Елена Петрова
Конспект занятия по нравственному воспитанию «Веселее вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Веселее вместе»
Цель: Обеспечивать условия для нравственного воспитания детей. Воспитывать умение быть внимательными по отношению друг к другу. осмыслить основные нравственные ценности. Расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам нравственного воспитания дошкольников; вовлечь педагогов в обмен мнениями об успехах и трудностях нравственного воспитания ребенка; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления. Развивать слуховое внимание, наблюдательность.
Публикация «Конспект занятия по нравственному воспитанию „Веселее вместе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Вечность и актуальность проблем нравственного воспитания подрастающего поколения бесспорны. На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубиной обсуждались цели, задачи, содержание, методы нравственного воспитания. По-разному интерпретировался сам термин «нравственное воспитание». несколько уже, чем понятие «социально-нравственное воспитание». В последние годы используется словосочетание «социально-нравственное воспитание».
Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества.
Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются нравственные чувства и привычки поведения.
Традиционные блоки социально-нравственного воспитания дошкольников : коллективизм, гуманизм, патриотизм, трудолюбие.
Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто оно не бывает адекватным требованиям морали.
Как известно, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым.
Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством.
Ведущий: Ребята, какие вы сегодня красивые. Мальчики, как рыцари, уступят девочкам. Сначала садятся девочки, потом мальчики.
Здравствуйте, ребята!
Мальчишки и девчата!
Приветствую вас от души,
Дорогие малыши!
Товарищи взрослые, и вам – привет!
А больше приветов у меня нет.
Впрочем, почему же нет?
Я еще раз всем, всем, всем говорю – здравствуйте!
Что же так недружно? Ни жарко – ни холодно, ни мокро – ни сухо, ни горько – ни сладко, ни валко – ни шатко? Давайте поздороваемся не совсем обычным способом.
Мальчикам предлагаю поздороваться по-французски. Вот так: «Бонжур!» и послать воздушный поцелуй. Итак, репетируем. Здравствуйте! (мальчики здороваются).
Девочек попрошу поздороваться по-восточному. Для этого ладони нужно сложить перед грудью, сделать маленький поклон, и сказать: «Салам алейкум!». Здравствуйте!
Теперь здороваемся все вместе, но каждый по-своему: мальчики – «Бонжур!», девочки – «Салам алейкум!».
Итак: «Здравствуйте!» Замечательно.
Раздается стук.
Ведущий: Ой, кто-то к нам пришел. (лунтик).
Лунтик: Здравствуйте! Как вас здесь много! У вас, наверно в саду очень весело и интересно! Я тоже хочу ходить в ваш детский сад и играть вместе с вами. Возьмите меня к себе? А теперь давайте познакомимся. Меня зовут Лунтик. А вас?
Ведущий: Ребята, становитесь в круг. Будем передавать друг другу мяч и называть свое имя.
Лунтик: Ой, сколько разных имен, разных лиц! Нет, ребята, я вас всех не запомню. Вот хорошо было бы, если бы вы все были одинаковые: с одинаковыми именами, голосами, лицами. Тогда бы мне легче было вас запомнить!
Ведущий: Но у нас в саду все дети разные и мы не хотим, чтобы все были похожи друг на друга, как две капли воды! А почему, ребята? Расскажите лунтику, что было бы, если все дети были одинаковыми? (Родители и воспитатели не различали бы нас, мама могла забрать не своего ребенка, я позвала бы одного ребенка, а подошли бы все, было бы не интересно играть друг с другом).
Лунтик: Ну, хорошо, вы меня убедили. Тогда я постараюсь вас запомнить, а вы мне в этом помогите.
Ведущий: Ребята, посмотрите, что у меня в руках – это волшебный сундучок. Как вы думаете, что в нем? (Дети делают предложения). Интересные у вас догадки, все что вы назвали может лежать здесь. Ну а что же там на самом деле лежит, сейчас проверим (достает мешочек).
В этом мешочке лежат бусинки (высыпает их на тарелку). Давайте рассмотрим их. Какие они? Чем они похожи? А чем они отличаются?
Бусинки все разные, как и мы с вами: у нас разные имена, разный цвет глаз, волос, мы разного роста, мы разные по характеру: одни из нас спокойные, а другие непоседы, у каждого из нас есть свои интересы и увлечения. Эти бусинки необыкновенные, потому что из них можно собрать бусы нашей группы.
Послушайте, как мы это будем делать: каждый из вас возьмет одну бусинку, положит ее на ладошку и подумает, чем он не похож на других ребят. Подумали? А теперь каждый по кругу расскажите, чем вы хороши. Можно я начну? ( дает образец: я очень заботливая, потому что стараюсь, чтобы всем детям в группе было уютно и радостно). И я называю свою бусинку. А теперь (дети рассказывают по очереди
Вот у нас и получились бусы нашей группы, где каждая бусинка не похожа на другую, так же как и вы, а вместе мы большая дружная семья. А наши бусы мы повесим на домик и они будут символом дружбы нашей группы.
Лунтик: А теперь я предлагаю снова заглянуть в нашу волшебную коробку. (Достает желтый круг). Ребята, посмотрите, здесь солнышко, но почему-то оно грустное. Я кажется догадалась, у него не хватает лучиков, которые бы помогали ему дарить тепло. Давайте ему подарим лучики, а для этого обведем свою ладошку, как я, и раскрасим ее любимым цветом. (Звучит музыка).
Ведущий: А пока наши ладошки-лучики сохнут, я предлагаю заглянуть еще раз в нашу волшебную коробку. (Достает шляпу).
Посмотрите, что я достала, какая красивая шляпа. Эта шляпа поможет нам подарить друг другу комплименты. Давайте встанем в круг. Пока звучит музыка, мы двигаемся по кругу и танцуем кто как захочет, а когда музыка остановится, все должны замереть и закрыть глаза и ждать на ком окажется шляпа. Тот, на ком шляпа, хвалит соседа справа и слева. Давайте вспомним о правилах комплимента (надо смотреть в глаза друг друга, называть по имени, кому говоришь комплимент, благодарить). Я вижу, что вы все улыбаетесь, потому что приятно получать и дарить комплименты.
Лунтик: Теперь давайте вернемся к нашим ладошкам. Они уже высохли, возьмите ножницы и аккуратно вырежьте ее. Кто справился с работой, тот может приклеить свою ладошку-лучик к солнышку. Посмотрите, как оно нам заулыбалось, засияло. В таком виде оно будет согревать нашу группу, напоминать нам, какие мы все разные, очень дружные, у нас доброе сердце. По отдельности мы все лучики, а вместе теплое доброе солнышко, которое дарит всем свое тепло. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и почувствуйте тепло ваших ладошек-лучиков. Думаю, что теперь вы чаще будете замечать друг в друге хорошее, заботиться друг о друге и помогать друг другу.
Ведущий: Дети, а какое у вас сегодня настроение? Давайте теперь поиграем в игру «Определение настроения членов семьи».
- А знаете ли вы, что плохое настроение бывает и у ваших близких людей в семье? Почему? От чего зависит настроение вашей мамы или бабушки?
Узнать причину настроения близких поможет игра «Закончи предложение».
Папа расстроен, потому что.
Мама расстроилась из-за.
Дедушка посмотрел на меня строго, потому что.
Младший брат расплакался из-за.
Заключением такой игры могут стать вопрос:
- Что нужно сделать, чтобы улучшить настроение близкому человеку?
- Бывали ли вы внимательны к настроению, самочувствию своих родных?
Ведущий: Еще одной разновидностью игры на формирование нравственных качеств ребенка может стать игра «Чудо-дерево».
Деткам предлагается следующая ситуация:
- Придумайте, чем вы можете порадовать кого-то из членов семьи! На каждое предложение можно взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его!
Дети должны по одному подходить к корзине, коротко рассказывать о каком-либо добром деле ради близкого человека, берут листочек и прикрепляют его к веточке дерева. Заключением должны стать ответы на следующие вопросы:
- Посмотрите, каким зеленым стало наше дерево! Так и в вашей семье жизнь будет радостнее, если вы и все ваши близкие станут внимательнее и добрее друг к другу.
Ведущий: Ну как, Лунтик, мы убедили тебя в том, что все люди разные, по своему замечательные. Для того, чтобы жить на земле с людьми нужно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, научиться своим способам и формам взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.
Заключение. В результате социально-нравственного воспитания происходит нравственное развитие ребенка, рассматриваемое как процесс и результат, динамика поступательных изменений в сфере нравственности человека. Показателем нравственного развития человека являются представления о морали, нравственные мотивы поведения и отношения, нравственные чувства и, как высший результат, нравственные качества личности.