Юлия Устюгова
Мастер класс «Технология проектирования как одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: представить педагогический опыт организации проектного обучения на уроках и во внеурочной деятельности
Задачи:
1. Представить опыт использования проектной технологии как форму организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.
2. Познакомить со способами составления проекта на примере заполнения проектных карт.
3.
Публикация «Мастер класс „Технология проектирования как одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Ход мероприятия
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я мастер своего дела. И сегодня, хочу поделиться с вами, опытом работы по организации поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема моего мастер-класса «Проектная технология как форма организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Совсем скоро наступит всеми долгожданное лето и подарит нам теплые солнечные дни. У меня в руках маленький символ беззаботных летних деньков - бабочка.
Подумайте, каким образом можно заставить этих бабочек двигаться? Варианты аудитории.
Спасибо. Ваши варианты очень интересны. Я хочу предложить вам свой.
Возьмите палочки, натрите их шерстяными салфетками и прикоснитесь к бабочкам. Попробуйте поднять палочки, бабочки движутся за ними. Получилось? Бабочки притягиваются к палочкам из-за возникшего при трении статического электричества. То, что мы с вами сделали это одна из форм организации познавательно-исследовательской деятельности - экспериментирование.
На протяжении дошкольного детства познавательно-исследовательская деятельность, наряду с игровой, имеет огромное значение в развитии ребёнка. Для каждого вида детской деятельности предусматриваются определенные формы работы.
Как вы думаете, какие это формы? Верно, это: наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование.
С уверенностью можно сказать, что все перечисленные формы работы можно удачно сочетать в технологии проектирования. Вот поэтому использование этой технологии при организации познавательно-исследовательской деятельности для меня на сегодняшний день актуально.
Мы с детьми разработали и реализовали следующие проекты : «Люби и береги природу своего края», «Не мешайте мне трудиться», «Как приручить электричество», «Огород на подоконнике» и другие.
Начиная работу над проектом, продумывают его маршрут. Маршрут каждого проекта можно представить в виде пяти составляющих - пяти «П» :проблема, планирование, поиск,продукт презентация.
Начинается любой проект с проблемы, далее планируем свою работу, выполняем поиск информации, в результате получаем продукт и проводим его презентацию.
Любой проект начинается с вопроса, который интересен детям. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни. Однажды, в процессе сюжетно-ролевой игры, дети заметили, что волосы тянуться за расческой. Я поняла, что односложным ответом, тут не обойтись. Так родился проект «Как приручить электричество?»
На стадии планирования проекта стараюсь рассмотреть все детские вопросы. Дети задают самые разные, и очень интересные вопросы: «Как вода в электричество превращается»; «Почему рыбы в компоте жить не могут, а в воде живут?»; «А чем-то можно воду заменить?». Как правило, записываем эти вопросы и в ходе проекта ищем на них ответы.
Собирая информацию для реализации проекта важно помнить, что в дошкольном детстве процесс познания происходит эмоционально практическим путем. Каждый дошкольник – исследователь, открывающий мир. Стараюсь показать детям, что информацию можно добыть разными способами. Самый простой способ спросить у взрослого. Можно полистать книгу, попросить маму её почитать. Нужную книгу можно найти в библиотеке. (Мы с детьми частые посетители филиала библиотеки рядом с нашим детским садом). Много полезной информации может дать экскурсия в музей. Дети охотно и с интересом смотрят познавательные фильмы.
В ходе практического выполнения проекта познавательные задачи решаются в процессе игр, проведения экспериментов, наблюдений, обсуждения наблюдаемых явлений, продуктивной деятельности, труде и других видах детских занятий. С помощью экспериментов дети уточнили свойства воды и воздуха, познакомились со статическим электричеством. Фиксация наблюдений позволяет закрепить полученные знания в памяти.
Итогом любого проекта становиться продукт и его презентация. Финалом проекта «Люби и береги природу своего края» организована выставка рисунков, в создании которой приняли участие и родители. Кроме того созданы альбомы: «Природа моей республики», «Красная книга моей республики», «Напоминающие знаки». Закончен этот проект участием в региональной «Ярмарке проектов».
Свою работу привязываю не только к тематическому планированию, но и к календарным праздникам. В ноябре мы отмечаем день Матери. Была проделана большая работа, итогом которой стал проект «7 Я». Например, сын вместе с мамой осваивал роль дизайнера – модельер и нарядил маму к празднику. Работая с детьми, понимаю, что все дети разные. Один ребенок активно вступает в диалог, а другой – молчаливо отсиживается в стороне. Чтобы не обойти вниманием таких детей, мы с родителями придумали форму работы, которую назвали «Сам себе режиссер». Был создан фильм «Мой домашний зоопарк» и представлен детям. Этот способ помог ребенку принять активное участие в проекте и поднять его статус в детском коллективе.
Технология проектирования интересна тем, что её можно реализовать через интеграцию образовательных областей и всех видов детской деятельности. Детское исследование непосредственно связано с образовательными областями «Познание» и «Коммуникация». Умение ребенка четко выразить свою мысль облегчает проведение исследования, а пополнение знаний способствует развитию речи. Это помогает ребенку задавать вопросы, ставить проблему, находить ответы. Создавая альбом «Природа моей республики» дети искали информацию о представителях животного или растительного мира Хакасии, рисовали его, и в заключении ребенок представил рассказ. Кроме того такая форма работы позволила задействовать еще одну образовательную область - «Художественное творчество». Объединить образовательные области «Безопасность» и «Здоровье» удалось в процессе исследовательской деятельности и наблюдений. Стараюсь приучать детей соблюдать правила безопасности, усвоение которых помогает обеспечить сохранность жизни и здоровья детей. (Мы обозначили в группе опасные места, рассматриваем опасные ситуации с огнем, режущими предметами и другие).
Таким образом, взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
На мой взгляд, одним из достоинств технологии проектирования является то, что каждому ребёнку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе детей. Он видит результаты коллективных усилий группы. В ходе реализации проекта у ребенка развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию. Организуя исследовательскую деятельность в рамках проекта, я даю детям возможность выступить в роли исследователя, сделать собственные выводы. Эксперимент эффективен потому, что ребёнок выступает в роли практика, а не наблюдателя, и его предположения подкрепляются выводами, и впоследствии, данную информацию ребёнок усвоит и запомнит.
Таким образом, с уверенностью можно сказать, что эта работа формирует такие интегративные качества у детей, как любознательность, активность, способность управлять своим поведением и планировать свои действия, способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
И я уверена, что на выходе из детского сада, у моих воспитанников будут сформированы универсальные учебные действия, что поможет их дальнейшему обучению в школе.
От себя хочу добавить, что я как педагог от проделанной работы получаю огромное удовлетворение, эмоциональный подъем и вдохновение для дальнейшей работы. Искорки в глазах детей это оценка результата моего труда.
Уважаемые коллеги, надеюсь, опыт моей работы вас заинтересовал. Хочу подарить вам на память брошюры с основной информацией о технологии проектирования. Надеюсь, она будет вам полезна.
В заключении я хотела бы узнать ваше мнение о моем выступлении. Перед вами «фонтан настроения». Отразите на нем свое отношение к увиденному. Если вам понравилось, вы узнали что-то новое и интересное украсьте фонтан звездочками. Давайте посмотрим что получилось. Судя по яркому фонтану мой мастер класс вам понравился. Спасибо за внимание!