Лучший педагог года

Мастер класс тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной»

Наталья Тихоненко
Мастер класс тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной»

Цель: Развивать связную речь дошкольников через систему игровых упражнений и заданий по развитию коммуникативных способностей, нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми;

Ход работы

- Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, а речевое развитие детей дошкольного возраста совершенствуется : между методами и приёмами в организации непосредственно образовательной деятельности и активной деятельностью детей. Понимание вышеперечисленного, и дало толчок на поиск наиболее эффективных путей и способов организации речевой деятельности детей, облегчающих путь познания и обеспечивающих «психологический фундамент для подготовки детей к развивающему начальному обучению» (В. В. Давыдов).

Публикация «Мастер класс тема: „Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной“» размещена в разделах

- Для проведения творческой гостиной не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и фантазировать, и тогда всё, что вас окружает - превращается в «орудия» творчества. Но конечно, при организации непосредственно образовательной деятельности, очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются и уже знакомы детям, поэтому изготовление игр, пособий, демонстрационного материала не занимает много времени, подбирается из имеющихся в группе печатных пособий и игр.

- Организация творческой гостиной по полноценной речевой деятельности включает в себя два направления:

1-е направление – развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста;

2-е направление – нетрадиционные формы организации речевой работы с детьми.

Система игр и упражнений на развитие коммуникативных способностей состоит из 4 – х блоков:

1. Блок «Развиваем умение сотрудничать» направлен на обучение детей умению слушать, понимать и подчиняться правилам; контролировать движения и работать по инструкции; воспитание доверия друг к другу, чувства ответственности.

2. Блок «Развиваем умение активно слушать». Цель данного блока заключается: в обучении детей общаться на вербальных и невербальных уровнях; в обучении определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства;

3. Блок «Развиваем умение высказываться». Цель блока: учить перефразировать сказанное (сохранив главный смысл); учить использовать такой приём слушания, как развитие мыслей собеседника.

4. Блок «Развиваем умение правильно перерабатывать информацию», цель которого заключается в обучении умению перерабатывать информацию.

- Предлагаю вам поиграть в игры на развитие умения активно слушать игра «Почему и Потому»

Цель: научить детей составлять сложные предложения, использовать союз потому что.

Ход игры

Текст сказки А. Рыбакова «Про Потому и Почему» :

Жили- были Потому и Почему? Видят они –катится бревно.

- Почему оно катится? – спросил Почему.

- Оно катится потому, что оно круглое, - ответил Потому.

- А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросил Почему.

Стали тогда Почему и потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.

- Почему она летит? – спросил Почему.

- Птица летит потому, что у неё крылья есть, - ответил Потому.

Сделали тогда Потому и почему крылья, и получился у них самолёт. И полетели они дальше.

• Почему улетают птицы?

-Молодцы, а сейчас мы узнаем, как хорошо вы знаете сказки вам необходимо заменить слова противоположным по значению и получить название сказок:

Пес без шапки - кот в сапогах

Красные усы - синяя борода

Красивый цыпленок - гадкий утенок

Серебряная курочка-золотой петушок

- А теперь мы поиграем в игры, которые развивают умение сотрудничать.

Юмористическая пауза «Крокодил» - покажите пословицу жестами, пантомимой.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Тише едешь - дальше будешь.

Любишь кататься - люби и саночки возить. Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

-Молодцы

- Следующее упражнение помогает обрести уверенность в себе, смягчает психологический климат, и в итоге переориентирует внимание детей с недостатков на достоинства.

Игра «Волшебный стул».

Дети стоят в кругу, педагог в центр круга ставит стул и говорит: «Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет волшебным. А волшебство его заключается в том, что если кто- то сядет на этот стул, окружающие люди сразу начинают об этом человеке (ребенке) говорить только хорошие слова. А потом интересуется у ребенка, сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему было слышать добрые слова в свой адрес. Затем посидеть на «волшебном» стуле приглашают другого ребенка. Игра продолжается.

- Следующие игры способствуют развитию умения высказываться.

"Сказка наизнанку".

Как играть:

•Раздаются карточки с изображениями различных предметов. По одной карточке на каждого участника.

Напоминание сказки "Теремок" и предложение сыграть сказку в измененном виде.

Ход игры:

Каждый ребенок получает свою карточку и играет изображённый объект. Ведущий выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный - шкафчик, коврик или просто часть комнаты) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу.

-Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.

- Играть можно не только в группе, но и с отдельным ребенком.

-Ну и последний блок развивает умение правильно перерабатывать информацию.

-С целью активного влияния на коммуникативную деятельность в группе организую режиссерские игры (например, «Мы журналисты», которые очень нравятся детям. Цель этих упражнений – познакомить с различными видами реплик, упражнять в их употреблении, развивать быстроту реакций, всё это с применением элементов театрализации. Предлагаю вам апробировать этот приём. Для дошкольников достаточно микрофона и они уже «журналисты».

Журналист: - Вы любите сказки? Какую сказку больше всего любите? (микрофон – ответы). – Как вы считаете, о чём думает волк, глядя на свою находку? И т. д.

-Второе направление - использование нетрадиционных форм организации речевой деятельности: ситуации общения, творческие мастерские.

Ситуации общения – это специально проектируемые педагогом или возникающие спонтанно формы общения, направленные на формирование коммуникативных способностей. Типы ситуации общения разнообразны: игровые, практические, театрализованные и другие. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиск решения проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает эмоциональный настрой.

-Активизировать речь детей старшего дошкольного возраста помогает организация творческих мастерских. Так как каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности. Цель – овладение детьми дошкольного возраста творческой продуктивной речевой деятельностью.

Основные виды творческой мастерской.

1. Игровая творческая мастерская. Данные знания в форме игры, усваиваются детьми дошкольного возраста быстрее, прочнее и легче, т. к. игра – основный вид деятельности дошкольника. К игровым творческим мастерским относятся :

• сказочное творчество детей в специально созданной «Сказочной лаборатории» или «Мастерской художника»;

• речевое развитие детей в рамках различных видов деятельности, объединённых сюжетом знакомой сказки.

• пресс-конференция, где дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и т. д.

• конкурс, где дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?» и другими.

• рисунки-сочинения - сочинение детьми сказок, рассказов по своим собственным рисункам.

2. Интегрированные творческие мастерские - детям предлагаются разнообразные виды деятельности. Они позволяют значительно освободить время для самостоятельной, познавательной, деятельности детей.

3. Тематические творческие мастерские - единство темы позволяет создать у детей целостное представление о предметах и явлениях окружающей жизни. Постоянная смена деятельности поддерживает интерес детей.

Эффективные методы и приёмы, применяемые в работе с детьми.

1. Включение диалогов даёт возможность реализовать потребность детей в общении с взрослыми;

2. Создание проблемных ситуаций активизируют творческое воображение ребёнка, любознательность. При этом предполагается не только создание новых образов на основе имеющегося опыта, но и их воплощение во внешнюю форму: словотворчества, придумывания рифмы, загадок, продолжение стихов, рассказов.

3. Моделирование - использование схем, моделей, знаков при составлении описательных рассказов детей, придумывании сюжетов сказок, фантастических истории, при пересказе художественного произведения.

4. Использование элементов ТРИЗ помогает обогащать круг представлений детей, расширяет словарный запас, развивает творческие способности.

5. Алгоритмизация. Алгоритм – это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности. Этот приём используется при решении противоречий и при составлении рассказов и сказок с помощью моделей.

- Предлагаю вам поиграть игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход: Закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части. А теперь давайте «Сочиним волшебную сказку» по картинкам, которые вы нарисовали.

- Таким образом, организация полноценной речевой работы позволила сформировать у детей заинтересованное отношение к речевой деятельности, обеспечила разностороннее воспитательное влияние на их развитие, построила воспитательно-образовательный процесс на интересном, понятном, в воспитательном отношении содержании и материале. Нетрадиционные формы организации речевой работы будят и развивают мысль и творчество ребёнка, способствуют развитию внимания, наблюдательности, памяти детей. Благодаря такой работе дошкольники научились слушать и понимать обращенную речь и вместе с тем содержательно, выразительно и непринужденно высказывать свои мысли.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Виды спорта» (Электронное пособие для детей 5–7 лет) Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, то олимпийское образование дошкольников осуществляется приемущественно.

Презентация пособий по ТРИЗ-технологиям В последнее время в современном образовании главным концептуальным вопросом педагоги стал вопрос о формировании творческой личности подготовленной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер класс тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством организации творческой гостиной»
Опубликовано: 27 января 2015 в 23:53
+42Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД