Ольга Гладкая
Проблемы подготовки детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Ваш ребенок идет в первый
Класс
Главная задача родителей – воспитать у ребенка чувство радости от предстоящей встречи со школой. Как? Лучше всего с помощью игры. Играйте с ребенком в школу, поощряйте такие игры со сверстниками. Чаще вспоминайте забавные случаи из своей школьной жизни. Не оставляйте ни одного вопроса сына или дочери без ответа, сами задавайте вопросы: это развивает мышление.
И ни в коем случае не пугайте школой. Во всей атмосфере дома должно царить ощущение, что школа – это хорошо, что ребенка ждет интересная работа, что начинается взросление. А детям так хочется поскорее стать большими.
Публикация «Проблемы подготовки детей к школе» размещена в разделах
Знания, полученные без радости, усваиваются плохо. Очень важно помочь в самом начале долгого пути к знаниям. Недаром говорят: хорошее начало – половина работы.
Однако школа это не игра. И знания в школе требуют от учеников четкого выполнения школьных правил. Все школьные правила, влияющие на реальные оценки достоинств ученика, можно сгруппировать на три основные группы:
1. Дисциплинарные правила или правила послушания, требующие безоговорочного выполнения и не нуждающиеся в подробных инструкциях, показе того, как надо это делать. (К примеру: открыть учебник)
2. Навыковые правила или правила прилежания, требующие от ребенка как можно более тщательного подражания действиям учителя, точного копирования его образцов.
3. Правила мышления о законах математики и лингвистики, а позднее – истории и биологии, литературы и физики. В этой группе правил сосредоточено все новое, что только еще должно развиваться у ребенка в результате школьного обучения.
Готов ли ваш ребенок к школьному
обучению?
Все родители, конечно же, хотят чтобы их дети в школе хорошо учились, не уставали, не болели, были веселы и жизнерадостны.
Это возможно, если им немного помочь, подготовить к обучению в школе.
В понятие «готовность к школьному обучению» входят
следующие составные части:
1. Развитие речи.
2. Развитие интеллектуальных способностей.
3. Развитие произвольности, то есть, ребенок должен научиться действовать в соответствии с принятым намерением.
4. Развитие познавательной активности.
5. Развитие мелкой моторики (движений мелких мышц кистей рук).
6. Сформированность внутренней позиции школьника.
Воспитание навыков учебной
деятельности.
Подготовка к школе в широком смысле – это физическая, психологическая, нравственная и мыслительная готовность к обучению.
Важным моментом для умственного развития ребенка – дошкольника является умение принять учебную задачу или в некоторой ситуации поставить задачу самостоятельно. Задача должна быть посильной ребенку. Дети охотно выполняют несложные работы, подражая взрослым.
Дошкольнику нравятся такие поручения, выполнение которых содержит элементы игры.
Родители должны развивать у ребенка способность слушать и слышать взрослого, четко действовать по намеченному плану. Ведь ребенку на уроке в школе необходимо будет одновременно слушать педагога и писать в тетради, рассматривать рисунок на доске и слушать объяснения. Такая особая сосредоточенность, направленность на определенную цель и есть внимание. Без него невозможно выполнение любой, даже самой простой деятельности. Умение переключать внимание также необходимая сторона подготовки ребенка к учебной деятельности.
Переключать внимание можно в процессе утренней зарядки, Двигательных упражнений. Необходимо, чтобы ребенок научился доводить задуманное до конца, не отступал перед неудачей.
Будущую судьбу ребенка во многом определяет степень развития его познавательной любознательности.
Необходимо постоянно ставить перед детьми вопросы, на которые они могли бы ответить. От родителей, в первую очередь, зависит уровень умственной активности ребенка, определяющий его успехи в различных видах детской деятельности, а затем и в обучении. Очевидно, если заранее воспитывать навыки учебной деятельности у дошкольников в семье, то учеба нашим детям будет не в тягость, а в радость.
Умеет ли ребенок учиться?
Нет детей – есть люди, но с иным масштабом
понятий, иными источниками опыта, иными
стремлениями, иной игрой чувств.
Помните, что мы их не знаем.
(Януш Корчак)
Что такое умение учиться?
Когда заходит речь о человеке, умеющем учиться, предстает образ книжника, который, наткнувшись на какой-то пробел в собственных знаниях, начинает испытывать жажду познания. Однако умение учиться не следует понимать так узко. Иные люди мудреют, черпая свой жизненный опыт из общения с другими людьми, из размышлений, из общения с природой.
Человек, умеющий учиться точно и конкретно, знает свои возможности и свою ограниченность.
Ребенок умеет учиться, если:
• понимает, что он чего-то не понимает, не умеет, не может, и приучен говорить об этом с учителем. Не считает зазорным сказать: «Я не понял вопрос», «Я забыл.»;
• умеет отличать новую задачу от старой и задумывается над тем, как ее решить, а не «лепит» первый попавшийся ответ. ;
• отличает вопрос, на который можно ответить, поразмыслив, посмотрев, понюхав, пощупав от вопроса, на который невозможно ответить без дополнительных знаний, которые можно извлечь из учебника и книг или добыть у взрослого;
• может не только сказать взрослому о своем незнании, неумении, непонимании в инфантильной манере («я не знаю», «я забыл», но даже сформулировать причины своих трудностей рассматривая предмет с разных точек зрения.
Если все это ребенок умеет, то он легко справится со школьной премудростью.
Что надо знать родителям дошкольника о навыках письма.
,
Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела.
Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Поэтому, работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.
Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье – ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии сада и семьи.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный подчерк, следующее:
*пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательными пальцами, причем, большой расположен несколько выше указательного, опора на мизинец и ребро ладони;
* кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола.
* Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца – примерно 1,5 – 2,5см.
* Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть, на письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола.
* Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
* Ребенок сидит за столом прямо, голова (не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует нарушению осанки.
Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:
- неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой». ;
- неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета:
ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;
неправильное положение руки: кисть вывернута, кисть зависает над столом, зависает локоть, зависает локоть и кисть. ;
--неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы…;
- слишком сильный (чаще) или слишком слабый (реже) нажим при письме или рисовании;
- неправильное положение тела: ребенок принимает неудобное положение тела…
Чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка:
1. Недостаточный опыт работы за столом. Отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш или ручку. (Необходим: систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника)
2. Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме.
3. Когда имеет место жесткая фиксация кисти. Может помочь обведение и рисование крупных фигур, размером в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания.
Для развития тонкой ручной координации важно,
чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности.
Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей.