Туйаара Боянова
Мастер-класс для педагогов «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР – КЛАСС
Тема: «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Педагог : Здравствуйте, уважаемые коллеги!
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»
Я рада видеть вас на нашей встрече.
На столе листы А-3, фломастеры, карандаши, листы бумаги, ножницы, тарелочки, клей-карандаш, ручки.
1. Знакомство с темой работы :
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Знакомьтесь, экологическая тропа!“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Формирование основ экологической культуры и экологически грамотного поведения в окружающем мире является одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования 21 века. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение.
Дети постоянно соприкасаются с природой. Такие встречи помогают формировать у них реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам, дать представления о том, что в природе все взаимосвязано, показать роль человека в жизни природы.
Сегодня как никогда актуально требование бережного отношения к природе, ее ресурсам, исправление ошибок деятельности человека на планете. Человек – не царь природы, а ее разумная часть, которая может навредить или помочь природе, в том числе и себе.
Знакомство дошкольников с экологическими знаниями, с природой мы должны осуществлять, опираясь на принципы проектного обучения.
2. Проблема: как можно в наших условиях (на территории нашего детского сада) грамотно, с пользой для детей оформить участки групп и разнообразить деятельность детей на прогулке?
Одним из видов экологической работы является деятельность детей на экологической тропе. Это является хорошим методом организации деятельности детей на прогулке и помогает продуманно, с пользой оформить территорию ДОУ.
Тема встречи: Я хочу предложить вашему вниманию знакомство с экологической тропой, ее организацией, созданием паспорта экологической тропы.
3. Презентация «Экологическая тропа на территории дошкольного учреждения».
- Экологическая тропа – это разработанный маршрут (в природе или на определенной территории, на котором осуществляется экологическое развитие детей путем практико-ориентированной экскурсионной деятельности. Экологическая тропа является ведущим средством формирования основ целостной, «экологической» картины окружающего мира.
- Основные задачи экологической тропы :
1. формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам;
2. развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;
3. формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умения видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения, т. е. заложить систему экологического мышления, познания, основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе;
4. воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и поведением животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
- Функции экологической тропы.
В ДОУ экологические тропинки, как назвала их Наталья Александровна Рыжова, выполняют:
• познавательную,
• развивающую,
• эстетическую,
• оздоровительную функции.
- Можно выделить 3 основных типа экологических тропинок :
1. на территории ДОУ,
2. в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес, парк, сквер,
3. в здании ДОУ.
- Занятия на экологической тропе.
Система занятий на экологической тропе составляется в соответствии с требованиями образовательного компонента по экологическому образованию в рамках программы, которую реализует наш детский сад (Примерная образовательная программа дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15, общеразвивающая дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Шаг за шагом»; Примерная образовательная программа дошкольного образования «Образование для процветания»).
Содержание экологического образования разрабатывается для каждой возрастной группы, как проектная работа на экологической тропе.
Занятия на экологической тропе проводятся в течение года, исходя из принципа сезонности, продолжительность экскурсий-путешествий в зависимости от возрастных особенностей детей может составлять от 15 до 30 минут.
- Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.
В качестве объектов (видовых точек) экологической тропинки выбираются различные виды дикорастущих, культурных растений (деревьев, кустарников, трав, мхи, грибы на живых и мертвых деревьях, старые пни, муравейники, гнезда птиц на деревьях, микроландшафты разных природных сообществ (луга, леса, клумбы, отдельные красиво цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков-солдатиков, божьих коровок, небольшие водоемы, огороды, отдельные камни, альпийская горка, фонтаны, родники и т. д.
Взаимодействие человека с природой (положительное и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории ДОУ, скворечников.
- Формы работы на экологической тропе :
1. ролевые и имитационные экологические игры,
2. систематические наблюдения за неживой природой и жителями экологической тропы,
3. проведение экологических опытов,
4. экологические практикумы,
5. ситуации эстетического восприятия природы,
6. продуктивная и художественная деятельность (по сезону и по погоде).
Эффективной организации работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев (Дядюшка АУ, Незнайка, Старичок Лесовичок, Пес Барбос, Почтальон Печкин). Дядюшка АУ и Старичок Лесовичок – лучшие друзья и помощники ребят в решении экологических проблем.
- Этапы создания и оформления экологической тропы :
1. детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
2. составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов (в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов). Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов (нарисовать в кружочке бабочку, яркий цветок, дерево и соединить эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от объекта к объекту);
3. выбор с детьми «хозяина» тропинки – сказочного персонажа, который будет давать ребятам задания, приглашать их в гости;
4. фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта экологической тропы);
5. изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;
6. составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.
Кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?
4. Работа с педагогами (за столом) : листы бумаги А-3, фломастеры, картинки, клей-карандаш, ножницы.
Я предлагаю вам, моим помощникам, разработать мини-маршрут экологической тропы нашего детского сада. Ваша задача: разработать маршрут экологической тропы и паспорт объектов на тропе для детей старшего дошкольного возраста на территории детского сада, который вы выбрали, опираясь на информацию, которую вы узнали. Возьмите 3-4 объекта для начала.
Материал для описания: научные данные, стихотворения, загадки о растениях, животных, насекомых, пословицы, поговорки.
Не забудьте выбрать хозяина вашей тропы.
Как у вас замечательно получилось! Вам пригодились все ваши знания окружающего мира, знание художественных произведений…
5. Вопросы к педагогам :
1. Уважаемы педагоги, как вы думаете, кто, кроме педагогов, администрации ДОУ может принять участие в оформлении экологической тропы?
2. Как вы считаете, надо ли посещать сразу все точки тропинки?
6. Заключительная часть.
Вывод: Я надеюсь, что наш мастер-класс от кафедры экологии нашей школы-лаборатории вам понравилась и оказалась полезной для вашей работы.
Я считаю, что работа на экологической тропе дает много ценного для педагогов :
1. это позволяет более продуктивно использовать прогулки с детьми для экологических занятий и оздоровления детей на свежем воздухе;
2. один и тот же предмет можно рассматривать в течение долгого времени в зависимости от поставленных задач, т. е. при этом присутствует элемент незаконченности, который является одним из стимулов детской познавательной деятельности. Детям всегда хочется узнать, а что же было дальше (как в сказках);
3. это дает возможность получать знания об объекте в разные сезоны года;
4. на тропе можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии;
5. здесь присутствует интегрированный подход: свои впечатления об увиденном дети выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, подвижных играх.