МААМ-картинки

Создание условий для развития речи, воображения у детей с помощью использования мнемотехники

Галина Задорожная
Создание условий для развития речи, воображения у детей с помощью использования мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы

Создание условий для развития речи, воображения у детей с помощью использования мнемотехники

Мастер-класс

Педагога: Задорожной Галины Вячеславовны.

Тема: «Создание условий для развития речи, воображения у детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники».

Публикация «Создание условий для развития речи, воображения у детей с помощью использования мнемотехники» размещена в разделах

Добрый день коллеги! Хочу презентовать Вашему вниманию свой мастер-класс на тему: «Создание условий для развития речи детей через воображение посредством использования мнемотаблиц». Процесс воображения является важной составляющей наглядно-образного мышления, которое характеризуется установлением непривычных, даже порой невероятных предметов и их свойств. А т. к. наглядно-образное мышление особенно свойственно детям дошкольного возраста, я опираюсь на доступные формы проявления воображения, которые способствуют дальнейшему развитию речевой деятельности детей.

Использование в работе мнемотаблиц, как одна из составляющих мнемотехники, позволяют решать все задачи с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей развития дошкольников.

Девиз: Мои дети учатся говорить правильно, фантазируя, придумывая новые образы, истории, сказки.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника в переводе с греческого обозначает «искусство запоминания». Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Это схема, в которую заложена определённая информация, то есть текст, зашифрованный знаками и символами. Суть использования мнемотехники заключается в том, что на каждое слово, словосочетание, эпизод сказки, рассказа предлагается картинка (схематичное изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. Особенность методики – применения не изображения предметов, а символов.

Что помогает развивать мнемотехника?

Мнемотехника помогает развивать :

- речь, в том числе звуковую культуру речи, обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания;

- воображение;

- мыслительные процессы (умение преобразовывать абстрактные символы в образы – перекодирование информации. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительность процесс. Именно в реальном мире находится источник образов - воображение);

- память.

Мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходят к мнемодорожкам, а позже – к мнемотаблицам. Использование мнемотаблиц особенно эффективно при разучивании стихотворений, пересказе сказок, отгадывании и придумывания загадок, составлении собственных сказок, рассказов.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста целесообразно использовать цветныемнемодорожки или мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы. Позже изображение усложняется и для старшего дошкольного возраста используются схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание детей на яркость символического изображения.

Требования в работе с мнемотехникой

1. Модель должна отображать обобщенный образ предмета.

2. Модель должна раскрывать существенное в объекте.

3. Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Работу с мнемотехникой мы должны строить поэтапно.

Первый этап – восприятие информации

Зачитывается текст сказки, и выделяются её основные части. Рассматривание готовой таблицы к произведению и разбор того, что на ней изображено.

Второй этап – кодирование информации

Каждая часть произведения на начальном этапе кодируется – с помощью воспитателя, позднее дети самостоятельно кодируют информацию, причём символы они придумывают сами, давая волю своей фантазии.

Третий этап – запоминание и воспроизведение информации

Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах, или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах). При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев.

Четвертый этап – творческое создание образов

Создание ребенком мнемотаблиц и придумывание своих сказок, рассказов, историй.

После занятий с использованием мнемотаблиц дети составляют рассказы и сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета, пробуют свои силы в таких вечно волнующих темах, как добро, дружба, хитрость, жадность.

Во время обучения детей моделированию или в работе с воспитанниками по мнемотаблицам, мы заменяем главных героев геометрическими фигурами. Нарисуйте на листе круг или квадрат на выбор. Круги нравятся творческим натурам. Я прошу выйти 3 человека, из тех, кто нарисовал круг. Квадраты нравятся мыслящим, способным к самоанализу. Я прошу выйти 3 человека, из тех, кто нарисовал квадрат.

Хочу предложить первой команде придумать сказку по мнемотаблице записать ее.

Второй команде нужно придумать мнемотаблицу к уже готовой сказке. На это я вам даю три минуты.

А пока наши участники выполняют задание, я хочу предложить вам отгадать несколько загадок.

Задача заключается в том, чтобы с помощью мнемотаблицы узнать, какая загадка зашифрована.

1 (слайд) Угли пылают совком не достать.

Ночью их видно, а днем не видать.

2 (слайд) На полянке у дорожки красные горошки,

Кто мимо пройдет, в рот себе кладет.

3 (слайд) Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мышки и не кошки,

Хоть у нас еще есть спинки,

Мы не овцы, и не свинки,

Мы не кони хоть на нас вы садились много раз.

4 (слайд) Синий домик у ворот,

Угадай, кто в нем живет,

Дверца узкая под крышей,

Ни для белки, ни для мыши,

В эту дверь приходят вести, полчаса проводят вместе,

Вести долго не сидят, а летят, летят, летят.

5 (слайд) Он сильней десяти коней,

Где по полю пройдет весной,

Летом встанет хлеб стиной.

6 (слайд) Кругла, а не мяч,

Желта, а не солнце,

С хвостом, а не мышь.

7 (слайд) Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает.

8 (слайд) Сидит девица в темнице, а коса на улице.

9 (слайд) Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

10 (слайд) Пришла Таня в желтом сарафане,

Кто ее раздевает, тот слезы приливает.

Я вижу, наши участники готовы, предлагаю им поменяться.

(Один участник из команды выходит и рассказывает, что у них получилось.)

А сейчас я открою вам секрет, наши обе команды работали над одной и тоже сказкой, которая называется «Курочка ряба».

Когда я готовилась к данному мероприятию, то составление мнемотаблицы к данной сказке, помогло мне включить свое воображение и раскрыть ее суть. Я думаю, что смысл сказки заключается в правильном выстраивании человеческих отношений, которые должны быть построены на доброте, ласке и любви. Кто такие дед с бабкой, почему у них не было детей? Да потому что не знали они, как с ним себя вести, поэтому когда появилось у них долгожданное дитя в образе золотого яичка, то били они его, колотили, но в образе маленькой серенькой мышки появляется педагог, который не давит ребенка своим авторитетом, а подобно мышкиному взмаху хвостика, помогает ребенку в образе золотого яичка раскрыться. Потому что каждый хороший педагог знает, что детям нужна любовь и ласка, тепло и забота именно в такой атмосфере дети подобно цветам могут расти и полноценно развиваться. Ведь дети – самое главное, что у нас есть.

Теперь дед с бабкой плачут, что не смогли справиться с воспитанием ребенка, но природа умная, она им подарила новую надежду ….

Мы не можем научить ребенка чему-нибудь. Мы можем только помочь ему понять это самому.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Презентация опыта работы на тему «Развитие творческого воображения посредством конструирования в технике оригами» .

Районный конкурс «Воспитатель года 2013»Районный конкурс «Воспитатель года 2013» В районном конкурсе "Воспитатель года - 2013" принимала участие учитель - логопед нашего детского сада Ольга Александровна Таныгина..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Создание условий для развития речи, воображения у детей с помощью использования мнемотехники
Опубликовано: 12 июня 2014 в 15:32
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Создание условий для развития речи, воображения у детей с помощью использования мнемотехники» (включая файлы) размещена пользователем Галина Задорожная (УИ 223047) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД