Наталья Ельцова
Мастер-класс с воспитателями ДОУ по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс с воспитателями ДОУ
Цель. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Закрепить теоретические знания воспитателей ДОУ по развитию мелкой моторики рук дошкольников.
2. Познакомить участников мастер-класса с этапами разучивания и разнообразными видами пальчиковых игр.
Публикация «Мастер-класс с воспитателями ДОУ по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» размещена в разделах
3. содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование: карандаши, манка, фасоль, подносы, макаронные изделия.
Ход мастер-класса :
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас сегодня на нашем мастер-классе.
Активизация участников:
- Крикните громко и хором друзья, деток вы любите? (Да.)
- Пришли на собрание, сил совсем нет, вам лекции хочется слушать здесь? (нет)
- Я вас понимаю. Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам? (да)
- Дайте мне тогда ответ: помочь откажетесь мне? (нет).
- Последнее спрошу вас я: активными все будем? (да).
Спасибо!
Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх. Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?
Правильно, молодцы! Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем активнее и точнее движения малыша, тем быстрее он начинает говорить. Важно начинать работу по развитию мелкой моторики с рождения, а в нашем случае с раннего дошкольного возраста. Родителей всегда волнует вопрос: как правильно подготовить ребенка к школе. Наша задача – объяснить родителям насколько важным является развитие мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры.
Для начала давайте разогреем ручки. Сначала я предлагаю вам посмотреть, а затем поиграть вместе со мной.
1.«Ручки греем»- упражнение выполняется по внутренней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее разогреть.
2.«Колобок» - имитируем скатывание колобков.
Раскатаем колобок,
Колобок - румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
3.«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки
Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться
И терпения набраться.
Теперь разогреем пальчики.
1. Растирание пальцев – руку сжать в кулак, резко разжать(5раз).
Крепко пальчики сожмем,
Потом резко разожмем.
2. «Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево - вправо каждый пальчик по два раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
3. Одной рукой поддерживать один палец другой руки (начинать с большого пальчика и энергично встряхивать).
Пальчик крепко я держу
И легонько потрясу.
Такие упражнения важно проводить в начале деятельности, связанной с ручным трудом.
Еще один способ развития мелкой моторики – пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать массажные мячики, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть с карандашом.
Карандаш в руках держу,
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали.
-Упражнение «Волчок» (вращать большим и средним пальцем).
- Упражнение «Скольжение» (продвигаясь сверху вниз по длине карандаша, упираясь острым концом).
По карандашу скольжу,
Съехать вниз скорей спешу.
- Упражнение «Ладошка» (прорисовывать концом тонкого карандаша ладонь с широко раздвинутыми пальцами, лежащими на столе).
Нарисую я ладошку,
Отдохну потом немножко.
А сейчас я предлагаю вам поиграть - «покормить Хрюшу, куклу Машу конфетами» (на коробке нарисован персонаж с открытым ртом, ребенок опускает в эту щель «конфету» - орех или фасоль).
Игра «Маленький секрет», цель: упражнять детей в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке сверток с предметом (игрушкой).
Теперь мы с вами порисуем. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе, изготовление панно. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования. Давайте и мы попробуем.
«Рисуем щепотками пальцев звезды, луну» на фоне.
«Рисуем кулачком узоры» на подносе с крупой.
При рисовании и письме на подносе с манной крупой можно использовать маленькие палочки, или рисовать разными пальцами (линии, домики, круги, заборы, облака и т. д.). Можно изучать форму, буквы, цифры. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. А мы с вами порисуем стихи.
«Рисуем стихи». Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает, взрослый дорисовывает детали к изображению.
«Скворечник»
Мы строим скворечник,
У нас есть чертеж,
Чтоб домик наш был
На скворечник похож.
«Мой мишка»
Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И конфетку положить.
Следующий вид пальчиковых игр – игры-манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять сам или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
Уважаемые участники, вы все прекрасно знаете такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Сорока -белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Этот пальчик хочет спать.». Я покажу вам игры, которые использую в своей работе. Игры сгруппированы по лексическим темам – это позволяет закрепить материал, «проиграв» его руками.
«Заготавливаем капусту»
Мы капусту рубим, рубим!
(прямыми движениями ладоней имитируем движения топора- вверх и вниз).
Мы капусту режем, режем!
(энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад).
Мы капусту солим, солим.
(пальцы собрали щепоткой и «солим»).
Мы капусту жмем, жмем.
(энергично сжимаем пальцы в кулаки одновременно на двух руках или поочередно).
Мы морковку трем, трем.
(рука в кулаке - «морковка» ритмично движется вверх и вниз по ладони другой руки).
Затем можно провести беседу с детьми о том, какие еще овощи дети знают.
«Профессии».
Воспитатель помогает
(показываем указательными пальцами обеих рук лист бумаги.)
Нам картинки рисовать.
(соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки – держим «кисточку» и делаем произвольные движения – «рисуем».)
С нами в игры он играет
(Руки перед собой, вращение кистями рук)
И укладывает спать.
(Руки под щеку.)
Затем проводится беседа «Как зовут твоих воспитателей?».
«Игрушки»
Мой веселый круглый мяч
(Одной рукой бьем по воображаемому мячу,
Щеки круглые не прячь!
(Смена рук).
Я тебя поймаю
(Двумя руками, соединив одноименные пальцы, показываем мяч)
В ручках покатаю
(Покатали воображаемый мяч между ладоней.)
Учим форму - круглый (как мяч). Поиграйте в «круглую» игру. Подберите круглые предметы, но не показывайте их ребенку, а положите рядом с другими – пусть найдет сам.
«Изучаем названия пальцев».
В гости к пальчику большому (загибаем большой палец)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний (загибают указательный и средний пальцы).
Безымянный и последний (загибаем пальцы)
Сам мизинчик – малышок
Показался на порог (показываем мизинчик)
Вместе пальчики друзья (разгибаем и сгибаем все пальцы)
Друг без друга им нельзя.
Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабляют мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
Уважаемые педагоги, я прошу желающих тоже поделиться своим личным опытом и показать свою пальчиковую игру.
Я благодарю вас за внимание и вашу активность! Я призываю всех использовать пальчиковые игры в работе с детьми в режимных моментах и образовательной деятельности.