипия «Цветы на пене для бритья»

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

В. А. Сухомлинский

- Здравствуйте, уважаемые гости!

Как вы знаете, современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. А творческое развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека.

Публикация «Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования, Монотипия „Цветы на пене для бритья“» размещена в разделах

В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором одно из важнейших мест отводится развитию творческих качеств личности ребёнка.

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух – трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные композиции, рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи.

Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Оно позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям искусством, можно раскрыть эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Рисование способствует развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые в свою очередь способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Яркие краски разнообразят жизнь ребенка, восполняют его потребность в приятных ощущениях. Наконец, занятия живописью это одна из форм предметной деятельности ребенка, а предметная деятельность совершенно необходима ребенку для физического, психического и умственного развития.

При действии кисточкой и красками работают пальцы – развивается мелкая моторика рук, а значит, улучшается развитие речи.

Я стараюсь предоставлять каждому ребенку свободу для художественно-творческого решения общей задачи. В результате способность детей к целенаправленной творческой деятельности становится критерием их художественного развития. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища. Большое внимание на занятиях я уделяю на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности, что способствует активизации внимания.

В своей работе я часто использую различные методы и приемы рисования нетрадиционными способами.

Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности.

Это увлекательная, завораживающая деятельность. И мы не раз убедились в этом, рисуя с детьми.

В процессе работы по рисованию возникла идея применения бросового материала как изобразительного средства. Мы стали использовать в качестве художественных материалов, хорошо знакомые предметы: пробки от пластиковых бутылок, от тюбиков крема, зубной пасты; листья деревьев, цветов, травы; целлофан; овощные штампы и печати; соломка; пористые губки. Это могут быть и такие нетрадиционные приемы рисования, как рисование пальцами, рисование печатками из картофеля, поролона, пенопласта, рисование смятой бумагой ( материалы: мисочка, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля, кляксография с трубочкой ( материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются,точечный рисунок, вместо красок можно использовать пластилин, который размазывают по поверхности листа и так далее.

Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция.

Часто мы проводим своего рода конкурсы лучших творческих работ детей. С этой целью выставочные работы пронумеровываются, затем мы выставляем урну для голосования и любой желающий ребенок может написать номер понравившейся ему работы и бросить в урну. Затем голоса подсчитываются и детям, чьи работы набрали большее количество голосов, присуждаются места. Победители объявляются, им вручают дипломы и маленькие призы. Это, конечно, очень стимулирует детское творчество, ребятам очень хочется, чтобы их работа понравилась больше, чем другие.

В работе кружка мы часто пользуемся наработками и новшествами сайта «Страна мастеров», особенно техниками Татьяны Просняковой.

- Сегодня мне хочется показать Вам что-то необычное, весёлое, оригинальное. Эту нестандартную технику творчества многие из вас знают, называется она Монотипия. Вы все с ней хорошо знакомы, потому что Монотипия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) - это значит уникальный отпечаток в единственном экземпляре, оттиск в зеркальном отображении. Монотипию могут освоить дети дошкольного возраста, печатая осенний пейзаж, букет цветов в вазе, бабочек. Оставьте несколько крупных капель краски на листе бумаги. Согните лист пополам и плотно сожмите. Разверните, и вы увидите необычные, причудливые узоры – кляксы. По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

Задача педагога - пробудить фантазию ребенка, обратите занятие в игру. Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира.

- Уважаемые гости! Скоро наступит лето, природа украсила все вокруг разноцветными красками. И первыми признаками наступающего лета являются разнообразные цветы, которые окружают нас повсюду. Все мы мечтаем об отдыхе на природе. Я предлагаю вам расслабиться и отдохнуть.

Давайте подумаем, какие цветы представляете вы, глядя на тот или иной цвет?

Ответы:

синий – васильки, астры, анютины глазки и т. д.)

Красный – мак, роза, георгин и т. д.)

Желтый – лютик, мать-и-мачеха, мимоза и т. д)

– А вы знаете, что времена Екатерины II даже был разработан “Реестр о цветах”, где красный цвет означал любовь, зеленый – надежду, голубой – верность, черный – печаль, желтый – измену.

Иногда цветы присылались вместо писем. Например, гиацинт по числу бутонов “назначал” день встречи, а колокольчик по количеству цветков “уточнял” даже час свидания.

Именно цветы мы сегодня и будем рисовать. Цветы мы будем рисовать разноцветные, яркие, летние. Я хочу сказать вам, что рисовать мы сегодня будем на пене, используя нетрадиционную технику – монотипию.

Воспитатель показывает свою работу с монотипией «Цветы», детские работы и коллективную работу «Елочные шары» и говорит:

- Рисование на пене мы с ребятами проводим в несколько этапов. Сначала мы рисовали коллективную работу «Елочные шары», затем мы рисовали на пене цветы синей тушью. Посмотрите, пожалуйста, какие цветы я для вас нарисовала. Нравится? Хотите тоже попробовать? Тогда приступим.

- Но, для начала давайте запустим наш механизм воображения.

Упражнение на релаксацию «Рождение цветка». Фонограмма.

- Закройте глаза и представьте себя маленьким ростком цветка. Росточек только-только появился. Он еще совсем маленький. Солнышко согревает его и помогает ему расти. Лепесточки цветка раскрываются. Он поворачивает бутончик по направлению солнца. Лепестки раскрываются все шире и шире. Наши руки тянутся к солнцу, потянемся, встряхнули ладошками. Вдохнем глубоко, полной грудью цветочный запах. Представим улыбки людей, которые смотрят на цветы и вдыхают их ароматы. Пусть каждый из вас даст название своему цветку. Вот какая пестрая цветочная поляна у нас получилась. На счет «три» откроем глаза, улыбнемся друг другу и приступим к работе.

Для Монотипии на пене нам понадобится обычная пена для бритья и цветная тушь.

1. Сначала нальём немного туши разного цвета в ячейки палитры.

2. Затем на лист любой тонкой бумаги нанесём пену. Потрясём баллончик и покроем пеной лист. Баллончик надо стараться держать более вертикально. Много не накладываем, достаточно слоя в 1—2 см.

3. Теперь разровняем поверхность. Возьмём линеечку и разгладим поверхность пены.

4. Все готовы и заинтригованы. Берём в руки кисточки. Давайте вырастим необычные розы! Какого они могут быть цвета? (Ответы)

5. Нанесём цветную тушь в виде пятнышек. Берём цвета, какие больше нравятся. Сразу представим себе, что это будет — букет, клумба, куст?

6. Теперь берём шпажку (палочку) и тупым концом закручиваем на пятнышке спираль. Начинать надо не от центра цветка, а от края, захватывая белую пену.

Слышатся первые удивлённые возгласы — как красиво получается! А пена высохнет, а она не осыплется? Потом узнаем, что станет с пеной.

7. Взяли зелёную тушь и поставили точки под цветами — основания.

8. Нарисуем стебли и листочки.

9. Теперь закручиваем листья. Начинаем сверху. Делаем спираль, но в форме капли. Захватывайте немного белого от краёв, чтобы получились мраморные разводы.

10. Немного расправим шпажкой стебель. Вытянем чашелистики и острым концом шпажки оттянем колючки на стебле и листьях.

11. И вот начинается сама монотипия. Это значит — уникальный отпечаток в единственном экземпляре. Берём уже хорошую плотную бумагу (для черчения, ватман, накладываем на наш рисунок. Прижимаем, но не выдавливаем пену. Слегка проглаживаем, чтобы рисунок отпечатался на бумаге.

12. Снимаем верхний лист с пены. Ой-ой-ой! Неужели ничего не получилось. Лист весь в цветной пене! А просто её надо счистить. Берём снова линейку (лучше пластмассовую) и аккуратно прижимая, счищаем пену в одном направлении. Ох, вот это да!

13. Рисунок получается сухой и приятно пахнущий. Его можно красиво обрезать фигурными ножницами и приклеить на картон.

- Молодцы! Давайте продо

Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования. Монотипия «Цветы на пене для бритья»

жим наше занятие. Для того, чтобы придать работе законченный вид, я предлагаю вырезать ножницами ваши цветы и приклеить на картон.

В дальнейшем я планирую приступить к рисованию с детьми цветной тушью.

Фото «Цветы на пене для бритья»
Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования. Монотипия - фото
Фото №1 Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев Фото №2 От пальцев образно говоря идут тончайшие нити ручейки которые питают источник творческой мысли Фото №3 Другими словами чем больше мастерства в детской руке тем умнее ребенок
Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

Нетрадиционная художественная деятельность. Рисование ладошками.Нетрадиционная художественная деятельность. Рисование ладошками. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по использованию нетрадиционных методов рисования. Монотипия «Цветы на пене для бритья»
Опубликовано: 28 февраля 2013 в 23:37
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 50.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД