МААМ-картинки

Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Ирина Петрова
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер класс «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»

Подготовил: воспитатель Петрова И. В.

Цель: практическое освоение технологии ТРИЗ.

Задачи: познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими основами ТРИЗ.

Повысить компетентность в сфере инновационных технологий.

Дать представление о многообразии методов и приемов ТРИЗ.

Публикация «Мастер-класс „Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада“» размещена в разделах

Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.

Формировать желание помогать воспитанникам, развивать их творческое мышление.

Материал и оборудование: карточки, кубики, чудесный мешочек, листы формата А4, схемы-опоры, фломастеры, ручки, брошюрки.

Ход:

Здравствуйте коллеги!

Много гостей, много новостей!

Чтоб мастер-класс был веселей

Отвечайте поскорей!

Вы хотите поиграть?

Мастер-класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

Сколько вас всего, узнали?

На вопросы отвечали?

Это был вариант игры «Да-Нет» с элементами ТРИЗ.

Представляю мастер класс на тему : «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада».

Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Цель ТРИЗ : не просто развивать фантазию детей, а научить мыслить системно, нестандартно и находить собственные решения.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста, такие как:

- Метод маленьких человечков (ММЧ)

- Метод «мозговой штурм» (МШ)

- Метод фокальных объектов (МФО)

- Фантазирование

- Системный оператор (надсистема, подсистема)

- Страна загадок

- Противоречия и другие

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь детского сада?

Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного возраста должна осуществляться постепенно, от простого к сложному, через разные виды деятельности.

Можно выделить следующие этапы работы:

Цель первого этапа: научить ребенка находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развивать системное мышление, т. е умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов. Например : чем похожи цветок и дерево?

На втором этапе научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: новую игрушку, необычное платье, подарок и др.

На третьем этапе решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На четвертом этапе - применение полученный знаний, дети учатся находить выход из любой сложной ситуации.

Практическая часть.

Для более полного представления о методах и приемах ТРИЗ я предлагаю вам поиграть.

1 этап. Используются, игры на выявление противоречий, признаков, свойств путем сравнения.

«Хорошо-плохо» (с 4 летнего возраста).

В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Выбирается любой предмет или объект: может выбрать сам педагог, дать вытянуть карточку детям, кинуть кубик, достать из «Чудесного мешочка» и пр.

1 вариант

Например : съесть конфету – хорошо. Почему? (ответы педагогов)

Съесть конфету – плохо. Почему? (ответы педагогов)

2 вариант по цепочке

Съесть конфету – хорошо. Почему? Потому, что она сладкая. Сладкая конфета – это плохо. Почему? Потому что могут заболеть зубы. Зубы заболят – это хорошо. Почему? Вовремя обратишься к врачу и зубы вылечат. Обратиться к врачу – это плохо. Почему? Там большая очередь. Большая очередь – это хорошо. Почему? Можно почитать книгу. Читать книгу – это плохо. Почему? Можно испортить глаза и др.

Игра «Теремок» (с 5 лет)

Ввод в игру: напоминание сказки «Теремок». Каждый участник получает карточку и играет за нарисованный объект. Ведущий выбирает картинку и становится хозяином условного теремка (коврик или детский домик, а другие (или другой) подходят к теремку и просятся к нему в домик (на примере сказки) :

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, Гитара. А ты кто?

- А я - удочка. Пусти меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и гитары и удочка сделаны из дерева. Или и у гитары и у удочки есть струна - веревочка. После этого гость заходит в теремок или просто помещает в домик карточку, и вступает в игру следующий участник игры, или тот же участник берет другую карточку из колоды. И так, пока все карточки не окажутся в теремке, и ведь, правда, все изображения чем-то похожи на гитару.

Можно играть немного по-другому, все время, меняя хозяина теремка. Сначала, гитара - хозяин, потом гость удочка становится хозяином и так далее.

Игры можно проводить как самостоятельно, так и в сочетании с другими видами деятельности, как элемент занятия, игру-соревнование и пр.

2 этап, дети учатся изобретать предметы с новыми свойствами и качествами.

Поиграем в игру «Изобретатели» (МФО)

1 шаг – выбираем фокальный объект. Например : стул.

2 шаг. Выбираем случайные объекты, например : елка, олень, фонарь.

1 вариант: Можно выбрать случайное слово из предметных картинок.

2 вариант: Предложить ребенку назвать любое слово или «ткнуть пальцем в книгу», на какое слово попадет то и будет, если это не существительное, то выбрать рядом стоящее слово.

3 вариант: Выбрать любую букву и назвать три слова, начинающиеся с заданной буквы.

И так, мы выбрали 3 случайных объекта, (называю, нам нужно выделить их свойства, качества.)

3 шаг – выделяем свойства случайных объектов. Используем вопросы – какой, какая, какое.

4 шаг – найденные свойства присоединяем к исходному объекту. Применяем слова-характеристики к нашему фокальному объекту.

Новые сочетания: стул колючий; стул рогатый; стул светящийся.

5 шаг - полученные варианты развиваем путём ассоциаций.

Рассматриваем: Как это можно использовать и для чего это нужно? Что это может быть? Где это можно применить? Кому это надо? Кто это будет покупать, и платить за это деньги?

- Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости;

- Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей;

- Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением.

6 шаг - смастерим? Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения из подручных материалов.

«Сюрреалистический рисунок»

В этой игре дети учатся видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе относительно новые образы. Участники разбиваются на тройки, один из участников начинает рисунок, второй продолжает, третий заканчивает. Чем необычней, абсурдней получится персонаж, тем лучше.

Например : первый начал рисовать цветок, второй дорисовал к нему корону, третий куриные лапки и т. д. Далее предлагается назвать персонажа и наделить его какими-то действиями, умениями.

3 этап. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

Игра «Полиномы фантазии»

Задание: загадать любое слово из 3 букв. Например : Д О М

Под «Д» пишем слова обозначающие предмет (существительные)

Под «О» - слова, обозначающие свойства или состояние предметов (прилагательное, или образованное от него наречие).

Под «М» слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?»

Составьте теперь предложение из слов, например 2 3 1. Далее с детьми вы можете придумывать фантастические рассказы, оттолкнувшись от этих сочетаний.

Игра «Создание лимерика»

Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы. Он должен быть сказочным, загадочным, можно даже использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.

Например : Первая строка – выбор героя (буро-зеленый ягуар). Вторая строчка – характеристика героя или его действия (по небу плясал). Третья строчка – реализация действия (как герой это сделал, хвостом как крыльями махал). Четвертая строчка – выбор конечного эпитета или свое отношение к герою (великанов всех напугал). В течение 5 минут постарайтесь придумать лимерик.

4 этап. Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации

Игра «Маша-Растеряша»

Ход игры: педагог берет на себя роль Маши-Растеряши и обращается к остальным:

- Ой!

- Что с тобой?

- Я потеряла (называет какой-то предмет или вытягивает карточку, например, нож). Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать?

Играющие называют ресурсы для выполнения данной функции, например : пилой, топором, леской, линейкой; можно рукой отломать. Маша-Растеряша отмечает самый оригинальный ответ.

Эффективноесказкочтение.

Сейчас есть много книг, где в сказочной форме ребенку предлагают решить какую-либо ТРИЗ задачу, автор специальных ТРИЗ сказок – Владимир Богат. Но мы с детьми научились искать такие интересные вопросы в любой сказке. Оказывается, в обычной детской сказке легко найти ТРИЗ задачи, которые вы можете обдумать вместе с ребенком. Это может быть не только хорошим подспорьем в воспитании любознательности, но и просто веселым времяпрепровождением.

Например, читаем сказку «Котик, петушок и лиса». В момент, когда лиса уносит петушка, а кот далеко, останавливаемся и спрашиваем у ребят: «А что может придумать сам петушок, чтобы выбраться из лап лисы?» Сначала дети выдают обычное решение, которое они запомнили. Ведь сказка знакомая и читаем ее не в первый раз.

«Надо кричать громче, чтобы кот услышал». «Петушку надо ждать кота».

«Да, но ведь «ждать»– это не активное действие, а что если все-таки попробовать выбраться самому?». В какой-то момент ребята забывают «как было в сказке»- начинается момент творчества и поиска собственных идей.

Вариантты: «Можно клюнуть больно-больно лису», «Или отвлечь лису», «А, может, предложить лисе поиграть в догонялки. Лиса будет убегать и думать, что петух ее догоняет, а он, на самом деле, домой убежит!», «Может, петушку начать так громко кукарекать, что у лисы уши заболят, и она сама его отпустит?», «Или рассказать историю о том, как одна лиса хотела съесть петуха, да косточкой подавилась и умерла».

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса

И в заключение моего мастер-класса, представьте, что сегодняшний день вы провели в ресторане и теперь директор ресторана просит вас ответить на несколько вопросов:

– Больше всего мне понравилось…

– Я почти переварил…

– Я переел…

– Пожалуйста, добавьте…

Кто готов к общению с директором ресторана?

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. А чтобы вы лучше освоили технологию ТРИЗ я приготовила для вас буклеты. Я рада, что вы посетили данное мероприятие. Спасибо за внимание.

Заключительная часть.

Вопросы-ответы.

Публикации по теме:

Макет детского сада. Мастер-классМакет детского сада. Мастер-класс Доброго всем времени суток! Я предлагаю посмотреть моё творчество - мой мастер-класс по изготовлению макета детского сада. И так приступаем.

Мастер-класс для педагогов «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду» Мастер-класс на тему: «Применение и внедрение игровых методов и способов в детском саду».Формирование творческой личности малыша инновационное.

Мастер-класс на тему «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога с детьми» «Применение методов ТРИЗ - технологии в совместной деятельности педагога с детьми» Цель мастер-класса: Повышение компетентности педагогов.

Мастер-класс «Наполняемость музыкального уголка в группах детского сада»Мастер-класс «Наполняемость музыкального уголка в группах детского сада» Вашему вниманию представляется мастер-класс по теме «Наполняемость музыкального уголка в группах детского сада». Музыкальное развитие ребёнка.

Мастер-класс: «Применение игровых методов и приёмов театрализации в разных видах деятельности». Театрализованная деятельность – это вид деятельности, который таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных.

Мастер-класс для родителей и воспитателей «Развиваем творческий потенциал детей» Применение методов ТРИЗ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №86 «Айболит» г. Брянска Конспект мастер-класса.

Применение дошкольниками математических знаний в повседневной жизни и играх Применение дошкольниками математических знаний в повседневной жизни и играх Каждый дошкольник- маленький исследователь с радостью и удивлением.

Применение методов ТРИЗ-ртв в музыкальном развитии детей с нарушением зрения. Применение методов ТРИЗ-РТВ в музыкальном развитии детей с нарушением зрения. Я работаю музыкальным руководителем в детском саду для детей.

Роль развлечений в повседневной жизни детского садаРоль развлечений в повседневной жизни детского сада Ежегодно в нашем саду проходит адаптация детей к детскому саду. С приходом в дошкольное учреждение у ребенка начинается новый период в жизни.

Снежинки для оформления участка детского сада зимой. Мастер-классСнежинки для оформления участка детского сада зимой. Мастер-класс Предлагаю вашему вниманию простой мастер класс по изготовлению снежинок из потолочной плитки и веточек разборной искусственной елки (можно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»
Опубликовано: 8 апреля 2017 в 13:00
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Петрова (УИ 885201) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД