Наталия Катаева
Мастер-класс «Экспериментирование на прогулке и в детском саду» (проводится в зимний период)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
Публикация «Мастер-класс „Экспериментирование на прогулке и в детском саду“ (проводится в зимний период)» размещена в разделах
- Зима. Зимние поделки, рисование
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты со снегом, льдом, воздухом, продуктами питания.
Участники мастер-класса распределены на 4 группы
ХОД МАСТЕР-КЛАССА
I. Организационный момент
1 СЛАЙД- Здравствуйте, уважаемые коллеги!
2. Вступление.
2 СЛАЙД - Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Куда направить кипучую энергию и неуемную любознательность? Как способствовать развитию творческого начала дошкольника?
- На эти вопросы мы постоянно искали ответы. Изучали новые технологии обучения дошкольников, наиболее эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Считаю, что одним из таких методов является детское экспериментирование, которое позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
3 СЛАЙД Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
Экспериментирование помогает развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и»Почему?».
На практике я убедились в том, что экспериментальная деятельность, как и игровая является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.
III. Основная часть
- И мы сегодня поговорим об экспериментах. Эксперимент- это форма деятельности, к которой необходимо подготовится: определить тему, цель, место проведения,провести предварительную работу, подготовить необходимое оборудование. А так же необходимо знать примерную структуру проведения эксперимента. Давайте с этой структурой и определимся. На столах лежат конверты с предполагаемыми этапами постановки эксперимента. В каждой группе постройте структуру проведения эксперимента.
ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ. Проверка результатов по слайду. СЛАЙД
Если мы обратимся к литературе, то найдем сотни описанных опытов в помещении и на улице летом, но если вы решили экспериментировать зимой на улице, то обнаружите некоторое затруднение, так как таких опытов не так уж и много и необходимо будет их найти и сгруппировать самим.
- Давайте с вами попробуем определить, какие опыт мы можем провести с детьми на прогулке зимой.
Участники предлагают варианты опытом, которые можно провести на улице зимой. Варианты ответов прикрепляем на плакат.
-Отлично! Все эти опыты мы будем проводить по нашей структуре. Я предлагаю структуру разбить.
Проблема
Постановка задачи
Варианты решения
План эксперимента
Выбор оборудования
Правила безопасности
- Эти этапы эксперимента мы проводим в группе детского сада, это связано с климатическими условиями.
Эксперимент
Вывод
- Делаем на улице
Фиксация результатов
Опять в группе.
- Так как у нас здесь не улица и у меня очень уязвимые объекты, начнем, пожалуй, с ВОЗДУХА.
Опыт «Воздух при охлаждении сжимается.»-
Цель. : Формирование представлений о воздухе.
Материалы: воздушный шар заранее выносится на улицу.
Воздушный шар некоторое время находится на улице, сдувается, наглядно видно, что произошло с воздушным шаром. Почему так случилось? (ответы). Детям очень жалко становится шар, и они его заносят в группу, чтоб он опять стал прежним. …
Опыт «Поймай воздух.»-
Цель Формирование представлений о воздухе.
Материалы: полиэтиленовые пакеты.
- Давайте выделим свойства воздуха: прозрачный, без запаха, без вкуса, при низких температурах сжимается.
Рисунки, схематично обозначающие свойства воздуха, прикрепляются на доску.
СНЕГ
- Какой он? Давайте возьмем лупы и узнаем.
Рассматривая снег, участники выделяют его свойства: белый, непрозрачный, холодный, рассыпчатый, искристый, холодный, пушистый, состоит из отдельных снежинок. Результаты фиксируются в рисунках.
СЛАЙД
Опыт «Что тяжелее вода или снег»(на слайде фото, на котором ребенок держит два ведра: с водой и снегом)
Опыт. «Установление зависимости свойства снега от температуры»
Цель: формирование представлений о свойствах снега.
Материалы: Небольшие тазы со снегом, салфетки.
ВСЕ ВМЕСТЕ- Лепим снеговиков.
Вывод: под воздействием тепла снег тает.
Опыт «Зачем Дед Морозу и Снегурочке шуба»
Цель: формирование представлений о свойствах снега.
Материалы: снеговик, целлофановые мешочки, шуба, тарелочки для снеговиков.
Сделанных снеговиков: 1- кладем в мешочек и заворачиваем аккуратно в шубу, оставшихся снеговиков- в мешочек и оставляем на столах.
СЛАЙД (фото с предлагаемыми опытами)
Опыты : «Скрепит, не скрепит»;
«Рисование на снегу» (для проведения опыта необходимы тетрапаки с подкрашенной водой, на крышках делаем несколько отверстий).
«Защитные свойства снега»
По две- три баночки с одинаковым количеством воды поместить на поверхности сугроба, неглубоко в снегу, глубоко в снегу. Понаблюдать за состоянием воды в баночках, находящихся на большой глубине, вода замерзает медленнее. Поговорить с детьми о том, что снег защищает корни растений от замерзания.
ЛЕД
- Предлагаю рассмотреть кубики льда и выделить его свойства.
Участники рассматривают лед через лупу, обследуют с помощью рук выделение свойств: прозрачный, твердый, холодный.
СЛАЙД (фото)
Опыт «Секретики»
Опыт «Лед и соль»
Материалы: Кубики льда, соль, блюдца.
Ход эксперимента:
Спросите малыша, знает ли он, что иногда для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.
Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть (это будет контрольный экземпляр). Понаблюдайте, что будет, что происходить с льдинками.
Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы.
Теория:
Температура замерзания воды 0 градусов Цельсия. А температура замерзания солевого раствора ниже нее на несколько градусов. Поэтому когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А у него точка замерзания ниже, чем у чистой воды – поэтому и лед, посыпанный солью, начинает плавиться.
СЛАЙД Опыт «Плавает ли лед?»
Нам понадобятся: Пластиковые стаканчики из под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды.
Ход эксперимента:
Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его на мороз. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом. Опустите его в емкость с водой - он будет плавать!
Теория:
Лед не тонет в воде. И не только из-за того, что при заморозке в нем обычно остаются пузырьки воздуха и микротрещинки. Большее значение имеет то, что молекулы воды при замерзании устанавливаются в определенном порядке, обусловленном строением и ориентацией молекул. Из-за этого у льда получается плотность меньше, чем у воды, которая не замерзла. Поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.