Папки-передвижки

Математика и музыка

Елена Митичян
Математика и музыка

Математика и музыка. Что общего между этими совершенно разными понятиями? В своей работе я попыталась показать связь между математикой и музыкой, а занятия музыкой помогают изучению математики.

Цель

провести взаимосвязь между музыкой и математикой;

Публикация «Математика и музыка» размещена в разделах

создать условия для усвоения дошкольниками инновационных методов музыкального воспитания в детском саду;

обеспечить успешное развитие музыкальных способностей и логического мышления у детей.

Задачи:

Разработка плана проекта; Поиск теоретического материала; Создание и разработка вопросов для анкеты родителям по теме «Развитие математических способностей посредством музыкальных занятий»; Создание презентации по теме «Математика в музыке»; Подготовительный этап

Установить связь между звуками и способностями личности ребенка; Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитей способностей и логического мышления детей, посредством музыкальных занятий. Активно воздействовать на всестороннее развитие дошкольников: - обогащать новыми представлениями и понятиями; - активизировать мыслительную деятельность (умение анализировать, воспроизводить предложенный музыкальный материал : ритм, темп, мелодию; умение сравнивать, обобщать, классифицировать). - активизировать двигательную активность воспитанников (развитие мелкой моторики рук (кистей и пальцев); - р азвивать музыкальные способности и математическое мышление посредством системы игровых упражнений; - формировать умение ориентироваться в пространстве, во времени; - усовершенствовать навыки музыкального счета в пределах первого десятка.

Давая понятия детям об основных музыкальных терминах «форте» или «пиано», мы косвенно знакомим их с математическими знаками «больше» или «меньше». «Тихо-громко» Е. Тиличеевой. «Колыбельная». («Новый музыкальный букварь» О. Ивановой, И. Кузнецовой) Осваивая песенный материал, дети знакомятся с делением звуков: узнают, что они бывают длинными, короткими, высокими, низкими. («Лесенка», «Птичка – невеличка» Е. Поддубной). При знакомстве с формой музыкального произведения, закрепляют понятия о геометрических фигурах. (размер музыкального произведения : 2/4,, 4/4, прямоугольник, треугольник, квадрат). В игре на простейших ударных инструментах, дошкольники осваивают основы музыкального счёта в пределах первого десятка. («Калинка», «Барыня» и т. п.). Музыкальные инструменты развивают более тонкий слух, чувство ритма, музыкальную память, мышление.

В музыкальных играх дошкольники также получают математические знания : в основе музыкальных игр лежат как правило считалки. Считалки - это поэтические произведения, в которых заложена собственная ритмическая структура, которая способствует запоминанию числительных и их последовательности. Раннее усвоение детьми считалок, указывает на возникновение у ребенка формирования элементарных математических представлений как вида интеллектуальных впечатлений.

Считалки ценны для обучения дошкольников потому, что легко превращаются в музыкальные игры, что соответствует ведущему виду деятельности в этом возрасте. (Именно в игре ребенку рассуждать легче всего). Таким образом, навык счета, обучение которому предусматривается математической подготовкой дошкольников, является одним из стержневых элементов умственного развития и показателем наличия логики в сознании развивающегося человека.

Пальчиковая гимнастика также закладывает у дошкольников математические знания. «Бьют часы» «Топ, топ, топ» Е. Поддубной. Фонопедические и логоритмические упражнения также способствуют развитию математических способностей у детей: (фонопедический метод развития голоса – это подготовительный, вспомогательный, узконаправленный метод решения координационных и тренировочных задач для постановки голоса, основанный на двигательных приемах и применяемый на начальном этапе работы для приведения голосового (певческого) аппарата в норму).

(логоритмические упражнения - направлены на совершенствование речи ребенка, активизацию его двигательных навыков, умение ориентироваться в пространстве, понимание смысла предлагаемых заданий (дыхательно – голосовая зарядка с движением (Стрельникова, упражнения на расслабление, пропевание гласных звуков с движением) – все это приучает детей к оздоровительному режиму. Разучивание танцев и плясок идет под счет, дети учатся ориентироваться в пространстве: вперед, назад, влево, вправо; по диагонали; врассыпную; в круг, парами, тройками и т. д.

Вывод: Таким образом, музыкальные и математические операции родственны и по содержанию и психологически. Занимаясь музыкой, ребенок развивает и тренирует свои математические способности. Так повторяя одну и ту же мелодию, ребенок тренирует память; он учится последовательно излагать события, факты, явления.

Музыка и математика

В античные времена музыка и математика были очень близки и практически составляли одну область человеческого знания. При помощи музыкального инструмента- монохорда (предшественника современного рояля)- древнегреческие теоретики делали математические исчисления. А в учении Пифагора математика представлена как эстетика.

В различные эпохи философы подчеркивали скрытую взаимосвязь, существующую между музыкой и математикой. Исследователи Б. Варга, Ю. Димень, Э. Лопариц находили разнообразные «точки соприкосновения» математического знания и музыкального творчества (ритм, вариации – перестановки; симметрия - отражение, пропорции, последовательности; параллели- аналогии, противоположности, упорядочение, повторение, структура).

Математический компонент представляет собой основы знания соответствующей науки, а музыкально-художественный, как образец художественного творчества, можно считать произведением, родственным прикладному искусству.

В учении Пифагора о гармонии сфер число и звук также оказываются неразрывно связанными. Гармония – одно из понятий, имеющих математическое выражение (знаменитое «золотое сечение») и вместе с тем применимое к описанию эстетических явлений, а также человеческих отношений. В математике, как и музыке, есть постоянные и переменные величины. Музыка основана на соотношении числа и времени и не существует без них. Время, в свою очередь, объединяет длящееся и не длящееся. Время всегда предполагает число и его воплощение. А. Ф. Лосев пишет, что музыка есть «выразительное, символическое конструирование числа в сознании. Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно».

Что же может сочетаться при музыкально-математическом содержании? Это положение на музыку считалки, песенки, отражающие содержание математических единиц (геометрических фигур, счета, задач и т. д., временных и пространственных отношений -нотная грамотность (ноты как знаки и их расположение на нотном стане, понятия выше, ниже и т. д., содержание общих категорий (ритм, симметрия и др.)

* Свойства художественного восприятия мира:

- художественная образность;

- гармония, полифония;

- символичность музыкальной грамоты;

- эмоциональное «разгорание»;

- насыщение переживаний и ассоциаций;

- становящийся и забывающийся звук;

- звукоразличение.

Свойства математической деятельности :

- абстрактное соотношение элементов фигур;

- логика рассуждений;

- символичность математических терминов;

- оптимальность работы мыслительных операций;

- переход к абстрактному мышлению;

- преобразования;

- сравнение фигур, объектов, величин.

Примерные задания:

- на демонстрацию аналогичности гармонии с логичностью :

а) сравните ряды:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си;

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

б) сравните ритм, такт, тембр с преобразованиями математических выражнений;

в) подберите музыкальное сопровождение для точки, прямоугольника, треугольника, окружности;

- эмоциональное сопровождение строгих математических соотношений, рассуждений, построений.

Например, при изучении числа 2 необходимо, прослушав музыку, ответить, что это- песня или танец? Определить, что под эту музыку ровно и мерно, как тикают часы, бьется пульс, стучит сердце. Затем можно прибавить к шагам хлопки и прохлопывать каждый шаг. Затем попробовать записать шаги и музыку с помощью палочек (шаг левой ногой- палочка, шаг правой- еще одна). Посмотреть, сколько палочек удалось записать.

Задания на соотношение отрезков времени в музыке, танце, поэзии (ритма) наиболее полно представлены в программе по воспитанию и образованию детей 6-7 лет в детском саду «Радуга».

Проект «Математика и музыка»

Математика в музыке

Какая связь может быть между математикой, мудрой царицей всех наук, и музыкой? Как могут взаимодействовать такие совершенно разные человеческие культуры? Я предлагаю найти ответы на эти вопросы, доказать, что связь между музыкой и математикой существует.

Дважды два – четыре,

Дважды два – четыре,

А не три, а не пять – это надо знать!

Дважды два – четыре,

Дважды два – четыре,

А не шесть, а не семь – это ясно всем!

Трижды три навеки – девять,

Ничего тут не поделать!

И нетрудно сосчитать,

Сколько будет пятью пять!

Пятью пять – двадцать пять!

Пятью пять – двадцать пять!

Совершенно верно!

Вслушайтесь в эту веселую песенку. На её примере можно предположить, что музыкальные занятия в ДОУ помогают изучению математики. С помощью этой песенки можно легко запомнить некоторую часть таблицы умножения. Мы думаем, что ни один человек в мире не может прожить без математики и без музыки.

Наверняка, каждый из вас сейчас подумал, какая же связь может быть между математикой - мудрой царицей всех наук, и музыкой?

Я поставил перед собой цель: доказать, что связь между музыкой и математикой существует.

Для достижения цели надо решить три задачи:

проанализировать литературу по теме исследования;

сравнить материал, изучаемый в музыкальной школе, и материал, который изучают ученики в школьном курсе математики;

сформулировать выводы.

На первых же уроках сольфеджио – так называются уроки музыкальной грамоты – ученики музыкальных школ сразу же сталкиваются с математикой.

В музыке все считать надо. Как и в математике.

7 нот, 5 линеек нотного стана, интервалы.

А ноты-то все разные. Одни коротенькие совсем, другие длинные.

Так в 5-6 лет ребята, которые занимаются музыкой, узнают, что ноты или что-нибудь другое может делиться. А ведь деление школьники начинают изучать только в 8-9 лет, в конце второго класса. Интересно, что у истоков музыкальной грамотности стоял великий математик Пифагор. И не случайно!

Чтобы записать слова – мы используем буквы, числа – цифры, а музыку – ноты.

При записи мелодии, звуки имеют свою длину (длительность).

Здесь и происходит сопоставление целого числа и целой длительности, дробного числа и длительности коротких нот, записываемых при помощи дроби.

Предлагаю рассмотреть нотную запись отрывка пьесы Петра Ильича Чайковского «Сладкая греза», исполняемого на блок-флейте.

Не зная математических понятий, не умея различать дроби, не умея сравнивать их, невозможно было бы сыграть музыкальный фрагмент.

Именно здесь мы сталкиваемся с математической операцией сравнения.

В музыке, как и в математике, тоже есть понятие параллельности. Параллельные тональности, а ещё линии нотного стана всегда параллельны, то есть никогда не пересекаются.

Кроме вышеупомянутых понятий, с понятием последовательность в математике мы встречаемся крайне часто. Обычно цель при встрече с ними – отгадать следующее число или символ.

Все музыкальные произведения тоже записываются нотами в определенной музыкальной последовательности.

Таким образом, математика и музыка – два полюса человеческой культуры, два школьных предмета, две системы мышления, тесно связанные между собой:

Музыкальные и математические операции родственны и содержательно и психологически.

Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические способности.

Данное исследование доказывает, что музыка помогает изучать математику. Ребятам, которые занимаются музыкой легче справляться с математикой в школе.

А закончить я хочу словами великого математика Лейбница : «Музыка есть таинственная арифметика души; она вычисляет, сама того не сознавая».

Приложение: Презентация «Математика и музыка».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!»Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!» Фотоотчет детского конкурса чтецов «Математика повсюду! Математика везде!» Сегодня в «Детствограде» был веселый праздник математики! Да.

Лэпбук «Математика нужна, математика важна»Лэпбук «Математика нужна, математика важна» Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть.

Лэпбук «Музыка»Лэпбук «Музыка» Музыка обладает возможностями воздействия на детей с самого раннего возраста, оказывает положительное влияние, формирует его вкусы и предпочтения.

Лэпбук «Музыка»Лэпбук «Музыка» .

Музыка и детиМузыка и дети Сегодня к нам опять приходили долгожданные гости из музыкальной школы. Наши ребята познакомились с новыми музыкальными инструментами, их.

Музыка в моей жизни. Музыка, музыка, музыка… Как всё просто, но как сложно объяснить словами. Это неповторимое чувство наслаждения от покалывания тысячи мелких.

Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде»Педагогический проект «Математика повсюду, математика везде» Участники проекта: дети старшей группы, родители Вид проекта: познавательно – игровой Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь.

Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде…»Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде…» Сценарий детского конкурса чтецов «Математика повсюду, математика везде.» Цель: В игровой форме закрепить и расширить знания дошкольников.

Фотоотчет «Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!»Фотоотчет «Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!» Выставка детских рисунков «Математика повсюду! Математика везде!», посвящена стихам о математике. Организация выставки была приурочена.

Эссе «Музыка — моя профессия, музыка — моя жизнь» Как я узнала о музыке? Музыкой я начала заниматься с 5 лет. С раннего возраста привыкала к сцене, наблюдала за выступлениями взрослых артистов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Математика и музыка
Опубликовано: 18 апреля 2022 в 11:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД