Светлана Лысова
Мастер-класс для учащихся 2-х-4-х классов «Русская народная потешка «Сорока»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: научить изготовлению обрядовых кукол, обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями; показать приёмы соединения деталей куклы без иглы;
Задачи:
Обучающие:
расширить знания обучающихся о различных видах декоративно – прикладного творчества; познакомить детей с обрядовой куклой и ритуалами, которые связаны с ней ;ознакомить воспитанниц с календарём изготовления народных кукол в старину.
Воспитательные:
Публикация «Мастер-класс для учащихся 2-х-4-х классов „Русская народная потешка „Сорока“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Потешки для детей
- Сорока, птица
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
на народных традициях воспитывать чувство уважения к традициям нашего народа; приобщить к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей; прививать любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру.
Развивающие:
развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления; способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук и формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к ремеслу.
Методы : беседа, применение ИКТ
Методическое оснащение :
Материально – техническая база: технические средства обучения (ПК, мультимедийный проектор, музыкальный центр; материалы (ткань хлопчатобумажная, тесьма, клей, нитки «мулине» красного и белого цвета, инструменты (ножницы).
Дидактическое обеспечение: презентация, образцы изделия, шаблоны, технологические карты.
Целевая аудитория: учащиеся 2-х-4-х классов
Ход проведения мастер класса.
1. Объявление темы мастер-класса.
Звучит лёгкая музыка.
- Здравствуйте!
-В современном мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, меха, пряжи и т. д.) Многие из них передвигаются, разбираются на части, а куклы могут еще и говорить. Но сегодня мы с вами и поговорим о народной игрушке, той, которую люди создавали своими руками.
-Сегодня мы будем без единого шва русскую народную игрушку-потешку Сороку.
2. Организация рабочего места.
-На рабочих столах лежат необходимые для выполнения работы инструменты и материалы
-ножницы, материал х/б однотонный и цветной, лён серого цвета, нитки Ирис» красного цвета, нитки белого цвета, шаблоны.
3. Рассказ о материале и технике выполнения задания и показ презентации.
-Во все времена девочки любили играть в куклы. Традиционной игрушкой в русских деревнях даже в самых бедных крестьянских семьях была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Пока дети были маленькие, кукол им шили матери, бабушки, старшие сёстры. С 5 лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Большинство кукол на Руси были оберегами. У каждой куколки – оберега было своё предназначение (слайды c комментированием педагога).
-Кто из нас не помнит народную потешку Сорока (педагог обращает внимание на несколько кукол Сорок, которые находятся на выставке).
-Наверное, это одна из первых забавных детских игр, когда ваша маленькая ручка утопала в теплой маминой руке, где она водила своим пальцем по ладошке, а потом загибала каждый его пальчик, бережно целуя, и приговаривала:
Сорока-ворона куда летала?
Гостей скликала, каши им давала.
-Именно с этими детскими впечатлениями и связано появление сороки, которую я предлагаю сделать (педагог показывает несколько готовых образцов с выставки).
9(22) марта - Праздник "Сороки" - весеннее равноденствие (внимание на Календарь обережных кукол). Во второй раз начинают закликать Весну-Живу, обращаясь к Великой Богине:
Благослови, мати, Ой, Лада мати,
Весну закликати! Зиму провожати!
- Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.
«На Сороки день с ночью меряются».
«Зима кончается, весна начинается»
-Мы с вами запаслись тряпочками разноцветными, позвали подруженек - рукодельниц - пора и к работе приступать! Наступает время и Сорок делать!
Педагог обращает внимание на куклу – образец. Учащиеся рассматривают образцы и задают интересующие их вопросы.
-Это нешитьевая кукла. Никаких специальных приспособлений не нужно. Используется то, что есть у нас под руками – нитки и ткань. Изготовить ее совсем не сложно. Надо только знать принципы складывания ткани и закрепления их нитками.
-Делать таких кукол вы можете научить своих младших братьев и сестёр и разыгрывать с куклами сценки.
-Прежде чем приступить к работе. Давайте вспомним правила работы с режущими предметами- ножницами, которые сегодня нам пригодятся для работы (правила ТБ)
-Весна - время птиц мастерить да из ткани крутить!
4. Поэтапное выполнение задания с комментариями и акцентированием задач каждого этапа ведения работы.
Поэтапное изготовление русской народной потешки Сорока.
-Вырезаем из плотной ткани 1 квадрат размером 20х20 см и скручиваем его неплотным жгутом.
-Жгут сворачиваем пополам и кладём на время под небольшой пресс, чтобы не раскрутился.
-Вырезаем квадрат поменьше размером 10х10 см лучше серого или тёмно- серого цвета и сворачиваем его сначала по диагонали; а затем длинные стороны получившегося треугольника соединяем в центре и складываем пополам.
-Берём готовое туловище – основу и вставляем получившийся клюв между двумя сторонами основы (где сгиб). Заматываем нечётным количеством витков белой ниткой.
Вырезаем нижний платок из светлой ткани. Размер : 20х10 см и повязываем Сороке.
- Берём х/б ткань «в цветочек» и вырезаем прямоугольник. Размер: 30х12 см – это будет юбка потешки. Собираем прямоугольник в произвольные складочки и приматываем красной нитью к основе – туловищу Сороки.
-Из х/б ткани вырезаем фартук произвольных размеров и приматываем его спереди.
- Вырезаем из яркой нарядной ткани верхний платок побольше первого и одеваем Сороке, делая перехлёст на шее, завязывая его сзади.
-Наша Сорока готова!
6. Рефлексия. Подведение итогов. Вопросы от учащихся и консультация педагога. Выставка работ учащихся.