Лучший педагог года

Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с фольклором

Елена Аверина
Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с фольклором

Овладение связной монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.

Публикация «Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с фольклором» размещена в разделах

Анализируя результаты диагностики речевого развития детей, я выявила, что:

-детям сложно даются задания по составлению рассказов описательного характера;

-дети не умеют передавать развития действий или состояние предмета;

-в преобладающем большинстве рассказы воспитанников имеют форму схематического описания событий;

-в рассказах или отсутствует образная лексика (эпитеты, сравнения) или представлены в единичных случаях;

-интерес воспитанников направлен на сам процесс сочинительства, а не на его результат, т. е отсутствует критичное отношение к продукту своего творчества.

Я стала искать в методических разработках форму работы с детьми, которые были бы очень эффективными для развития связной речи детей.

С этой целью я изучила Программу «Фольклор- музыка- театр» под редакцией С. И. Мерзляковой, изучила методические рекомендации «Слово и движение»Г. А. Фёдоровой, методические рекомендации по русскому фольклору в работе с детьми Г. А. Загорули, А. М. Мазурика «Путешествие в мир фольклора», методическое пособие Аллы Генриховны Арушановой «Речь и речевое общение детей».

Изучив данную литературу, я сделала вывод, что фольклор является одним из эффективных средств развития связной речи детей. Серьёзные проблемы в развитии связной речи дошкольников побудили меня углублё нно поработать над темой:

«Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с фольклором».

Цель: ребёнок, владеющий навыками связной речи : логично и последовательно, понятно для собеседников рассказывающий о содержании фольклорных произведений, способный создавать собственные сказки, загадки.

Задачи:

-формировать умение понимать смысл образных выражений при восприятии фольклорных текстов;

-учить пересказывать фольклорные произведения самостоятельно, используя средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения. метафоры и т. д);

-формировать умение самостоятельно сочинять сказки;

-воспитывать оценочное отношение к своим сочинениям и сочинениям сверстников.

Ожидаемый результат:

-ребёнок, пересказывающий и драматизирующий небольшие литературные произведения;

-составляющий по плану и образцу, по сюжетной картинке, набору картин сказки и пересказывающий их;

-умеющий интонацией, жестом и мимикой передавать своё отношение к содержанию произведения.

В работе с детьми использую разные методы и приёмы. Сегодня хочу поделиться с вами самыми эффективными, на мой взгляд, приёмами в работе с детьми.

1. Приём «Продолжи сказку».

У Аллы Генриховны Арушановой в книге «Речь и речевое общение детей» есть приём-ситуация «письменной речи», в которой ребёнок диктует своё сочинение, а взрослый его записывает. Опираясь на этот приём, я придумала свой - «Продолжи сказку». Где ребёнок по набору игрушек, по предметным картинкам или по сюжетным картинкам придумывает сказку, а педагог записывает её. Через неделю педагог зачитывает сказку ребёнку и предлагает её продолжить.

А сейчас я вам зачитаю образец сказки, придуманной мальчиком моей группы. Ему 4 года. (зачитываю образец сказки).

Итог: как вы заметили, в сказке развивается сюжет, вводятся новые герои и новые события. Этот приём этим и эффективен.

2. Приём «Речевой тренажёр из бросового материала».

Развивающие тренажёры из бросового материала, которые придумала и изготовила Е. В. Полозова, направлены на развития мышления, внимания, мелкой моторики рук, формирование представлений о форме, цвете, количестве у детей раннего возраста. Я решила использовать этот тренажёр для развития связной речи детей, а именно для пересказывания сказок и придумывания их детьми самостоятельно. При пересказе сказок предлагаю детям крышки с главными героями и событиями из сказок. Для составления сказок я предлагаю детям крышки, на которых приклеены персонажи из мультфильмов, предметные картинки. В ходе составления сказок, дети могут действовать с крышками (персонаж пришёл, улетел, убежал, ускакал и т. д.). А так же у детей есть возможность ввести своих героев сказок.

А сейчас я вам предлагаю составить свою сказку, использовав речевой тренажёр. Перед вами лежат крышки с героями и с различными предметами. На тренажёр уже вкручены 3 крышки с героями сказки, подберите к ним крышки с предметами и составьте сказку. Время для составления-3 минуты.

Кто будет автором сказки?

Итог: Трудно ли было составлять сказку?

Что вам помогло?

3. Приём «Составь загадку».

Существует три модели составления загадок:

-Модель «Какой? Что такое же?»;

-Модель «Что делает? Кто или что делает так же?»;

-Модель «На что это похоже? Чем отличается?»

Для обучения детей составлению загадок необходимо осваивать модели в данной последовательности. Обучение идёт от полуактивного этапа (воспитатель составляет с детьми общую загадку) к активному этапу (ребёнок сам выбирает объект и модель загадки).

Для составления загадок по первой модели нужно вначале выбрать объект, перечислить его признаки, которые записываются в первом столбце, затем производиться подбор объектов с такими же признаками и записываются во втором столбце. Используя слова «как», «но не» зачитывается загадка.

Для составления загадок по второй модели нужно выбрать объект, обозначить его действия и записать их в первом столбце. Подобрать объекты, которые выполняют те же действия и записать их во втором столбце. Используя слова «как», «но не» зачитываем загадку.

Для составления загадок по третьей модели выбираем объект и называем другие объекты, похожие на него. Затем между ними находим различия. Ответы записываются в первом и во втором графах.

А сейчас мы с вами будем составлять загадки. Начнём с 1 модели и выберем слово- мяч.

А сейчас я зачитаю вам загадки, составленные вместе с детьми.

Круглый, но не арбуз,

Резиновый, но не сапог,

Разноцветный, но не радуга (мяч)

Прыгает, как лягушка,

Плавает, как лодочка,

Скачет, как зайчик (мяч)

К третьей модели тоже выберем объект-мяч

Как шар, но не летает,

Как солнце, но не светит,

Как яблоко, но его не едят (мяч).

Сочинять загадки можно уже со средней группы и работать по первым двум моделям. А в старшем возрасте познакомить их с третьей моделью.

Я думаю, что те методы и приёмы, с которыми я вас познакомила сегодня, вы будите успешно внедрять в работу со своими воспитанниками.

Таким образом, в процессе приобщения к фольклору, дети овладевают изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами). Накопленный речевой опыт позволяет воспитаннику строить развёрнутые монологические высказывания в соответствии с творческим замыслом. Основными качественными показателями творческих рассказов дошкольников является их связность и выразительность.

Публикации по теме:

«Речевое развитие ребёнка — важнейшая база школьного обучения» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Известно, что овладение языком, как средством и способом общения и познания, является одним из самых.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи дошкольников» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с фольклором
Опубликовано: 20 августа 2014 в 09:08
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД