Елена Аверина
Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с фольклором
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение связной монологической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребёнка, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Публикация «Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с фольклором» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Анализируя результаты диагностики речевого развития детей, я выявила, что:
-детям сложно даются задания по составлению рассказов описательного характера;
-дети не умеют передавать развития действий или состояние предмета;
-в преобладающем большинстве рассказы воспитанников имеют форму схематического описания событий;
-в рассказах или отсутствует образная лексика (эпитеты, сравнения) или представлены в единичных случаях;
-интерес воспитанников направлен на сам процесс сочинительства, а не на его результат, т. е отсутствует критичное отношение к продукту своего творчества.
Я стала искать в методических разработках форму работы с детьми, которые были бы очень эффективными для развития связной речи детей.
С этой целью я изучила Программу «Фольклор- музыка- театр» под редакцией С. И. Мерзляковой, изучила методические рекомендации «Слово и движение»Г. А. Фёдоровой, методические рекомендации по русскому фольклору в работе с детьми Г. А. Загорули, А. М. Мазурика «Путешествие в мир фольклора», методическое пособие Аллы Генриховны Арушановой «Речь и речевое общение детей».
Изучив данную литературу, я сделала вывод, что фольклор является одним из эффективных средств развития связной речи детей. Серьёзные проблемы в развитии связной речи дошкольников побудили меня углублё нно поработать над темой:
«Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с фольклором».
Цель: ребёнок, владеющий навыками связной речи : логично и последовательно, понятно для собеседников рассказывающий о содержании фольклорных произведений, способный создавать собственные сказки, загадки.
Задачи:
-формировать умение понимать смысл образных выражений при восприятии фольклорных текстов;
-учить пересказывать фольклорные произведения самостоятельно, используя средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения. метафоры и т. д);
-формировать умение самостоятельно сочинять сказки;
-воспитывать оценочное отношение к своим сочинениям и сочинениям сверстников.
Ожидаемый результат:
-ребёнок, пересказывающий и драматизирующий небольшие литературные произведения;
-составляющий по плану и образцу, по сюжетной картинке, набору картин сказки и пересказывающий их;
-умеющий интонацией, жестом и мимикой передавать своё отношение к содержанию произведения.
В работе с детьми использую разные методы и приёмы. Сегодня хочу поделиться с вами самыми эффективными, на мой взгляд, приёмами в работе с детьми.
1. Приём «Продолжи сказку».
У Аллы Генриховны Арушановой в книге «Речь и речевое общение детей» есть приём-ситуация «письменной речи», в которой ребёнок диктует своё сочинение, а взрослый его записывает. Опираясь на этот приём, я придумала свой - «Продолжи сказку». Где ребёнок по набору игрушек, по предметным картинкам или по сюжетным картинкам придумывает сказку, а педагог записывает её. Через неделю педагог зачитывает сказку ребёнку и предлагает её продолжить.
А сейчас я вам зачитаю образец сказки, придуманной мальчиком моей группы. Ему 4 года. (зачитываю образец сказки).
Итог: как вы заметили, в сказке развивается сюжет, вводятся новые герои и новые события. Этот приём этим и эффективен.
2. Приём «Речевой тренажёр из бросового материала».
Развивающие тренажёры из бросового материала, которые придумала и изготовила Е. В. Полозова, направлены на развития мышления, внимания, мелкой моторики рук, формирование представлений о форме, цвете, количестве у детей раннего возраста. Я решила использовать этот тренажёр для развития связной речи детей, а именно для пересказывания сказок и придумывания их детьми самостоятельно. При пересказе сказок предлагаю детям крышки с главными героями и событиями из сказок. Для составления сказок я предлагаю детям крышки, на которых приклеены персонажи из мультфильмов, предметные картинки. В ходе составления сказок, дети могут действовать с крышками (персонаж пришёл, улетел, убежал, ускакал и т. д.). А так же у детей есть возможность ввести своих героев сказок.
А сейчас я вам предлагаю составить свою сказку, использовав речевой тренажёр. Перед вами лежат крышки с героями и с различными предметами. На тренажёр уже вкручены 3 крышки с героями сказки, подберите к ним крышки с предметами и составьте сказку. Время для составления-3 минуты.
Кто будет автором сказки?
Итог: Трудно ли было составлять сказку?
Что вам помогло?
3. Приём «Составь загадку».
Существует три модели составления загадок:
-Модель «Какой? Что такое же?»;
-Модель «Что делает? Кто или что делает так же?»;
-Модель «На что это похоже? Чем отличается?»
Для обучения детей составлению загадок необходимо осваивать модели в данной последовательности. Обучение идёт от полуактивного этапа (воспитатель составляет с детьми общую загадку) к активному этапу (ребёнок сам выбирает объект и модель загадки).
Для составления загадок по первой модели нужно вначале выбрать объект, перечислить его признаки, которые записываются в первом столбце, затем производиться подбор объектов с такими же признаками и записываются во втором столбце. Используя слова «как», «но не» зачитывается загадка.
Для составления загадок по второй модели нужно выбрать объект, обозначить его действия и записать их в первом столбце. Подобрать объекты, которые выполняют те же действия и записать их во втором столбце. Используя слова «как», «но не» зачитываем загадку.
Для составления загадок по третьей модели выбираем объект и называем другие объекты, похожие на него. Затем между ними находим различия. Ответы записываются в первом и во втором графах.
А сейчас мы с вами будем составлять загадки. Начнём с 1 модели и выберем слово- мяч.
А сейчас я зачитаю вам загадки, составленные вместе с детьми.
Круглый, но не арбуз,
Резиновый, но не сапог,
Разноцветный, но не радуга (мяч)
Прыгает, как лягушка,
Плавает, как лодочка,
Скачет, как зайчик (мяч)
К третьей модели тоже выберем объект-мяч
Как шар, но не летает,
Как солнце, но не светит,
Как яблоко, но его не едят (мяч).
Сочинять загадки можно уже со средней группы и работать по первым двум моделям. А в старшем возрасте познакомить их с третьей моделью.
Я думаю, что те методы и приёмы, с которыми я вас познакомила сегодня, вы будите успешно внедрять в работу со своими воспитанниками.
Таким образом, в процессе приобщения к фольклору, дети овладевают изобразительно-выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, метафорами). Накопленный речевой опыт позволяет воспитаннику строить развёрнутые монологические высказывания в соответствии с творческим замыслом. Основными качественными показателями творческих рассказов дошкольников является их связность и выразительность.