Лучший педагог года

Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования»

Алла Ходунова
Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» комбинированного вида

г. Унеча Брянская область

Сценарий мастер-класса для воспитателей

«Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования».

Цель:передать опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм использования наглядного моделирования.

Воспитатель МДОУ д/с «Солнышко»

Публикация «Мастер-класс „Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования“» размещена в разделах

Ходунова Алла Николаевна.

2019 г.

Добрый день, уважаемые коллеги!

«Прекрасна речь, когда она как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать её поток, и восклицать:

“О, как же ты красива!”.

Тема моего мастер-класса : «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования».

Овладение родным языком, развитие речи - самые важные приобретения ребёнка в дошкольном детстве и сложнейшая задача дошкольного воспитания.

Мы знаем, иногда дети с трудом могут передать литературный текст со всеми предъявляемыми к их монологу требованиями. Поэтому, я считаю, моделирование - эффективный способ, позволяющий выявлять содержание и последовательность действий, определенные отношения между персонажами литературного произведения. Моделирование ускоряет процесс запоминания и рассказывание сказки.

Я уверена, что вы, коллеги, уже знакомы с этим методом. Метод не нов в работе со старшими дошкольниками, но я решила использовать его в работе с детьми младшего дошкольного возраста,т. е. с детьми 3-4 лет.

Целью своей педагогической деятельности определила «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования».

В соответствии с целью поставила следующие задачи:

1. Развивать умения подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки.

2. Формировать умение пересказывать текст с помощью моделей.

3. Развивать умениясопереживать, оценивать действия и поступки сказочных героев.

Структура работы со сказкой:

1. Знакомство со сказкой и показ иллюстраций.

2. Беседа по содержанию произведения, характеристика сказочных персонажей, их действий, поступков.

3. Освоение действия замещения: выбор заместителей по заданному признаку (цвету, форме, величине).

4. Пересказ сказки, опираясь на модель.

Рекомендую начинать обучение приему наглядного моделирования с коротких сказок : «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя» и т. п. При освоении действия замещения элементами моделирования сказки первоначально выступают изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Можно использовать кружки одного цвета, но разного размера; одного размера, но разного цвета; разного цвета и разного размера; можно вместо кружков использовать полоски разной длины. Главное, научить ребенка видеть в каждом предмете-заместителе тот или иной персонаж, не боятся высказывать свое мнение.

Например, я рассказываю детям сказку «Курочка Ряба», и постепенно выставляю символы – заместители героев сказки. Добиваюсь, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.

Затемпобуждаю детей отвечать на вопросы, характеризующие сказочных персонажей. После этого стараемся пересказывать сказку по цепочке. И как конечный результат - каждый ребенок пересказывает сказку от начала и до конца.

Сотрудничество с семьёй является важной составной частью работы с детьми. Поэтому, пробуем с детьми нарисовать модели к сказке сами : раздаю листы бумаги с нарисованными кружочками и предлагаю превратить их в героев сказки. Если к кружочку сверху подрисовать листики, то получится репка; если усы — дед; если ушки и хвостик-собачка и т. д. Когда рисуем, то проговариваю и внешний вид героев (зайчик — маленький, серенький, длинные ушки; дедушка — старый, усатый; у мышки тоненький, длинный хвостик и т. д.). После этого дети забирают модели домой и пересказывают прочитанную сказку спомощью родителей.

Сегодня мне хотелось бы показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в работе с детьми.

При знакомстве со сказкой «Смоляной бычок» показываю детям на доске вырезанный из бумаги домик - «Это домик, в котором жила Танюша с дедушкой и бабушкой. А вместо бычка и тех зверей, которые к нему приходили, будут вот эти кружки (черный, коричневый, серый и белый, давайте подумаем, какими кружками мы будем обозначать наших сказочных зверей». После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа.

При знакомстве со сказкой «Рукавичка» дети выбирали заместители не по цвету, а по величине. На доске в центр прикреплялась бумажная рукавичка, в угол семь полосок разной длины, дети подбирали заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: маленькая полоска - это мышка, полоска побольше - зайчик, самая большая - медведь. Таким образом, в основе пересказа сказки «Рукавичка» выступала наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой маленькой до самой большой).

В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.

Представляю вашему вниманию пособие «Волшебные колечки». Колечки изготавливаются по количеству детей.

Последовательность работы с «Волшебными колечками» :

1. Выбор сказки для пересказывания.

2. Выразительное чтение.

3. Деление сказки на части.

4. Чтение отрывка сказки сопровождается надеванием «колечка» на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

5. Повтор и рассказывание сказки ребенком с помощью «колечек».

Я вам предлагаю рассказать сказку «Заюшкана избушка».

Работа с педагогами.

Еще один прием «Волшебное превращение». У вас на столах лежат листы бумаги. Какие геометрические фигуры на них нарисованы? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, красный, коричневый).

Сказку «Заюшкина избушка» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки - круг определенного цвета. Мы будем дорисовывать наших героев и рассказывать сказку. Как начинается сказка? Правильно. Давайте дорисуем лису и зайчика. Для зайчика какой круг выберем, как вы думаете (белый). Какие у него ушки? (длинные, рисуем. Оранжевый круг для кого? (лисы). Почему? (лиса рыжая).Что мы ей нарисуем? (пушистый хвост). Молодцы. Что же было дальше? Какой цвет соответствует следующему герою - собаке? (серый). И нарисуем мы ей хвост колечком. Что было дальше? Правильно. Медведя, обозначим кружком какого цвета, почему? (ответы) Уши у медведя какие? (круглые). Кто ещё пришёл на помощь зайчику? (ответы). Что можно нарисовать петушку? (гребешок, разноцветный хвост). Молодцы. Заканчиваем сказку.

Что же победило в сказке, добро или зло? (Добро).

Следующим прием, с которым я вас хочу познакомить – это построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (персонажей, предметов,действий).

С детьми 3-3,5 лет работа проводится с помощью «чудесного мешочка». В нем могут находиться игрушки или картинки- объекты для составления двух-трех предложений связного текста с помощью вопросов.

Для составления сказок с детьми 4 лет и старше, использую книги с картинками.

Алгоритм составления сказки

1. Педагог выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка

2. Задает детям вопросы:

Примерная цепочка вопросов для детей 3-4 лет:

• Жил-был (кто)

• С кем он дружил?

• Пришел злой кто?

• Кто помог друзьям спастись?

3. Дети с помощью педагога «собирают» в единое целое ответы, найденные в книге. Зарисовывают модели.

4. Придумывают название получившейся сказки.

5. Один или несколько детей (по желанию) восстанавливают текст.

6. Организуется продуктивная деятельность.

Задав первый вопрос «Жил-был (кто, воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальцем на любуюкартинку. Допустим, он выбрал картинку «лиса». Педагог говорит: «Жила-былалиса! Значит, история будет про лису,которая попала в беду».

Ответ на следующий вопрос ищется на любой другой странице книги.

Чтобы дети во время занятия не теряли интереса к сочинительству, необходимо:

-проводить работу (задавать вопросы, «собирать» сюжет) в быстром темпе;

-эмоционально реагировать на каждый ответ (удивление, радость, испуг и т. д.);

-если дети устали, прекратить искать ответы в книге, а придумать вместе с ними окончание истории.

Цепочка вопросов для детей 5-7 лет, конечно же, расширяется:

• Жил-был -кто?

• Какой он был?

• Что умел делать?

• Пошел гулять (путешествовать) куда?

• Искать (что? кого)

• Встретил злого - кого?

• Что этот отрицательный герой делал (или умел делать)

• У нашего героя был друг? Кто? Какой он был?

• Как он мог помочь главному герою.

• Что стало со злым героем?

• Где наши друзья стали жить?

• Что они стали делать.

Таким образом, использование моделирования при рассказывании сказки заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью в старшем дошкольном возрасте, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Спасибо за внимание, думаю, что мой опыт работы пригодится и вам в профессиональной деятельности.

Публикации по теме:

Развитие познавательных способностей детей посредством игровых технологий с использованием метода наглядного моделирования На сегодняшний день существует много методик, с помощью которых, можно регулировать процесс развития речи детей, одной из них является наглядное.

Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников»Опыт работы «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников» Доклад. Из опыта работы. Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников. [/b][/b] Что такое связная речь? Связная речь – смысловое.

Проект «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов наглядного моделирования» Содержание. • Актуальность.

Мастер-класс по теме «Сказкотерапия как средство развитие речи младших дошкольников» Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс на тему: Слайд «Сказкотерапия как средство развития речи младших дошкольников». Своё.

Мастер-класс «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мнемотехники» Подготовила: Езжалова Н. Н., учитель –логопед МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области» г.

Проект «Развитие связной речи у старших дошкольников посредством мнемотаблиц по теме «Осень» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №21 ПРОЕКТ Развитие связной речи у старших дошкольников посредством.

Презентация «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования» Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения,.

Развитие связной речи дошкольников посредством мнемотехники Мнемотехника – в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми.

Развитие связной речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка- детский сад № 11 «Голубой вагон» г. Сальск.

Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрализованной деятельности Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников посредством наглядного моделирования»
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 18:26
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД