Ирина Припускова
Проект по формированию экологической культуры у детей и родителей (часть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
«Формированию экологической культуры у детей и родителей
посредством экологических акций
в условиях дошкольного
образовательного учреждения»
Авторы проекта: Припускова И. Г. ,
старший воспитатель МКДОУ д/с № 498
Басангова Е. М.
Воспитатель МКДОУ д/с № 498
Публикация «Проект по формированию экологической культуры у детей и родителей (часть 1)» размещена в разделах
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский
В настоящее время люди всего мира поняли, что природа нашей планеты в опасности. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой. С усилением процессов урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось и поведение: люди стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая взамен.
Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей, ориентации в окружающем его мире. В этом возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективен, т. к. именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек может и не заметить. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о живой и неживой природе. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована педагогами и родителями как можно полнее. Поэтому формирование экологической воспитанности отдельной личности и общества в целом – одна из приоритетных задач современного образования.
Эту задачу можно решить, создавая условия для формирования элементарных биологических представлений (знакомство с развитием жизни на Земле; предоставление возможности освоения материала в доступной форме; воспитание эмоционально – положительного отношения к природе, обеспечивая при этом условия для развития экологического сознания (знакомство с представителями живой и объектами неживой природы, исследование взаимосвязи всех объектов в природе; воспитание осознанно – правильного отношения к планете Земля и к человеку, как части природы; знакомство с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности; создание условий для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды).
Каждый ребенок – исследователь, который открывает для себя мир. Он стремится к активной деятельности. Поэтому одним из важных условий формирования личности ребенка является правильная организация и экологизация развивающей среды, в которой находился бы ребенок с самого раннего возраста. В этой среде он должен не просто жить, а наблюдать, обследовать, экспериментировать, помогать, оберегать, задавать вопросы природе и получать на них ответы.
Цель проекта
Формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии посредством экологических акций в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта
1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
2. Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций и элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
3. Формировать умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами, а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
4. Расширять представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
Актуальность
Современное содержание воспитательно - образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в решении этой проблемы отводится экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития. Крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем.
К сожалению, очень часто работники дошкольных учреждений в процессе ознакомления дошкольников с природой больше внимания обращают на их интеллектуальное развитие в этой области. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой нравственного развития личности дошкольников и формирования у них эмоциональной отзывчивости, этических норм и правил. Малоэффективно и нерезультативно прививать эмоциональное отношение дошкольников к природе по книгам и рисункам. Так же в работе с дошкольниками по формированию экологической культуры необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с родителями воспитанников, вовлекая их в педагогический процесс. Поэтому целью данного проекта является внедрение в воспитательно – образовательный процесс нетрадиционных, эффективных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию.
В системе работы по экологическому воспитанию используется большое многообразие методов и форм. Нетрадиционной формой организации воспитательно – образовательного процесса с активным включением родителей в жизнедеятельность детского сада является экологическая акция, как социально – значимое мероприятие.
В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в нем участвуют.
Участники проекта
Воспитанники дошкольного учреждения в возрасте от 2 до 7 лет
Педагоги дошкольного учреждения
Родители
Основные функции участников проекта
Педагоги и учителя - логопеды осуществляют образовательный процесс, формируют нравственные ориентиры, осознанно-правильное отношение детей к объектам природы, предпосылки научного мировоззрения, используя в работе разнообразные формы, методы и приемы.
Педагог дополнительного образования по ИЗО деятельности и музыкальные руководители через современную и классическую музыку, через произведения изобразительного искусства, оказывают влияние на эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность дошкольников, направленную на сохранность и рациональное использование природы.
Родители принимают непосредственное участие в воспитательно – образовательном процессе.
Старший воспитатель осуществляют планирование, анализируют и корректирует деятельность, оказывает методическую помощь.
Заведующий осуществляет контроль за работой всех подразделений, контролирует управленческую и финансово-экономическую деятельность, образовательный процесс, обеспечивает взаимодействие с родителями.
Сроки реализации проекта
сентябрь 2012 г. – май 2014 г.
Основные принципы проекта
индивидуальность и учет возрастных, психологических особенностей детей;
принцип развивающего обучения;
преемственность;
наглядность и доступность;
сотрудничество;
интегративность;
систематичность;
творчество и самостоятельность.
Базовая основа проекта
Образовательная часть проекта построена на общеобразовательной программе МКДОУ д/с № 498, основанной на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, а также с использованием элементов следующих парциальных программ и методик:
1. Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа и условия ее реализации в детском саду.
2. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду».
Ожидаемые результаты
Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;
Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;
Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.