МААМ-картинки

Мастер-класс «Речевая готовность ребенка к школе» (1 фото)

Инна Фаррахова
Мастер-класс «Речевая готовность ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

«Речевая готовность ребенка к школе»

Мастер-класс «Речевая готовность ребенка к школе»

Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.

Публикация «Мастер-класс „Речевая готовность ребенка к школе“» размещена в разделах

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и взрослыми.

Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация.

Все предпосылки к овладению учебной деятельностью формируются задолго до поступления в школу.

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи:

1. Правильное произношение всех звуков.

• к 6 годам ребенок должен четко и внятно произносить все звуки речи;

• уметь говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

2. Умение различать звуки речи на слух и владеть навыками звукового анализа и синтеза. В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав.

Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность:

• определять и выделять наличие звука в слове («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»);

• выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»);

• определять место звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»);

• называть все звуки в слове по порядку («Назови все звуки по порядку в слове КОТ»);

• называть количество звуков в слове («Сколько звуков в слове МАК»);

• называть слова с заданным звуком («Назови слова на звук [с]»);

• составлять слова из звуков («Составь слово из звуков [н] [о] [с];

• знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

3. Словарный запас. Готовность ребенка к школе определяется, в частности, словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения. Он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т. д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:

• в своей речи ребенок должен активно использовать все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия);

• подбирать синонимы (идти-шагать, смелый-храбрый, путник-странник, антонимы (маленький-больльшой, добрый-злой, умный-глупый, омонимы (се ло (солнце) — село, па рить в бане — пари ть в воздухе, за мок (феодала) — замо к дверной);

• понимать переносное значение слов (пословицы, фразеологические обороты);

• подбирать обобщающие понятия для группы предметов (шапка, шляпа, панама – это головной убор, осина, тополь, береза – это деревья, скрипка, дудочка, баян – это музыкальные инструменты);

• знать детёнышей животных (у овцы –ягненок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок) и т. д. ;

• владеть навыками словообразования, словоизменения.

4. Сформированность грамматического строя речи. Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения

• правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ключ-ключик, звезда-звездочка, мяч - мячик);

• образовывать слова в нужной форме;

• образовывать прилагательные от существительных (шкаф из дерева, какой шкаф? – деревянный шкаф, машина из железа, какая машина? - железная машина, шапка из шерсти –шерстяная шапка);

• изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам;

• понимать и употреблять предлоги;

• согласовывать числительные и прилагательные с существительными (один красный карандаш, пять чистых окон, десять белых ромашек).

5. Связная речь. Это развернутое высказывание, которое ребенок использует для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс обучения оказывается крайне затруднительным.

Ребё нок должен уметь:

• пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки, сохраняя последовательность и смысл;

• составлять рассказ по сюжетной картинке;

• составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

• отвечать на вопросы по тексту;

• уметь последовательно и точно строить пересказ, рассказ;

• точно использовать слова по тексту;

• грамматически-правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения;

• правильно формулировать основную мысль.

6. Мелкая моторика рук. Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (пальчиковая гимнастика, игры с прищепками, ниткография, обведение и штриховка предметов, шнуровка, нанизывание бусинок, аппликация, лепка, плетение, вырезание ножницами и т. д.).

7. Речевая коммуникация

• ребёнок должен быть достаточно активен в общении;

• уметь слушать и понимать речь;

• строить общение с учетом ситуации;

• легко входить в контакт с детьми и взрослыми;

• ясно и последовательно выражать свои мысли;

• пользоваться формами речевого этикета.

Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды. На дошкольной ступени образования формируются качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе. В то же время школа строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе» .

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Консультация для родителей "Готовы ли Вы и Ваш ребенок к школе?" Через год дети станут первоклассниками. Родителям и детям надо много успеть,.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация для родителей старших дошкольников «Тест на готовность ребенка к школе» В каждом учебном заведении используются разные способы исследования уровня интеллектуального развития. Предлагаем вам провести несколько.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе»Советы и рекомендации для родителей «Речевая готовность детей к школе» Говоря о готовности дошкольника к школьному обучению,необходимо заметить важность уровня речевого развития ребёнка,поскольку именно при.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Речевая готовность ребенка к школе»
Опубликовано: 18 октября 2023 в 12:48
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Речевая готовность ребенка к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Инна Фаррахова (УИ 252398) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД