Папки-передвижки

Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования»

Алла Ходунова
Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» комбинированного вида

г. Унеча Брянская область

Сценарий мастер-класса для воспитателей

«Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования».

Цель:передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования наглядного моделирования.

Воспитатель МДОУ д/с «Солнышко»

Публикация «Мастер-класс „Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования“» размещена в разделах

Ходунова Алла Николаевна.

2019 г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

«Прекрасна речь, когда она как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать её поток, и восклицать:

“О, как же ты красива!”.

Тема моего мастер-класса : «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования».

Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве и сложнейшая задача дошкольного воспитания.

Мы знаем, иногда дети с трудом могут передать литературный текст со всеми предъявляемыми к их монологу требованиями. Поэтому, я считаю, моделирование - эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Моделирование ускоряет процесс запоминания и рассказывание сказки.

Я уверена, что вы, коллеги, уже знакомы с этим методом. Метод не нов в работе со старшими дошкольниками, но я решила использовать его в работе с детьми младшего дошкольного возраста,т. е. с детьми 3-4 лет.

Целью своей педагогической деятельности определила «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования».

В соответствии с целью поставила следующие задачи:

1. Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.

2. Формировать умение пересказывать текст с помощью моделей.

3. Развивать умениясопереживать, оценивать действия и поступки сказочных героев.

Структура работы со сказкой:

1. Знакомство со сказкой и показ иллюстраций.

2. Беседа по содержанию произведения, характеристика сказочных персонажей, их действий, поступков.

3. Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвету, форме, величине).

4. Пересказ сказки, опираясь на модель.

Рекомендую начинать обучение приему наглядного моделирования с коротких сказок : «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. п. При освоении действия замещения элементами моделирования сказки первоначально выступают изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Можно использовать кружки одного цвета, но разного размера; одного размера, но разного цвета; разного цвета и разного размера; можно вместо кружков использовать полоски разной длины. Главное, научить ребенка видеть в каждом предмете-заместителе тот или иной персонаж, не боятся высказывать свое мнение.

Например, я рассказываю детям сказку «Курочка Ряба», и постепенно выставляю символы – заместители героев сказки. Добиваюсь, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.

Затемпобуждаю детей отвечать на вопросы, характеризующие сказочных персонажей. После этого стараемся пересказывать сказку по цепочке. И как конечный результат - каждый ребенок пересказывает сказку от начала и до конца.

Сотрудничество с семьёй является важной составной частью работы с детьми. Поэтому, пробуем с детьми нарисовать модели к сказке сами : раздаю листы бумаги с нарисованными кружочками и предлагаю превратить их в героев сказки. Если к кружочку сверху подрисовать листики, то получится репка; если усы — дед; если ушки и хвостик-собачка и т. д. Когда рисуем, то проговариваю и внешний вид героев (зайчик — маленький, серенький, длинные ушки; дедушка — старый, усатый; у мышки тоненький, длинный хвостик и т. д.). После этого дети забирают модели домой и пересказывают прочитанную сказку спомощью родителей.

Сегодня мне хотелось бы показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в работе с детьми.

При знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» показываю детям на доске вырезанный из бумаги домик - «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (черный, коричневый, серый и белый, давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.

При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирали заместители не по цвету, а по величине. На доске в центр прикреплялась бумажная рукавичка, в угол семь полосок разной длины, дети подбирали заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступала наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.

Представляю вашему вниманию пособие «Волшебные колечки». Колечки изготавливаются по количеству детей.

Последовательность работы с «Волшебными колечками» :

1. Выбор сказки для пересказывания.

2. Выразительное чтение.

3. Деление сказки на части.

4. Чтение отрывка сказки сопровождается надеванием «колечка» на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

5. Повтор и рассказывание сказки ребенком с помощью «колечек».

Я вам предлагаю рассказать сказку «Заюшкана избушка».

Работа с педагогами.

Еще один прием «Волшебное превращение». У вас на столах лежат листы бумаги. Какие геометрические фигуры на них нарисованы? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый).

Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Мы будем дорисовывать наших героев и рассказывать сказку. Как начинается сказка? Правильно. Давайте дорисуем лису и зайчика. Для зайчика какой круг выберем, как вы думаете (белый). Какие у него ушки? (длинные, рисуем. Оранжевый круг для кого? (лисы). Почему? (лиса рыжая).Что мы ей нарисуем? (пушистый хвост). Молодцы. Что же было дальше? Какой цвет соответствует следующему герою - собаке? (серый). И нарисуем мы ей хвост колечком. Что было дальше? Правильно. Медведя, обозначим кружком какого цвета, почему? (ответы) Уши у медведя какие? (круглые). Кто ещё пришёл на помощь зайчику? (ответы). Что можно нарисовать петушку? (гребешок, разноцветный хвост). Молодцы. Заканчиваем сказку.

Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

Следующим прием, с которым я вас хочу познакомить – это построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (персонажей, предметов,действий).

С детьми 3-3,5 лет работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки- объекты для составления двух-трех предложений связного текста с помощью вопросов.

Для составления сказок с детьми 4 лет и старше, использую книги с картинками.

Алгоритм составления сказки

1. Педагог выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка

2. Задает детям вопросы:

Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет:

• Жил-был (кто)

• С кем он дружил?

• Пришел злой кто?

• Кто помог друзьям спастись?

3. Дети с помощью педагога «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге. Зарисовывают модели.

4. Придумывают название получившейся сказки.

5. Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст.

6. Организуется продуктивная деятельность.

Задав первый вопрос «Жил-был (кто, воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальцем на любуюкартинку. Допустим, он выбрал картинку «лиса». Педагог говорит: «Жила-былалиса! Значит, история будет про лису,которая попала в беду».

Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице книги.

Чтобы дети во время занятия не теряли интереса к сочинительству, необходимо:

-проводить работу (задавать вопросы, «собирать» сюжет) в быстром темпе;

-эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость, испуг и т. д.);

-если дети устали, прекратить искать ответы в книге, а придумать вместе с ними окончание истории.

Цепочка вопросов для детей 5-7 лет, конечно же, расширяется:

• Жил-был -кто?

• Какой он был?

• Что умел делать?

• Пошел гулять (путешествовать) куда?

• Искать (что? кого)

• Встретил злого - кого?

• Что этот отрицательный герой делал (или умел делать)

• У нашего героя был друг? Кто? Какой он был?

• Как он мог помочь главному герою.

• Что стало со злым героем?

• Где наши друзья стали жить?

• Что они стали делать.

Таким образом, использование моделирования при рассказывании сказки заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью в старшем дошкольном возрасте, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Спасибо за внимание, думаю, что мой опыт работы пригодится и вам в профессиональной деятельности.

Публикации по теме:

Развитие познавательных способностей детей посредством игровых технологий с использованием метода наглядного моделирования На сегодняшний день существует много методик, с помощью которых, можно регулировать процесс развития речи детей, одной из них является наглядное.

Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» Доклад. Из опыта работы. Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников. [/b][/b] Что такое связная речь? Связная речь – смысловое.

Проект «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» Содержание. • Актуальность.

Мастер-класс по теме «Сказкотерапия как средство развитие речи младших дошкольников» Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: Слайд «Сказкотерапия как средство развития речи младших дошкольников». Своё.

Мастер-класс «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники» Подготовила: Езжалова Н. Н., учитель –логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области» г.

Проект «Развитие связной речи у старших дошкольников посредством мнемотаблиц по теме «Осень» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №21 ПРОЕКТ Развитие связной речи у старших дошкольников посредством.

Презентация «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования» Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения,.

Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми.

Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка- детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальск.

Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрализованной деятельности Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования»
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 18:26
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Ходунова (УИ 1336674) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД