Ирина Щепетинникова
Материалы конкурсного задания к Всероссийскому конкурсу педагогического мастерства «Вопросы времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Ответы на некоторые конкурсные вопросы:
1. Требуется ли для работы в детском саду призвание? Какие качества вы считаете объективным доказательством того, что человек обладает таким призванием?
Вспоминая историю становления детских садов, осознанно понимаешь, что дети — дошкольники неслучайно сравнивались с цветами, растущими в саду, настолько они ранимые, нежные, беззащитные, настолько неповторимо разные и требующие постоянного трепетного ухода, чуткие на отношение к ним взрослых, и даже ростом они малы. Разностороннее общение с детьми дошкольного возраста, умение понять и почувствовать сначала интуитивно, сердцем, а затем профессионально, внутренний мир маленького ребенка, его огромные переживания, меняющееся настроение, желания, просто текущее состояние — особый педагогический дар, который дан не каждому. Быть рядом с малышом в ответственный период становления важнейших функций и этапов развития детского организма и познавательных процессов - большая, ответственная и трудная задача, стоящая перед человеком, который пришел работать в детский сад.
Публикация «Материалы конкурсного задания к Всероссийскому конкурсу педагогического мастерства „Вопросы времени“» размещена в разделах
И в этом педагогу в первую очередь помогает умение быть терпеливым. Терпеливым к переменчивости эмоционального состояния ребенка, детским шалостям, проявлению равно как безудержно позитивного так и, возможно, негативного, к постоянным вопрошающим любопытным взглядам, к разному в характере. А с характером малыш уже рождается!
Быть добрым от природы, понимая длительность процесса становления личности ребенка, - самое что ни на есть объективное доказательство призвания работающего в ДОУ воспитателя. Доброта, исходящая от педагога, его улыбки, глаз, манеры говорить, должна быть притягательной и всепрощающей. Из искусственно культивированного качества доброты ничего не выйдет.
Важно уметь общаться со всеми детьми дошкольного возраста: совсем маленькими крикунами, упрямыми малышами трех лет с их вечным «Я сам!», почемучками чуть постарше, вытянувшимися за лето будущими выпускниками детского сада. Когда говорят о качестве «Воспитатель должен любить детей», это не всегда та доля правды, потому что человек любит избирательно. Заставить любить нельзя, а относиться к этому чувству как к установке — неискренне. Больше всего на свете любит мать свое дитя. Но когда педагогическое общение с маленькими воспитанниками, коллективом любознательных дошколят приносит педагогу радость, невзирая на трудности, и он каждый день со всей ответственностью торопится к детям своей группы, неся свои душевные силы, свой опыт, чтобы поделиться и передать их, в этом и есть призвание. В первом классе дети станут другими, меняя социум, нужно успеть именно в дошкольном возрасте заложить правильные основы будущего человека.
Одно из главнейших качеств воспитателя ДОУ — принятие ребенка таким, каков он есть. Только при этом условии умение проектировать профессиональные знания и мудрость в процесс воспитания и развития принесет действенный результат.
Всегда помнить о том, что игра — важный помощник педагога в построении совместной деятельности в течение дня. Уметь играть с детьми, на время в душе становясь ребенком, - неотъемлемое качество призвания работы в детском саду.
Сегодня нужно стать иным педагогом, чем даже два года назад, научиться быстро реагировать на изменения в жизни и изменения в определении «современный ребенок», мобильность, умение принимать конструктивные решения не должны существовать отдельно от поля профессиональной деятельности.
Все эти качества помогают в умении содержательно организовать взаимодействие с воспитанниками. Ну и, конечно, оптимизм, позитивность, целеустремленность воспитателя, личный пример, преданность выбранной профессии всегда выручали его даже в самые сложные периоды общественной жизни, потому что жизнь педагога детского сада — это жизнь среди и для воспитанников.
2. Каково ваше личное видение места игры в жизни ребенка?
Игра для ребенка очень важна! Ребенок проектирует реальную жизнь, сложности которой он не может до конца осознать, в воображаемый, созданный им мир. В большинстве случаев этот мир счастливый. Близкие люди, увиденные события и эпизоды, сказочные сюжеты, - все это темы детских игр. Игра помогает и взрослому в налаживании контакта с ребенком, в его воспитании. Когда возникают трудности из-за детского упрямства, проблемные ситуации, просто незаменимы воображаемые игровые ситуации, в которые верит малыш, становясь их участником. Например, плачущего ребенка всегда успокоит кукла-бибабо на руке мамы или педагога, даже «зайчик» из носового платка или пальчиков может творить чудеса, «уговаривая, смеясь, сочувствуя». Так эти незамысловатые приемы помогают воспитывать малыша, преодолевать преграды негативизма, находить компромиссы. Очень помогают в развитии ребенка различные современные конструкторы, например, «Лего» больших и малых размеров. Яркие, крупные и мелкие детали, фигурки людей, животных, деревьев в миниатюре, тематические наборы, вызывают полный восторг малышей. Они так увлекают ребенка, что он может часами собирать детали, совершая пробные манипуляции, а затем обыгрывать созданное. В этом самостоятельном процессе необходимо кратковременное участие взрослых, чтобы ребенок увидел результат своего труда «маленького конструктора», почувствовал, что родителям или воспитателю тоже интересно его занятие игрой. Опытный воспитатель всегда гордится тем, как его воспитанники, особенно в старшем дошкольном возрасте, владеют навыками коллективных игр, самостоятельно распределяют роли, сами создают линию сюжета. В разворачиваемые события такой захватывающей игры включаются и педагоги, и робкие дети, и даже те, кто сначала не хотел играть. Педагог понимает, раз воспитанники так играют, значит становятся взрослей.
Но самое незабываемое событие для малыша — это подарок в виде игрушки. Для девочек - новая кукла с льняными локонами, обворожительными глазами, в нарядном платье, или малютка-пупс, как настоящий младенец, для мальчишек —игрушечные медвежонок, машина, самолет, корабль. Нет счастливей ребенка в этот миг, ведь он становится в своем роде «ответственным родителем», как мама или папа, главным другом, с интересом и важностью выполняет действия шофера, летчика, капитана. И тут начинается перевоплощение: теперь нужно о ком-то заботиться или осваивать новую «технику». Радостное волнение переполняет маленькое сердце, с полной серьезностью малыш включается в ролевое действие. Хорошо, когда ребенка окружает много игрушек, в детском саду и дома, они приносят полноту жизни малышу. Поэтому, мы, взрослые обязательно должны позаботиться о счастье игры ребенка- дошкольника. Повзрослевшие дети имеют другие интересы, они более социальны, чем дошколята, а воспоминания об играх и игрушках в дошкольном детстве останутся на всю жизнь.
3. Если формирование личности зависит от воспитания, то почему в одинаковых условиях вырастают люди с разными характерами и взглядами?
На формирование личности влияют наследственные факторы. Как бы ни хотели родители не увидеть в сыне упрямства отца и лености матери, рано или поздно эти черты проявятся в большей или меньшей степени. Ребенок, только что родившейся, уже проявляет определенные черты индивидуального, отличного от других младенцев, поведения, например, выражает чрезмерное беспокойство, требуя кормления.
Условия воспитания и развития не могут быть идентично одинаковыми для всех, они уже различны в группе детского сада от семейных, обусловлены такими же различными факторами. Но даже в семье, где имеются сложившиеся традиции, своя установившаяся иерархия, и вроде бы общие условия воспитания практически одинаковые, вырастают дети (от одних родителей) с разными взглядами на жизнь.
Каждый человек индивидуален, неповторим, он особенный, как нет одинаковых деревьев в природе, хотя все они похожи друг на друга. У каждого из людей есть только присущие данному индивидууму особенности, единственные во всем мире задатки развития. Классификация темпераментов также важна и, безусловно, играет свою отведенную роль в становлении личности, стремлении проявить неповторимые особенные черты характера в примерно одинаковых условиях. Уровень восприятия воспитательной среды у каждого свой : ввиду природных задатков, степени сформированности общего развития, один ребенок впитывает, как губка, все новое, интересующее и просто предложенное к изучению, элементарному осмыслению и исследованию, другой же, напротив, равнодушен, нерешителен, его, как будто, ничего не интересует, но и это тоже может оказаться ошибкой, например, выяснятся обстоятельства особенностей нервной системы. Итак, все эти факторы указывают на то, как в одинаковой среде воспитания вырастают личности с разными характерами и взглядами на окружающую действительность.