Татьяна Скиданова
Речевая среда как фактор развития смысловой стороны речи
▼ Скачать + Заказать документы
(Тема: Осень)
Цель: создание условий для профессионального развития педагога, в ходе которого приобретается опыт по созданию речевых пятиминуток для детей старшего возраста и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.
Цитата: Без речи нет ни сознания, ни самосознания (Л. С. Выготский)
Девиз: Послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай - и ты научишься, сделай лучше нас!
Публикация «Речевая среда как фактор развития смысловой стороны речи» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Реформа дошкольного образования в рамках реализации ФГТ предполагает личностно-ориентированное отношение к ребенку, акцентирует внимание воспитателей и педагогов на создание в каждой группе ДОУ развивающей среды, в том числе и речевой.
Речь ребенка обогащается и совершенствуется на протяжении всей жизни, но самым важным периодом ее развития является период детства, когда идет интенсивное освоение средств языка, форм и функций речи.
В условиях организации среды стала популярной точка зрения: для обогащения и совершенствования детской речи необходимо создать вокруг дошкольников благоприятную развивающую речевую среду.
Среда развития речи ребенка – важный компонент предметно-развивающей среды в целом. Знание требований, принципов построения развивающей среды, направленных на создание условий для реализации личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого, помогут воспитателям создать центры речевого развития в полном объеме.
Согласно требованиям центры речевого развития должны служить интересам и потребностям каждого ребенка, а ее элементы (дидактический материал, игры, сюжетные картинки, книги) – развитию речи ребенка и создавать условия:
а) для самостоятельного активного действия в данном центре, где размещены разнообразные дидактические игры и упражнения, рассказы, сюжетные картинки и т. д.
б) для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.
Т. Н. Доронова, В. В. Гербова и другие предлагают следующее определение развивающей речевой среды: «развивающая речевая среда – это речь, с которой воспитатель обращается к детям: рассказы, сказки, песни, загадки, скороговорки и т. д. ; это и дидактические наглядные материалы, которые воспитатель отдает в распоряжение детей»
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития.
Важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является их уровень речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развивается лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Очевидна важность ранней пропедевтической (подготовительной) работы с детьми. Исправить недостатки звукопроизношения в старшем возрасте, когда уже достаточно сформирован характер, значительно труднее, чем предупредить их на ранних стадиях развития ребенка.
Для создания в логопедической группе речевой среды мы ввели логопедические пятиминутки.
Логопедические пятиминутки – способствующие развитию всех компонентов речи, психических процессов (памяти, внимания, мышления) у детей;
«Логопедические пятиминутки» составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. Каждое утро провожу сама, а затем воспитатели в течение дня закрепляют с детьми полученные знания. К каждой лексической теме подбираю речевой материал, определяю коррекционные цели и приемы их реализации. Отработанные мной на подгрупповых и индивидуальных занятиях речевые навыки закрепляются воспитателем не только во время занятий, но и во всех режимных моментах. Ведь воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, спальне, игровом уголке и др. Он работает с детьми весь день и имеет возможность многократно повторять упражнения, закреплять правильное звукопроизношение.
В «Логопедических пятиминутках» предлагается работа на неделю по лексической теме и следующим разделам:
- работа по развитию артикуляционного аппарата, и над правильным звукопроизношением;
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, вы увидите, что постановка звуков пошла быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
- работа над общей и мелкой моторикой;
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Виды упражнений для развития общей и мелкой моторики:
логоритмические упражнения (развитие координации речи с движением)
пассивная гимнастика (массаж)
активная гимнастика - пальчиковые игры
- преодоление лексико-грамматического недоразвития речи на определённой лексической теме;
Словарный запас бывает пассивным и активным.
Пассивный словарь - это те слова, которые ребенок понимает.
Aктивный словарь - это слова, которые ребенок говорит.
Для расширения словарного запаса и обучения правильному словообразованию нужно проводить тематические занятия.
Отработка каждой темы включает в себя разные игры. Некоторые из них повторяются в разных темах (изменяется только предметное содержание игры, а некоторые игры имеют специфический характер и применяются только при проработке какой-то определенной темы.
Типы игр, которые используются почти в каждой лексической теме.
Что бывает в это время года
"Один - много"
"Чудесный мешочек"
"Назови ласково"
"Загадки Зайца"
"Что пропустили"
"Разрезные картинки"
"Что убрали"
"Чего не хватает"
"Какой предмет лишний"
"Игры на развитие правильного употребления предлогов"
"Собери фигуру"
- развитие правильного речевого дыхания;
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Как выполнять упражнения
воздух набирать через нос
плечи не поднимать
выдох должен быть длительным и плавным
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению
Упражнения для речевого дыхания
"футбол"
"ветряная мельница"
"снегопад"
"листопад"
"бабочка"
"кораблик"
"одуванчик"
"шторм в стакане"
- развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа;
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить.
Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
И я предлагаю использовать «Логопедические пятиминутки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений, как логопедами, так и воспитателями детских садов, начиная с младшей группы, используя их во всех режимных моментах. Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
А теперь, я предлагаю вам побывать на таких логопедических пятиминутках и поучаствовать в них вместе с детьми.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Итак, лексическая тема «Осень»
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое,
Если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.
Артикуляционная гимнастика
«Осенние листики»- "лопаточка"
«Листопад» - язык бегает по губам
«Птицы улетают» - "КАЧЕЛИ"
«Грибок» - рот открыт, язык присасывается к нёбу.
«Дождь идёт» - произносим ТД-ТД-ТД-Д-Д-Д-Д
Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять
Будем листья собирать
Листья берёзы
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём
Маме осенний букет отнесём. Загибаем пальцы на обеих руках по одному, начиная с большого. Сжимаем и разжимаем кулачки
Идем по тактильным дорожкам и выполняем задание, показываем.
На данном этапе у детей развивается мелкая моторика, память, координация речи и движения, диалогическая речь, закрепляются поставленные звуки.
Работа с мячами – ёжиками
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковь, горох,
Петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох
Петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох Катаем мяч между ладоней
Круговые движения между ладоней
Каждым пальчиком касаемся мяча одной рукой
Сжимаем мяч в руках по очереди
Каждым пальчиком касаемся мяча другой рукой
Катаем мяч ладошкой по столу
Речевое дыхание «Осенние листочки» - Развитие длительного плавного выдоха. Закрепление знания основных цветов, названий деревьев.
На уровне рта ребенка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев.
Рассматриваем их, называем, определяем цвет.
Дети стоят напротив листочков.
Медленно набираем воздух через нос.
Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. (Повторяем 3—5 раз.)
Упражнение
«ДОЖДИК»
Координация речи и движения
К нам на длинной тонкой ножке
Скачет дождик по дорожке. (Прыжки на одной ноге по кругу.)
В лужице — смотри, смотри! —
Он пускает пузыри. (Дети стоят лицом в круг; ритмичные приседания.)
Стали мокрыми кусты, (Руки вверх, потряхивания кистями.)
Стали мокрыми цветы. (Наклон, руки к полу,
потряхивания кистями.)
Мокрый серый воробей
Сушит перышки скорей. (Встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями).