татьяна красовская
Мастер-класс «Развиваем пальчики-развиваем мозг»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Развиваем пальчики, развиваем мозг»
Цель: Показ родителям приемов и способов развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
1) Передать опыт работы путем прямого комментированного показа последовательности действий, методов и приемов.
2) Создать условия для раскрытия творческого потенциала участников мастер – класса.
Публикация «Мастер-класс „Развиваем пальчики-развиваем мозг“» размещена в разделах
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Современные исследования подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Иными словами, если развитие пальчиков отстает, то задерживается и речевое развитие. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Т. е. еще раз обращаю ваше внимание, чтобы наши детки были активными, разговорчивыми, смышлеными – мы должны развивать у них мелкую моторику рук. И если мы будем развивать мелкую моторику, тем самым активизируем эти центры. Тем более что развитие мелкой моторики – важная часть подготовки ребенка к письму и школе. Поэтому нужно уделять большое внимание развитию и совершенствованию мелкой моторики дошкольников.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп. Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, и вы в них поиграете.
Группа игр с предметами.
а) - игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:
• выполнить узор после выкладывания его взрослым;
• по конечному результату (образцу);
• по уменьшенной схеме;
• по словесной инструкции;
• выкладывание букв и цифр из веточек.
Уважаемые коллеги давайте выложим рисунок по словесной инструкции (если мастер-класс для родителей, то по уменьшенной схеме).
б) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь, где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями)
• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного, поочерёдно правой и левой рукой;
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т. д.);
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.
в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала,
С древних времен на русской земле детей забавляли шишками, орехами, камушками и прочим природными материалом. Из него строили, делали игрушки, выкладывали узоры и т. д
Игры с природными материалами:
Игра «Найди пропажу»
Ребенку предлагается опустить руки в емкость с горохом и найти предмет, который там спрятан. В ведерко ручки опускай,
Все игрушки доставай.
Громко нам их называй.
Ребята, злая мачеха все время давала Золушке работу. Вот она смешала фасоль и горох. Помогите ей перебрать. Дети и родители перебирают фасоль и горох.
Упражнения с прищепками
1. Предложить детям с помощью прищепок сделать хвост - рыбке, бороду –гному, ежику - иголки и т. д.
2. Держа в одной руке прищепку, дети поочередно «кусают» пальчики другой руки от указательного пальца к мизинцу и обратно.
Группа игр с речевым сопровождением.
«Рисуем стихи»
Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Надо нарисовать зайца под дождем по стихотворению А. Л. Барто «Зайка». Сначала стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
Пальчиковая игра «Замок»
На двери весит замок, Дети соединяют пальцы обеих рук в замок и тянут руки в разные стороны.
Кто его открыть бы смог?
Постучали… Не расцепляя пальцев, дети стучат друг о друга
Покрутили… Совершают вращательные движения сцепленными в запястьях руками.
Потянули… Пальцы сцеплены в замок, тянут в разные стороны.
И открыли! Расцепляют пальцы.
Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.
«Ай, лады, лады, лады»
***
Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши,
Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями,
Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши,
Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются).
Сегодня мы с вами вспомнили некоторые разновидности пальчиковых игр.
Пальчиковые игры мы можем использовать в различных режимных моментах: в непосредственной образовательной деятельности, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности, в самостоятельных играх детей, на музыкальном занятии.
Что помогает нам достигать необходимых результатов в развитии речи детей.
Ведь Когда-то, В. А. Сухомлинский, известный педагог, сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев».