Елизавета Шевченко
Консультация для воспитателей «Роль занимательной математики в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«РОЛЬ ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
В РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ»
Математика зарождалась в древности из попыток человека познать законы мироздания. Умы великих людей пытались постичь законы
Современная педагогика и психология рассматривают развитие личности как процесс усвоения общественно – исторического опыта человечества. Этот опыт в его обобщенном виде передается молодому поколению взрослыми в процессе обучения.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль занимательной математики в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
В настоящее время создано и успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Под математическим развитием дошкольников следует понимать изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате логических операций.
Методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. Предвестником её, как науки, было устное народное творчество. Различные считалки, поговорки, пословицы, загадки - шутки приобщали детей к счету, формировали понятие числа. Мысль об обучении детей счету в процессе упражнений была высказана первопечатником Иваном Федоровым в созданной им первой печатной учебной книге в России – «Букваре» (1574 г.).
Вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста математическим знаниям нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Каменским, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и другими. Они признавали роль и необходимость первичных математических знаний в развитии логического мышления.
В последнее время появилось очень много современных психолого – педагогических исследований, где отмечается, что эффективность развития математических представлений возможна только при сочетании с новым, а именно занимательной математикой, развивающими логико – математическими играми и упражнениями.
Подготовку детей дошкольного возраста к изучению математики нельзя решать в настоящее время, так как решалась она сто или пятьдесят лет тому назад. По своему содержанию эта подготовка не только формирует представление о числах, геометрических фигурах, обучению счету, сложению, вычитанию, измерению, с точки зрения современной концепции, не менее важным является развитие логического мышления. Конечно, это не прямое обучение логическим операциям и отношениям, а подготовка детей к усвоению точного смысла слов, словосочетаний, практических действий. Таким образом, логическая подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
Уровнем сформированности интеллектуальных способностей в дальнейшем определяется умением человека ориентироваться в потоке информации и самостоятельно решать встающие перед ним задачи.
Исходя из вышесказанного, я поставила цель собственной педагогической деятельности – развитие умственных способностей средствами занимательной математики.
Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:
1. Эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность (только в этом случае он понимает и ощущает, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать красоту решения проблемы).
2. Стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление.
3. Передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их реализации.
4. Поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.
Определила непременные условия для успешного формирования детской деятельности с игровым математическим материалом :
1. Систематическое внимание педагога к формированию у детей сенсорных умений и способностей : умение различать геометрические фигуры по строению, размеру, пропорциональному соотношению сторон, умению сравнивать, представлять, воссоздавать, видоизменять.
2. Использование разнообразных, требующих активной умственной деятельности, постепенно усложняющихся игр и упражнений математического содержания.
3. Руководство детской деятельностью, направленное на стимулирование активности, инициативы, творчества, желания добиваться лучшего результата (совместная с ребятами игра, участие в игре, организации игры подгруппами, игр – соревнований, оценка результатов).
4. Включение в содержание работы разнообразных элементарных занимательных математических игр и задач, требующих не стандартные пути решения: головоломки, логические кубики, логические задачи, лабиринты, игры на составление целого из частей, воссоздание силуэтов.
На первом этапе работы дети осваивают простейшие игры математического содержания : выкладывают и преобразовывают фигуры из счетных палочек, спичек, лучинок по заданному образцу, затем по собственным замыслам.
Я уделяю внимание развитию целенаправленного восприятия, проявлениям элементарной самостоятельности: выбрать игру по интересам, решить игровое задание. Задачи и игры постоянно усложняются. Устанавливаю взаимосвязь между содержанием и методами обучения на занятиях и самостоятельной детской деятельностью.
В группе созданы условия для игровой деятельности. Организованна игротека (уголок занимательной математики, где подобраны игры различной степени сложности: игры на перестановку фигур – «Поменяй местами», «Сделай также», «Четыре по четыре»; на нахождение пути следования, признаков сходства и отличия: лабиринты «Найди дорожку», «Кто съест морковку?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Найди одинаковые», на составление фигур из отдельных частей: «Составь квадрат», «Составь фигуру силуэтов», «Танграм», «Головоломка Пифагора»; объемных фигур («Куб – хамелеон», «Уголки»).
Включаю в содержание занятий нестандартные игры, упражнения, в которые дети не могли играть самостоятельно. К ним относятся логические задачи на выявление закономерности следования. Использую на занятиях игровые упражнения на группировку фигур и предметов («Наведи порядок», «Каждой игрушке – свое место», на нахождение отличительных признаков, на составление и преобразование геометрических фигур, выделение их свойств, классификацию по признакам цвета, формы, размера, задачи – шутки, математические загадки.
С целью развития воображения, пространственного мышления, детям предлагаю задачи на смекалку, с использованием счетных палочек, цветных лучинок, игровые ситуации «Научи Незнайку», «Помоги Буратино найти ошибку», с последующим помещением игрушечного персонажа в уголок занимательной математики.
Постепенно увеличиваю количество творческих заданий на занятиях, шире использую игры на составление геометрических фигур из частей, на воссоздание силуэтов из элементов, решение логических задач. Постановка заданий стимулирует самостоятельность: «Придумай свое», «Составь новое, интересное». В дальнейшем дети овладевают умением ставить перед собой цель и реализовывать её. Из элементов игры «Танграм» ребенок составляет самолет, ракету, проявляя оригинальность замысла и выполнения.
На своем опыте я убедилась, что занимательный материал позволяет упражнять не только память, но и мыслительные процессы.
Логико – математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета. Дети учатся догадываться, доказывать, а ведь это особенно важно, ибо народная мудрость гласит «Ум без догадки – гроша не стоит».
На занятиях использую шутливые вопросы, где без догадки не обойтись «Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?», «Шел ослик в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько осликов шло в город?». Такие шутливые вопросы являются своеобразной умственной гимнастикой; предупреждают пассивность, формируют настойчивость и целенаправленность.
Как в самостоятельной деятельности, так и в деятельности на занятиях, основное внимание обращаю на постепенное усложнение умений, способов практических действий, которыми овладевают дети. Это обеспечивает переход от исполнительских действий к самостоятельным, инициативным, творческим.
Постепенно значительно меньше использую показ и пояснения, а больше уделяю внимание приемам стимулирующим интерес детей к поставленной задаче, желание найти способ для её решения. Не забываю обращать внимание на осознанное отношение детей к своим ошибкам, хвалю тех, кто умел спокойно признать свою ошибку.
Находясь рядом с детьми в уголке занимательной математики, стараюсь тактично, не навязывая свою идею, помочь в выборе игры, хвалю детей за проявление самостоятельности. Если чувствую, что у детей пропадает интерес к игре, подсказываю направление поиска. В результате такой работы появляется у детей активность в играх, желание играть небольшими подгруппами.
Приучаю детей к определенной последовательности действий, а именно: сначала внимательно рассмотреть образец, рассказать о строении предмета, который надо получить, поставить перед собой цель; выделить составляющие части или значимые признаки предмета, спланировать последовательность и характер действий, выполнить их и осуществить контроль (правильно ли я выполнил работу).
Усложняя логические игры и упражнения, учу детей находить недостающие фигуры в третьем и втором рядах, выделять закономерность построения рядов, группировать фигуры по свойствам, и вот постепенно инициатива в играх переходит к детям. Они перестают обращаться к педагогу за помощью, увлеченно ищут новые варианты решения задач.
Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными для детей являются загадки, загадки – шутки. Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную нагрузку. Которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, условием задачи.
Такой материал, как загадки, загадки – шутки активизируют умственную деятельность у детей, умение выделять главное. Я использую этот материал на прогулках в процессе беседы, во время наблюдений, подбирая для них нужную ситуацию. Наблюдения за деревьями: росло четыре березы, на каждой березе – по четыре больших ветки, на каждой большой по четыре маленькой и на каждой маленькой ветке – по четыре яблока. Сколько всего яблок? Увлеченные подсчетом веток, они не замечали шутку, но при решении следующих задач становятся намного внимательнее. Применяю задачу - шутку при смене деятельности, это активизирует, переключает внимание детей, служит средством интеллектуального развития дошкольников.
И так, методически правильный и к месту использованный занимательный материал способствует развитию логического мышления, наблюдательности, находчивости, быстроты реакции, интереса к математическим знаниям, формированию поисковых подходов к решению любой задачи.