Приложение МААМ

Мастер-класс по экологическому воспитанию

Надежда Бернард
Мастер-класс по экологическому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день уважаемые коллеги, рада вас видеть у нас в гостях. Сегодня я представляю вашему вниманию мастер – класс, тема которого «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности и дидактических игр».

Цель нашего мастер – класса : повышение профессионального мастерства педагогов – участников в процессе активного общения по освоению моего опыта работы.

Основные задачи:

• Углубить знания педагогов о проектной деятельности;

• Поделиться опытом использования проектов в учебном процессе;

• Познакомить с дидактической игрой.

Публикация «Мастер-класс по экологическому воспитанию» размещена в разделах

И хотелось бы начать с такой цитаты: «Будущее человечества ходит сейчас в детский сад, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, – такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30-40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим». Эти слова Бориса Михайловича Неменского говорят о том, что мы педагоги должны развивать в детях самые лучшие качества. Воспитатель должен предоставить возможность реализоваться ребенку как личность. И чем раньше это будет происходить, тем быстрее раскроется его внутренний потенциал и сформируется умение правильно и грамотно излагать свои мысли. Формирование именно творческой личности – одна из главных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ребенка в первую очередь надо научить слышать, видеть, понимать, чтобы он вырос разносторонне-развитой личностью. Ведь человек будущего должен быть созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Работая с детьми дошкольного возраста, я задала себе вопрос: «Что поможет мне сформировать именно такую личность?». Изучив много технологий дошкольного образования, для себя выбрала проектную деятельность. Считаю, что именно она позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде результатов совместного труда. Существует много определений проекта, но я для своей работы взяла определение, данное в книге «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» (Авт. -сост. Л. С. Киселева и др.). «Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды». Если следовать этому определению, вероятность, что ребенок научится решать интеллектуальные и личностные задачи, управлять своим поведением и планировать свои действия, овладеет средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (см. ФГОС ДО) возрастет.

Результаты моей работы показали, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются изменения в познавательном развитии детей, личностный рост дошкольников, которые выражаются в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети для своих родителей становятся партнерами по совместной деятельности. Большинство проектов мной проводятся при участии родителей. Они помогают икать материал к проекту, оформляют газеты, делают презентацию проекта, участвуют в конкурсных заданиях. Родители вовлекаются в общение, общее дело, начинают открывать для себя что-то новое в своем ребенке. Они превращаются в активных участников, обогащают себя новыми способами общения с ребенком и ощущают себя более компетентными в семейном воспитании. Родители приобретают неоценимый опыт педагогического сотрудничества не только со своим ребенком, но и с педагогами и другими родителями.

Очень изменяются отношения дошкольников друг к другу. Дети приобретают умение прислушиваться к мнению другого ребенка и выражать свое отношение к сделанному. В ходе проекта формируются познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности. На протяжении каждого проекта решаем образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, не только в непосредственно образовательной, но и при проведении режимных моментов. При этом все виды детской деятельности связаны с темой и логически дополняют друг друга, направлены на развитие личности ребенка, так как создаются условия, в которых дети могут применять свои знания в деятельности. Содержание нашей организованной деятельности отражается в оформлении группы, тем самым изменяется предметно-пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии с темой проекта при активном участии детей и родителей.

Возможности использования проектной деятельности при организации работы с дошкольниками достаточно широки. Все пять образовательных областей охватываются в структуре проекта. То есть, разрабатывая проект, я использую методы и приемы из области познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического и социально-коммуникативного развития. Как показывает мой опыт, метод проектов очень положительно влияет на детей. Приобщает их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

И сегодня я хочу познакомить вас с нашими проектами, которые разрабатывались совместно с детьми и родителями моей группы.

Начиная новый учебный год, я составляю тематическое планирование, какие темы мне хотелось бы более подробно раскрыть детям.

Представляю вашему вниманию тематическое планирование по проектной деятельности в средней группе.

Месяц Тема проекта Продолжительность проекта Цель проекта

Сентябрь «Дары осени: фрукты, овощи, грибы»

«Насекомые в природе» Краткосрочный

Долгосрочный Расширение представлений детей об овощах, фруктах, грибах. Их полезных свойствах. Развитие сенсорных навыков, познавательного интереса, речи.

Формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Ноябрь «Перелетные птицы» Краткосрочный Формировать у детей представление об особенностях жизни перелетных птиц. Развивать познавательный интерес к родной природе.

Январь «12 месяцев» Долгосрочный Формировать у детей представление о месяцах, особенностях времен года.

Хочу вас поближе познакомить с проектом «Насекомые в природе». Все вы знаете что для того чтобы создать проект вам сначала необходимо определить тему, цели, задачи. Потом начинается подбираться необходимая литература, поиск интересных фактов и т. д. после первого этапа начинается второй, где со всеми интересными фактами, статьями, беседами, занятиями, вы знакомите детей. ну и конечно же, третий этап, где видна ваша совместная работа, это может быть что угодно: газета, альбомы, дидактические игры. Изучая тему насекомых, у нас получился ЛЭП бук, есть альбомы о насекомых, дидактические игры. Детям было интересно работать над этой темой, и еще, нам помогли родители. В нашем ЛЭП буке есть: стихотворения, сказки, загадки, и даже есть театр на палочке, сказка «Муха – цокотуха» так как все мы немного артисты, я хотела бы предложить вам обыграть небольшой отрывок из этой сказки.

Отрывок:

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу Муху в уголок

Поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит,

Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Муху за руку берёт

И к окошечку ведё т:

«Я злодея зарубил,

Я тебя освободил

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки:

«Слава, слава Комару —

Победителю!»

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара.

Веселится народ —

Муха замуж идёт

За лихого, удалого,

Молодого Комара!

Муравей, Муравей!

Не жалеет лаптей, —

С Муравьихою попрыгивает

И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки,

Вы милашечки,

Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат, —

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

С ЛЭП буком и дидактическими играми, вы можете ознакомиться позже.

Когда мы с детьми готовили проект «Дары осени», так же были созданы дидактические игры, и я хотела бы вам показать фрагмент занятия на данную тему (занятие).

В старшей группе я не стала брать много тем.

Тематическое планирование по проектной деятельности в старшей группе.

Месяц Тема проекта Продолжительность проекта Цель проекта

Сентябрь – ноябрь «О чем молчат деревья» Среднесрочный Расширение и обобщение знаний детей о разнообразии деревьев нашего края в процессе оформления выставки «О чем молчат деревья?».

Декабрь «Будь здоров» Краткосрочный сформировать у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни.

Февраль «Оренбургское чудо» Краткосрочный показать и рассказать о чуде мастерства Оренбургского края - пуховом платке.

Апрель «Вулканы» Краткосрочный

Когда мы исследовали проект «Будь здоров», дети активно интересовались видами спорта, велись беседы по питанию, разгадывали интересные загадки, проводилось анкетирование. И я предлагаю вам сыграть в игру «Полезные продукты»

Воспитатель :

- Я зачитаю четверостишия о продуктах. Если в них говорится о полезных вещах, то вы все вместе говорите: «Правильно, правильно, совершенно верно!». А если о том, что для здоровья вредно, вы молчите.

1. Ешь побольше апельсинов, пей морковный вкусный сок, И тогда ты точно будешь очень строен и высок.

2. Если хочешь стройным быть, надо сладкое любить. Ешь конфеты, жуй ирис, строен, стань как кипарис.

3. Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу мед и виноград.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов. И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела. Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся, Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

В феврале прошлого года, я познакомила детей с Оренбургским чудом – пуховым платком. Мы вели беседы о том из чего вяжут платки, как создается пух, как его обрабатывают, и к концу проекта у нас получилась модель поэтапного становления пухового платка, так же родители сделали небольшую прялку, детям было интересно познакомится с историей создания этого чуда.

Проект «О чем молчат деревья»

Почему я взяла эту тему?

Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Дети не воспринимают деревья, как живые объекты, так как у последних нет способов передвижения, аналогичных тем, которые есть у животных. Может быть, поэтому дети, не задумываясь, ломают ветки, обрывают кору. А став взрослыми, они способны беспощадно уничтожить целые парки и рощи в угоду каменных «джунглей» города и личной наживы.

Проблема

Дети старшей группы часто ломали ветки деревьев. Беседы и объяснения воспитателя, почему этого делать нельзя, положительного результата не принесли. Вспомнили китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы детского сада, ведь каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Цель проекта

Расширение и обобщение знаний детей о разнообразии деревьев нашего края в процессе оформления выставки «О чем молчат деревья?».

Основные задачи

1. Дать детям представления о разнообразии коры, о защитных функциях, об использовании ее человеком при создании коллекции «Кора деревьев»;

2. В ходе опытно-исследовательской деятельности сформировать экологические знания, доступные пониманию ребенка-дошкольника;

3. Провести наблюдение за изменениями жизни деревьев в разные сезоны года;

4. Привлечь родителей к оформлению гербария «Деревья нашего края» для воспитания экологической культуры в семье.

Ну и конечно же я хочу сыграть с вами в одну очень интересную игру

"Слово на ладошке".

Я (темп медленный) : Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашем краю. И если растут - хлопните в ладоши, а если нет - молчите. (Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, облепиха, береза, вишня, черемуха, лимон, апельсин, липа, баобаб.).

Я (темп быстрый) : Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь, сосна, калина.)

Прошел еще один познавательный и насыщенный новыми темами учебный год. Теперь у меня уже подготовительная группа, впереди много праздников, подготовка к школе, и поэтому я решила что, не буду брать много проектов.

Тематическое планирование по проектной деятельности в подготовительной группе.

Месяц Тема проекта Продолжительность проекта Цель проекта

Сентябрь «Грибное царство» Краткосрочный углубление естественнонаучных представлений и знаний детей о грибах.

Сентябрь-май «Овощи на нашей грядке» Долгосрочный обогащать знания детей об овощах и фруктах.

Знакомить детей с полезными свойствами овощей.

Декабрь «Дружба - лучшее богатство» Краткосрочный Формировать представления детей о дружбе и дружеских взаимоотношениях.

Апрель «Царство рыб» Краткосрочный Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о рыбах нашего округа. Создать условия для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Тему «Грибное царство» я взяла не случайно, дело в том что дети начали рассказывать как они с родителями ходили в лес за грибами, но многие даже не могут вспомнить названия грибов, как они выглядят. Поэтому, тема была выбрана. Что мы знаем о грибах? Они растут в лесу, а еще они бывают съедобные и несъедобные. И все? Так мало! А ведь грибы – это удивительные существа. Ученые даже выделили их в отдельной царство – царство грибов.

Где находится это царство грибов? Повсюду вокруг нас.

Беседа с детьми о грибах привела к выводу, что современные дети не всегда имеют четкие представления о мире грибов: какие бывают грибы, где они растут, как развиваются, что они дают человеку.

И перед собой я поставила такие задачи:

• Формирование представлений детей о грибах, как царстве живой природы.

• Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов, их строением, о месте в лесном сообществе.

• Формировать устойчивый интерес к познанию окружающего мира.

• Формировать у детей умение получать информацию из различных источников.

• Развивать познавательный интерес, творческие способности детей.

• Обогащать словарный запас детей, способствовать развитию связной речи.

Воспитывать у детей бережное отношение к окружающей природе.

Прогнозируемый результат

Формирование у детей интереса к окружающему миру.

Расширение представлений детей о грибах: грибы, как и растения, образуют царство живой природы; грибы размножаются спорами, а не семенами; какие бывают грибы, где растут; основные виды съедобных и несъедобных грибов;

Развитие познавательных и творческих способностей.

Формирование умения получения информации из различных источников.

Развитие речевых компетенций.

Дидактические игры можно будет потом посмотреть.

И как я говорила ранее, у нас в этом году есть долгосрочный проект «Овощи на нашей грядке».

Актуальность: Каждый человек имеет возможность заботиться о своем здоровье. Медицина предлагает разнообразные лекарственные препараты, витамины, которые могут помочь во многих ситуациях. Здоровье человека – это то, что едят наши дети и мы. Пища помогает ребенку расти, дает ему необходимую энергию, здоровье. Поэтому еда, которую употребляют наши дети, должна быть не только вкусной, но и полезной. Овощи и фрукты – эта та самая полезная еда, необходимая для роста маленького организма.

Цель проекта:

Обогащать знания детей об овощах и фруктах.

Знакомить детей с полезными свойствами овощей.

Задачи:

Расширять представления об овощах.

Формировать приёмы и навыки самостоятельной деятельности.

Умение проводить исследовательские работы, наблюдения.

По результатам наблюдений и экспериментов делать выводы.

Желание заботиться о растениях.

Воспитывать желание употреблять здоровую и полезную пищу.

Включать родителей в работу над проектом.

Предполагаемый результат:

Умение использовать практические знания в выращивании овощей.

Умение наблюдать, анализировать, обобщать, сравнивать делать выводы.

Бережно относится к результатам своего труда.

Тема очень интересна и обширна, на каждом занятии можно использовать: карточки с овощами и фруктами. Можно посчитать, разложить, сложить, нарисовать, слепить, сделать аппликацию и много другого. Но, например на занятии ФЭМП, я столкнулась с такой проблемой: разложить счетный материал на столы, разное количество, а сделать это надо так, что бы пока они отвернулись, что бы не «подглядывали» где сколько лежит. Такое «хождение» занимает много времени. И мы решили объединить все овощи в одну игру, и сегодня я хотела бы представить вашему вниманию дидактическую игру «Стручки гороха», игра изготовлена с помощью родителей.

Цель: закрепление счета в пределах 10.

Задачи:

- продолжать учить считать в пределах 10;

- закрепить состав числа в пределах 10;

- учить правильно ставить знаки < > =;

- воспитывать умение доводить начатое дело до конца, усидчивость, желание играть в математические игры;

- развивать логическое мышление, внимание, математические способности;

Ход данной игры может быть разнообразным, так же эту игру можно использовать о на физкультурных занятиях. Например: надо подойти и взять себе стручок, посчитать сколько там горошин и столько раз значит ребенку надо выполнить упражнение (присесть, попрыгать, наклониться и т. д)

Игра с педагогами.

Заключение.

Проведённая мною работа по теме «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности и дидактических игр» имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что мой опыт работы является актуальным, и я рекомендую его использовать вам, коллегам, уделяющим большое внимание познавательному и творческому развитию дошкольников в проектной деятельности.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Занятие по экологическому воспитанию «Человечек»Занятие по экологическому воспитанию «Человечек» Цель: учить составлять фигуры из природного материала; развивать фантазию, мелкую моторику рук. Материал: клей, листочки, салфетки, кисточки,.

Мастер-класс «Коллективный коллаж по экологическому воспитанию «Природа и мы»Мастер-класс «Коллективный коллаж по экологическому воспитанию «Природа и мы» Наша планета. Есть одна планета — сад, В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных, Лишь на ней одной цветут,.

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Наш дом — природа» ГКУ СО КК «Отрадненский СРЦН» Занятие по экологическому воспитанию Тема: «Наш дом – природа» Воспитатель: Саакян К.

НОД по экологическому воспитанию «Мир животных!»НОД по экологическому воспитанию «Мир животных!» Для детей старшего дошкольного возраста предлагаю занятие экологической направленности, которое знакомит детей с основными группами животных.

НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Снежинка» Цель: развитие познавательной активности детей, их инициативы и самостоятельности в познавательной деятельности, побуждение к элементарному.

Памятка для родителей и детей по экологическому воспитаниюПамятка для родителей и детей по экологическому воспитанию «Что значишь ты, без трав и птиц, И без любви к пчеле жужжащей, Без журавлей над хвойной чащей, Без миловидных лисьих лиц? Когда.

Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом»Проект по экологическому воспитанию «Зеленый дом» Проект "Зеленый дом" Тема проекта: "Формирование экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста". Руководитель проекта:.

Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы)Самоанализ по экологическому воспитанию (опыт работы) Катастрофическое ухудшение экологической обстановки состоит в ряду самых актуальных проблем современности. В дошкольном детстве закладываются.

Занятие по экологическому воспитанию «Мусор вокруг нас»Занятие по экологическому воспитанию «Мусор вокруг нас» Цель: Формирование знаний детей о взаимосвязи мира природы и деятельности человека. Ребята, отгадайте загадку: Он работник хоть куда! Только.

Занятие по экологическому воспитанию «Снеговик» Цель. Создание социальной ситуации развития детей в процессе беседы о свойствах снега. Задачи. Выявить и расширить представления детей о.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по экологическому воспитанию
Опубликовано: 19 марта 2020 в 06:11
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по экологическому воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Бернард (УИ 68813) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД