светлана павлова
Математический кружок «Умные сказки». Программа
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Пояснительная записка. 3.
2. Новизна. 4.
3. Актуальность. 4.
4. Цель кружка. 5.
5. Задачи кружка. 5.
6. Краткая характеристика группы. 6.
7. Список группы. 6.
8. Тематический план на учебный год. 7.
9. Октябрь. 7.
10. Ноябрь. 8.
11. Декабрь. 9.
12. Январь. 10.
13. Февраль. 11.
14. Март. 12.
15. Апрель. 13.
16. Май. 14.
17. Требования к уровню знаний, умений. 15.
18. Пособия и оборудование. 15.
19. Список литературы. 16.
11. Картина ясности кружка. 16.
Публикация «Математический кружок „Умные сказки“, Программа» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Пояснительная записка
«Ребенок-это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел,
который необходимо зажечь»
АРИСТОТЕЛЬ
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, используя сюжеты русских народных сказок и сказок других народов, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
В работе математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления через сюжеты сказок и сказок и др.
Деятельность кружка способствует формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Новизна
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет математические знания при помощи сказок, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной, конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности дошкольников. Разнообразие организационных форм дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
Образовательная деятельность в математическом кружке проходят в игровой занимательной форме при помощи сказок.
Играя, дети:
1. Получают представление о числах и цифрах от 0 до 10;
2. Закрепляют знания о геометрических фигурах, развивают глазомер, учатся делить предметы на 2, 4 и более частей;
3. Закрепляют и углубляют временные представления о частях суток;
4. Учатся решать логические задачи.
Направление: Обучающее – развивающее.
График работы кружка : Четверг вторая половина дня.
Цель кружка :
Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, математического развития детей.
Задачи кружка :
1 .Учить детей составлять задачи, используя сюжеты русских народных сказок и сказок других народов.
2. С помощью сказок и загадок способствовать формированию более глубоких и четких представлений о числах.
3. Развивать логическое мышление, внимание и память.
4. Прививать любовь к устному народному творчеству, к живому образному слову, развивать речь
5. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений (с числами, цифрами, знаками, геометрическими фигурами);
6. Формировать запас знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения.
7. Решать логические задачи;
8. Развивать глазомер;
9. Делить предметы на 2, 4 и более частей;
10. Закрепить и углубить временные представления о частях суток, временах года;
11. Ориентироваться в пространстве.
Ожидаемые результаты:
- овладеть навыками составления числа из 2-х меньших;
- решать арифметические задачи, отгадывать математические задачи;
- овладеть навыками преобразования одной фигуры в другую;
- делить предметы на 4 части;
- овладеть навыками определения места положения предмета по отношению к другому лицу.
Краткая характеристика группы
Кружок посещают дети пяти-шести лет
По результатам диагностики, проводимой в начале учебного года, выбраны те дети, у которых обнаружились проблемы по основным разделам математического развития и желающие добровольно заниматься кружковой работой. Кружок проводится 1 раз в неделю 20-25 минут. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность по сюжетам сказок представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, знаками, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе.
Список детей посещающих кружок
1. Багрянова Анна
2. Баулина Виктория
3. Архипов Александр
4. Гаврилова Валерия
5. Бауэр Ирина
6. Бельман Виктория
7. Бастрыгин Дмитрий
8. Алексеев Максим
9. Пушкина Виктория
10. Кузнецова Лилия
11. Фурцев Даниил
12. Козин Илья
13. Кареева Анастасия
14. Иващенко Святослав
15. Пахомова Анна
16. Смолькин Илья
17. Бондаренко Анна
18. Бобринёв Дмитрий
19. Топилина Алина
20. Коханов Владислав
21. Галимова Елизавета
22. Голованов Денис
23. Чуканов Арсений
План математического кружка
Октябрь
1. Математический досуг : «В поисках клада»
Цель: Учить детей математике в обыденной жизни;
Развивать зрительное восприятие, внимание, умение понимать и выполнять учебную задачу; положительное и активное отношение к обучению;
Стимулировать инициативные высказывания и умение отстаивать свое мнение;
Развивать чувство коллективизма и взаимопомощи в ходе досуга.
2. Тема: «Путешествие в царство Осени».
Цель: Учить, на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий; что было раньше, что позже. Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче). Учить устанавливать отношения между целым множеством и его отдельными частями, понимать, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого множества.
Закрепить и расширить пространственные отношения: слева, справа.
3. Тема: «Сказка по математике».
Цели: Научить детей делить на 2 разные частя целое, дать понятие, что одна из них называется "одна вторая", что целое больше части, а часть меньше целого. Закрепить навыки порядкового счета, умение ответить на вопросы "который?", "какой, по счету?". Продолжить обучение детей видоизменению геометрических фигур (деление квадрата на два треугольника, с целью развития логического мышления.
4. Тема: Путешествие в город «Юных математиков»
Цели: Закрепить прямой и обратный счет, «соседей» чисел.
Закрепить название дней недели, части суток.
Закрепить цвета: серый, темно - зеленый, светло - зеленый, голубой, оранжевый. Закрепить умение соотносить цифру с числом.
Закрепить название геометрических фигур; умение ориентироваться в пространстве.
Развивать логическое мышление, память, воображение.
Ноябрь
5. Тема: «В гостях у Вини Пуха»
Цели: Закрепить представления детей об образовании числа 6, закрепить навыки счета.
Закрепить знание дней недели и их последовательность.
Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать.
6. Тема: «Путешествие в Волшебную страну».
Цель: Закрепить знание геометрических тел и их свойств. Формировать умение находить известные детям геометрические фигуры по осязательно воспринимаемому образцу.
Сформировать у детей представление об общем принципе измерения длины с помощью мерки.
Закреплять знание геометрических фигур, формировать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ их расположения, развивать воображение и творческое мышление, воспитывать умение работать в коллективе.
7. Тема: «Цветик – семицветик»
Цель: Закрепить цифру 7, совершенствовать навыки прямого и обратного счета; закрепить знания о геометрических фигурах, умение изображать их на бумаге; закрепить навыки штриховки; ориентировки на бумаге; закрепить знания детей об ориентации пространства, развивать речь, мышление, воспитывать усидчивость, внимание.
8. Тема: «В страну Сказок»
Цель: Закрепить порядковый и количественный (прямой и обратный) счет. Совершенствовать знания геометрических фигур.
Закрепить знания цвета.
Совершенствовать умение составлять и решать задачи.
Закрепить ориентировку на листе бумаги
Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца.
Декабрь
9. Тема: «Волшебный цветик – семицветик»
Цель: Продолжать осваивать цвета; развивать умение считать, правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, соотносить цифру с числом. Закреплять знания о геометрических фигурах.
Развивать внимание, мышление, память, воображение, конструкторские способности, мелкую моторику пальцев рук.
10. Тема: «Белоснежка и семь гномов».
Цель: упражнять детей в количественном и порядковом счете, различать вопросы "сколько?", "который?", "какой?", и правильно отвечать на них;
Закрепить знание детей о геометрических фигурах; Расширять пространственное представление детей: закрепить понятие слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади; Учить ориентироваться на листе бумаги;
Закрепить название и последовательность дней недели. Развивать память, внимание, мышление. Развивать интерес к играм математического содержания.
11. Тема: «Цирковое представление»
Цель: Продолжать учить детей порядковому счету, определять количество предметов, проверять правильность счета. Упражнять в счете на слух. Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 7.
12. Тема: «Путешествие в страну: «Геометрических фигур».
Цель: Совершенствовать счетные навыки детей. Упражнять в счете, учить составлять четырехугольник из счетных палочек, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах. Учить соотносить цифру с количеством предметов с помощью игры «Разложи по порядку». Развивать мыслительные операции в решении задач, внимание, фантазию, пространственные представления. Приобщать к способам безопасного поведения при проведении игры «Кто больше принесет?».
Январь.
13. Тема: «Приключения в городе геометрических фигур»
Цель: закрепить название геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал); учить анализировать форму предмета и отдельных частей; учить выкладывать цепочку фигур по алгоритму; совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта; закреплять пространственные представления, навык ориентировки на листе бумаги.
Развивать логическое мышление, творческое воображение, целенаправленное внимание; мелкую моторику рук.
Воспитывать дружеские отношения между детьми, умение работать в паре; желание помочь попавшим в беду.
14. Тема: «Приключения Буратино и его друзей»
Цель: Развитие познавательно - творческих способностей детей.
Развитие внимания, зрительной памяти.
Продолжать учить анализировать и объяснять, что лишнее в группе предметов, решать логические задачи, развивать способность к установлению закономерностей, объяснять и доказывать правильность решения.
Продолжать учить делить чётное количество предметов пополам.
Учить детей задавать вопросы и слушать ответы других.
Развивать речь, желание высказывать своё мнение.
Развивать умение слушать и слышать вопрос.
Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с любимыми героями сказок, желание прийти на помощь попавшему в беду.
15. Тема: "Один день в школе Мальвины"
Цель: Закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях. Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой.
Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели.
Февраль:
16. Тема: «Путешествие в сказку»
Задачи: Закрепить соотношение цифр с количеством предметов с помощью игры «Встань по порядку». Закрепить с детьми полученные знания в проведении комплекса игр, динамических паузах, практических упражнениях «Назови соседей числа». Развивать мыслительные операции в решении задач, внимание, фантазию, пространственные представления. Способствовать повышению общей работоспособности детей, снятию психического напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой. Воспитывать в детях силу воли, достижение своей цели. Учить сопереживать чужому горю.
17. Тема: «Путешествие в город удивительной математики»
Цель: Закрепить знания прямого, обратного и количественного счета, геометрических фигур и цвета; дней недели. Продолжать учить логически, мыслить. Развивать творческое мышление, воображение. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, сострадания, желание прийти на помощь друг другу.
18. Тема: «Страна сказок»
Цель: Закрепить знания цвета. Совершенствовать знания геометрических фигур, умение решать задачи. Продолжать формировать навыки самостоятельной работы. Продолжать устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать речь, наблюдательность, познавательный интерес, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление. Развивать фантазию, творческое воображение.
Воспитывать интерес к математическим занятиям, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
19. Тема: «По страницам сказок»»
Цель: Развивать логическое мышление, умение классифицировать предметы по 2 и более признакам, изменять основание классификации.
Упражнять в порядковом счете, в составлении целого из частей с опорой на образец. Закреплять умение находить закономерность следования ряда, представления о временных последовательностях: дни недели, месяцы; ориентировку на листе бумаге в клетку.
Март.
20. Тема: «Гуси - лебеди»
ЦЕЛЬ: Закрепить у детей представление о форме;
упражнять в счете;
развивать зрительную память, умение соотносить количество с цифрой;
учить детей анализировать способ расположения частей, составлять фигуры, ориентируясь на образец;
воспитывать чувство доброжелательности, дружелюбия, сплоченности.
21. Тема: «Поиски философского камня».
Цель: Закрепление знаний о геометрических фигурах; закреплять умение решать задачи и примеры, находить соседей числа, находить пропущенные знаки «плюс», «минус», «больше», «меньше»; развитие конструктивных способностей; развитие логического мышления, внимания; ориентировка в пространстве и на листе; закрепление знаний пословиц.
22. Математический досуг «Ну, Волк, погоди»
Цель: Закреплять знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб, полукруг) и объемных тел (куб, шар, цилиндр, конус) и их свойств, закреплять умение производить вычисления в пределах первого десятка, решать логические задачи на поиск недостающих фигур, определять время по часам. Развивать логическое мышление. Мыслительные операции: анализ, абстрагирование, сравнение, классификацию, внимание, кратковременную память, воображение, умение рассуждать, доказывать. Доставить детям радость, удовольствие от игр и упражнений математического содержания. Закреплять умение сообща решать поставленные задачи. Воспитывать стремление приходить на помощь сказочным персонажам. Продолжать учить применять полученные знания в игровых и жизненных ситуациях.
23. Тема: «Путешествие по сказкам»
Цель: Поддерживать интерес к математике. Закреплять знания, полученные на занятиях. Совершенствовать умение детей участвовать в театрализованных играх и спектаклях.
Апрель:
24. Тема: Путешествие в Цветочный город «Незнайка и его друзья»
Цель: Закрепить порядковый и количественный счёт используя сказочных героев, закрепить все цифры, пространственное расположение предметов, запоминать простейшие математические понятия слева, справа, впереди, сзади; воспитывать любознательность, развивать смелость, инициативность.
25. Тема: «Путешествие по островам».
Цель: Упражнять детей в прямом и обратном счете, в счете в пределах 10, в счете двойками. Продолжать учить, правильно отвечать на вопросы: сколько? На котором месте по счету? Развивать комбинаторные способности, умение обобщать и сравнивать, развивать воображение, логическое мышление, сообразительность. Закреплять умение пользоваться знаками (> и <, продолжать решать логические задачи на установление закономерностей, закреплять воссоздание силуэта по точкам.
26. Тема: «Путешествие по русским народным сказкам»
Цели: Закрепить представление детей о порядковом и количественном счете;
закрепить представления о геометрических фигурах;
обобщать представления о профессиях;
воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки
активизировать внимание и память детей;
воспитывать уважение к старшим, любовь к родителям;
совершенствование навыков и умения детей в аппликации.
27. Тема: «Математический КВН».
Цель: Проверка умений детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.
Закрепить порядковый счёт; установление связей и отношений между числами натурального ряда; состав числа из 2-х меньших; счёт единиц по мерке, равной нескольким частям, которые физически не объединяются; зависимость числа от величины мерки при неизменной величине объекта измерения.
Май.
28. Тема: «Математическое королевство»
Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи на сложение и вычитание;
Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда «лишний» по характерному признаку;
Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;
Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
29. Тема итогового занятия:
«В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»
Цель: Повторение детьми пройденного за год материала в кружке по элементарным математическим представлениям.
Закрепить знание числового ряда, чисел последующего и предыдущего, знание геометрических фигур, умение ориентироваться на плоскости листа, выполнять практическое измерение длины с помощью мерки.
Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, интерес к предмету.
30. Математический праздник : «Мы дружим с цифрами от 1 до 10»
Цель: Продолжать формировать представления детей о числах и цифрах
Усовершенствовать умение детей считать до 10, оперировать числами и цифрами, используя различные анализаторы.
Продолжать закреплять знания детей о цвете и форме предметов.
Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.
Продолжать формировать умение классифицировать предметы по их назначению.
Продолжать развивать речь детей, посредством использования художественного слова.
Продолжать развивать предпосылки учебной деятельности – память, мышление, восприятие, внимание, фантазию.
Воспитывать организованность, усидчивость, взаимовыручку.
Основные требования к уровню умений и знаний
должны знать:
• счет в пределах 10 (количественный и порядковый;
• числа второго десятка;
• геометрические фигуры:
• временные представления о частях суток, временах года;
должны уметь:
• творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях.
• понимать независимость числа от величины, расположения предметов и направления счета;
• уметь решать арифметические задачи и записывать решение;
• устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
• ориентироваться на листе бумаги в клетку, пространстве;
• раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, высоте, ширине, толщине;
• решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
• понимать задание и выполнить его самостоятельно;
• проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
Пособия и оборудование
- «Математика для детей пяти-шести лет» Е. В. Колесникова;
- рабочая тетрадь для детей пяти-шести лет «Я считаю до десяти»;
- набор занимательных игр : «Сложи узор», «Составь картинку», «Дорисуй», «Считай дальше», «Веселый счет» и др. ;
- разрезные картинки;
- пирамидки;
- набор геометрических фигур;
- набор цифр;
- числовая лесенка;
- цветные карандаши;
- простые карандаши;
- ручки;
- тетради в клетку;
-костюмы персонажей сказочных героев;
- картинки с персонажами сказок;
- карточки с заданиями;
- аудиозаписи;
- логические игры;
- доска.
Список литературы:
1.«Математика для детей пяти-шести лет» Е. В. Колесникова;
2. «Развитие математического мышления у детей 5-7лет.» Е. В. Колесникова.
3. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх. М. ,1992.
4. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. ,1990.
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2:Практическое пособие для воспитателей и детей в ДОУ"
6. Методистов ДОУ/ Авт. -сост. Е. Н. Панова. -Воронеж:ЧК Лакоценин С. С. ,2007.-96с.
7. Л. Г. Питерсон, Н. П. Холина. «Раз – ступенька, два – ступенька».
8. Т. И. Ерофеева «Дошкольник изучает математику»
9. Т. Г. Любимова «Хочешь быть умным? Решай задачи».
10. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников».
11. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ».
12. А. В. Белошистая «Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет»
13. Т. М. Бабушкина. «Математика. Нестандартные занятия». Изд. торговый дом «Корифей», 2009
14. Е. Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003г.
Картина ясности кружка.
Таким образом, работа в кружке развивает интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания, следовательно, способствует прочному усвоению программного материала.